План воспитателя по самообразованию на 2013–2016 годы «Развитие творческих способностей детей в процессе восприятия музыки»

Оксана Балаганская
План воспитателя по самообразованию на 2013–2016 годы «Развитие творческих способностей детей в процессе восприятия музыки»

Воспитатель старшей группы «Калинки» МАДОУ «Детский сад №14 «Вишенка».

Тема: Развитие творческих способностей в процессе восприятие музыки у детей дошкольного возраста.

Цель:

развивать творческое воображение детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки;

установить взаимосвязь между восприятием музыки и развитием творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Пояснительная записка.

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагогов – воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление»

К. Орф

Музыка – один из видов искусства, который обращён непосредственно к человеческому чувству. Музыка располагает своими специфическими средствами воздействия на состояние человека, она воздействует на человека с самых первых дней его жизни. В дошкольном возрасте у ребёнка ещё не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времён и стилей. Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Музыка помогает в нравственно-эстетическом развитии ребёнка, так как музыка – источник благородства сердца и души, это язык чувств. Музыка помогает открыть в человеке любовь к людям, готовность творить красоту, и, наконец, музыка – это источник мысли и огромное средство самовоспитания.

Мир музыки, музыкальная деятельность очень близки детям. В восприятии музыки, оценке, творчестве ребёнок видит собственную значимость. В процессе музыкальной деятельности дети знакомятся с лучшими образцами народной и классической музыки, что способствует обогащению их духовного мира.

Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – задача сложная. Музыкально-образовательная деятельность развивает воображение, эстетический вкус, формирует нравственно - эмоциональную сферу.

Музыкальная деятельность – сочетание всех видов музыкальной деятельности в процессе музыкального развития. В современной теории и методике воспитания дошкольников развитие творческих способностей путём восприятия музыкальных произведений включает в себя: восприятие музыки, использование разных жанров, разных стилей и эпох; исполнительство (пение, игра на музыкальных инструментах и музыкально-ритмические движения); творчество (песенное, танцевальное и игровое, музицирование на инструментах); музыкально-образовательную деятельность (сообщение сведений общего характера о музыке и специальных знаний о способах исполнительства); музыкально-игровую деятельность (театрализованные музыкальные игры, игры с пением, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические игры).

Музыкальная игра – деятельность детей, связанная с активным слушанием музыки в процессе движения; средство музыкального воспитания, способствующее развитию творческих способностей.

«Человек овладевает и родной речью, и азбукой музыкальной культуры – способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту мелодии только в годы детства. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую высоту культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство».

В. А. Сухомлинский.

Задачи:

проанализировать литературу по данной теме;

обогащать духовный мир детей через высокохудожественные образцы

музыкального искусства и приобщение к истокам мировой и русской народной культуры.

развивать эмоциональную сферу детей, способствовать удовлетворению их эстетических потребностей, вкуса, развитию эстетической оценки;

повысить собственный уровень знаний, путём изучения необходимой литературы по теме самообразования;

изучить мониторинги по данной теме;

изучить литературу по улучшению предметно – развивающей среды в группах;

изучить и подобрать песенный материал для разных тематических уголков.

подобрать, изучить и изготовить дидактический материал по теме самообразования для занятий и организации самостоятельной деятельности детей;

изучить и подобрать музыкальный материал для прослушивания на занятиях, составить картотеку музыкальных произведений;

разработать систему творческих заданий, способствующих музыкальному развитию дошкольников

Предполагаемые результаты:

разработать перспективный план проведения мероприятий музыкально – эстетической направленности;

консультации для воспитателей по теме самообразования;

консультации для родителей по теме самообразования;

разработать совместно с воспитателями занятия по различным образовательным областям с интеграцией в них музыкальной деятельности;

обогатить предметно – развивающую среду в группе;

усовершенствовать, обновить пособия и дидактический материал по восприятию музыки для детей дошкольного возраста.

Этапы самообразования:

провести мониторинг, целью которого является - определить особенности организации процесса слушания музыки с детьми;

подобрать методическую литературу по теме самообразования;

изучить подобранную методическую литературу;

выступить с консультациями по теме на педсоветах и родительских собраниях;

помощь в проведении интегрированных и комплексных занятий по различным областям образовательной деятельности;

провести открытое занятие по рисованию, художественному творчеству с использованием музыкальных произведений;

провести итоговый мониторинг.

Список литературы:

Комплексная «Программа воспитания и обучения в детском саду»

под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). – Воронеж: НПО «Модэк», 1998.

Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М.: Линка – Пресс, 1997.

Васина-Гроссман В. А. Первая книжка о музыке. – М., 1976.

Вайнфельд О. А. Музыка, движение, фантазия: методическое пособие для музыкальных руководителей / О. А. Вайнфельд. – СПб., 2000.

Галлеев Б. В. Содружество чувств и синтез искусств. – М., 1982

Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.

Ершова А. П. Искусство в жизни детей. – М., 1994.

Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А. Н. Зимина. – М., 2000.

Клёнов А. С. Там, где музыка живёт. – М., 1994.

Картотека предметных картинок. – М., 2010.

Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982.

Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997.

Осовицкая З. Я., Казаринова А. М. В мире музыки. – М. ; СПб., 1998.

Г. Левашова «Твой друг музыка».

Спенс Кейт. Всё о музыке. Популярная энциклопедия. – М., Белфакс, 1997.

Торшилова Е. М. Эстетическое воспитание в семье. – М., 1989.

Финкельштейн Эмиль. Музыка от А до Я. СПб., Композитор, 1992.

Журналы:

Дошкольная педагогика.

Музыкальный руководитель.

ПедСовет.

Справочник музыкального руководителя.

Публикации по теме:

«Еще раз о том, как слушать и слышать музыку» (презентация к практикуму для воспитателей) «Еще раз о том, как слушать и слышать музыку». Проблема восприятия классической музыки в старшем дошкольном возрасте. Презентация к практикуму.

План по самообразованию. 2013. План по самообразованию. Музыкальный руководитель Кибкало Оксана Юрьевна. 2013. Тема: Развитие творческих способностей в процессе восприятие.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
План воспитателя по самообразованию на 2013–2016 годы «Развитие творческих способностей детей в процессе восприятия музыки»
Опубликовано: 12 декабря 2013 в 17:59
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....