План-конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Театр кукол на Руси»

Альбина Сибгатуллина
План-конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Театр кукол на Руси»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Бльшекайбицкий детский сад «Миляшкай» Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Театр кукол на Руси»

Воспитатель: Сибгатуллина

Альбина Альбертовна

с. Кайбицы, 2013

Развевающие задачи: развивать в ребенке способность эмоционально откликнуться на художественный вымысел игры: развивать эстетические чувства детей; пластику рук.

Образовательные задачи: расширить общий кругозор ребенка; ознакомить детей с историей возникновения театра, его традиции.

Воспитательные задачи: воспитывать интереск истории своего народа.

План проведения:

1. Вводная часть. Рассказ педагога о том, с чего начиналось искусство театра на Руси (ярмарочные представления).

2. Речевая разминка: русские народные заклички,зазывалки, скороговорки.

3. Актеры-петрушечники. Петрушка как главный персонаж русских народных кукольных представлений. Показ куклы и ее оживление.

4. Заключительная часть, подведение итогов.

Оборудование: кукла петрушка, иллюстрации из книги Симонович-Ефимова «Записки петрушечника» и статьи о театре кукол.

Ход занятия:

Педагог. Давным - давно не 10 и не 100, а много раз то 100 лет назад жили-были люди смелые и веселые. Им нравилось народ веселить, на посмешище зло да недостатки всякие выставлять, а добро да смекалку славить (если слова «смекалка», и др. не понятны детям, их стоит обсудить). И назвали этих людей-скоморохи. Они придумывали веселые представления, в которых смеялись над жадностью, глупостью, воровством, трусостью. Главным героем этих представлений был простой веселый смекалистый мужик. Конечно же, никакого театрального здания к которым мы с вами привыкли, у скоморохов не было. Они были странствующими актерами,переезжали из города в город и давали свои представления на улицах и площадях в дни ярмарки праздник.

Педагог показывает иллюстрации. Скоморохи запросто общались со зрителями, вовлекая в свою игру. Чтобы привлечь внимание к своему представлению скоморохам быть и музыкантами, и дрессировщиками, и акробатами, и жонглерами, и актерами. А уж искусство скороговорки они знали в совершенстве, переговорить могли кого угодно.

Хочу вам предложить представить себе на месте этих веселых скоморохов и приговорить некоторые заклички и шуточные скороговорки. Педагог импровизирует в зависимости от подготовленности и желания детей. Тексты повторяем хором и по одному, сопровождая жесты движениями. Скороговорка длится на несколько частей и даются различные задачи:рассказ невероятной истории спор, сплетня и др.

Солнце красное встает,Всех на ярмарку зовет. Разливай и квас, и мед,Веселись честный народ. Разыня-Федот,Что стоишь,разинуврот?Налови нам галокЦелыйпосужонок.

Рыжий, рыжий, конопатый,Не ходи у нашей хаты. Ходи во поле гулять,Конопушки собирать.

РасфуфыриласьМарфута:Фу-ты,фу-ты,фу-ты,фу-ты. На марфуте три фуфайки, Десять фартуков из байки.

Рева корова. Вот тебе обновка:Два ведерка под глаза,Чтоб котилась слеза.

Козел-мукомол,Кому муку молол,А кому не молол. От того, кому молол,Получал по ватрушке. А от того кому не молол,Получал по макушке.

А еще некоторые скорогорохи в своих представлениях стали использовать куклу. И так, познакомьтесь – это Петрушка. Как вы думаете, ребята. Что нужно сделать, чтобы оживить его. (Ответы детей).

Правильно актеры надевали Петрушку на руку и оживляли его при помощи движения кисти и пальцев. В современном театре тоже есть такие куклы, они показывают перчаточными. И пока вы будете рассматривать нашего героя, я вам про него расскажу. Петрушка быстро стал главным героям русских народных кукольных представлений и очень нравился зрителям. Как вы думаете,почему? (дети говорят о том, что петрушка веселый,смешной). Правильно ребята, а одевали Петрушку в красную рубаху и колпачек с кисточкой. В петрушечных представлениях обычно участвовали два актера:один играл на шарманке, а другой, которого называют петрушечником из-за ширмы показывал кукол (на правой руки был Петрушка, а на левой- все остальные персонажи). Петрушка так же,как и скоморохи, высмеивал различные недостатки людей. Как вы думаете,какие? (ответы детей).Правильно. И вот в конце представления, а жадный цыган, и обманщик лекарь, и даже сам черт были наказаны смелым и веселым Петрушкой. А сейчас мы переключаемся в те далекие времена на одно из таких представлений. Педагог с куклой начинает представление.

Собирайся, народ!К вам Петрушка идет. На голове колпак,В кармане медный пяток. Я сейчас веселье затею, И от улыбок ваших разбогатею!Педагог: А вы хотите сами попробовать его «оживить»?Дети по очереди водят куклу и проговаривают уже знакомые им скороговорки. Заканчивают представление педагог с Петрушкой. Петрушка: Ну,ребятишки,девочки и мальчики, мое вам почтение,расстаемся с вами до следующего представления. Педагог: Ну что же,ребята,скажете Петрушке «досвидание»,нам пора возвращаться. Думаю, такого знакомства вы еще раз захотите увидеть его. А он с удовольствием придет к вам в гости. А сейчас я хочу вас спросить, что вам больше всего запомнилось и понравилось из того, что вы увидели, узнали, попробовали (ответы детей).

Публикации по теме:

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Театр ОригамиТеатр Оригами В нашей группе много видов различных театров:теневой, театр на пальчиках и многие другие. В том числе и театр Оригами. Детям очень нравятся.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Иллюстрации
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
План-конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Театр кукол на Руси»
Опубликовано: 28 марта 2013 в 12:58
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...