План воспитателя по самообразованию на 2013–2016 годы «Развитие творческих способностей детей в процессе восприятия музыки»

Оксана Балаганская
План воспитателя по самообразованию на 2013–2016 годы «Развитие творческих способностей детей в процессе восприятия музыки»

Воспитатель старшей группы «Калинки» МАДОУ «Детский сад №14 «Вишенка».

Тема: Развитие творческих способностей в процессе восприятие музыки у детей дошкольного возраста.

Цель:

развивать творческое воображение детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки;

установить взаимосвязь между восприятием музыки и развитием творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Пояснительная записка.

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагогов – воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление»

К. Орф

Музыка – один из видов искусства, который обращён непосредственно к человеческому чувству. Музыка располагает своими специфическими средствами воздействия на состояние человека, она воздействует на человека с самых первых дней его жизни. В дошкольном возрасте у ребёнка ещё не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времён и стилей. Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Музыка помогает в нравственно-эстетическом развитии ребёнка, так как музыка – источник благородства сердца и души, это язык чувств. Музыка помогает открыть в человеке любовь к людям, готовность творить красоту, и, наконец, музыка – это источник мысли и огромное средство самовоспитания.

Мир музыки, музыкальная деятельность очень близки детям. В восприятии музыки, оценке, творчестве ребёнок видит собственную значимость. В процессе музыкальной деятельности дети знакомятся с лучшими образцами народной и классической музыки, что способствует обогащению их духовного мира.

Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – задача сложная. Музыкально-образовательная деятельность развивает воображение, эстетический вкус, формирует нравственно - эмоциональную сферу.

Музыкальная деятельность – сочетание всех видов музыкальной деятельности в процессе музыкального развития. В современной теории и методике воспитания дошкольников развитие творческих способностей путём восприятия музыкальных произведений включает в себя: восприятие музыки, использование разных жанров, разных стилей и эпох; исполнительство (пение, игра на музыкальных инструментах и музыкально-ритмические движения); творчество (песенное, танцевальное и игровое, музицирование на инструментах); музыкально-образовательную деятельность (сообщение сведений общего характера о музыке и специальных знаний о способах исполнительства); музыкально-игровую деятельность (театрализованные музыкальные игры, игры с пением, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические игры).

Музыкальная игра – деятельность детей, связанная с активным слушанием музыки в процессе движения; средство музыкального воспитания, способствующее развитию творческих способностей.

«Человек овладевает и родной речью, и азбукой музыкальной культуры – способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту мелодии только в годы детства. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую высоту культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство».

В. А. Сухомлинский.

Задачи:

проанализировать литературу по данной теме;

обогащать духовный мир детей через высокохудожественные образцы

музыкального искусства и приобщение к истокам мировой и русской народной культуры.

развивать эмоциональную сферу детей, способствовать удовлетворению их эстетических потребностей, вкуса, развитию эстетической оценки;

повысить собственный уровень знаний, путём изучения необходимой литературы по теме самообразования;

изучить мониторинги по данной теме;

изучить литературу по улучшению предметно – развивающей среды в группах;

изучить и подобрать песенный материал для разных тематических уголков.

подобрать, изучить и изготовить дидактический материал по теме самообразования для занятий и организации самостоятельной деятельности детей;

изучить и подобрать музыкальный материал для прослушивания на занятиях, составить картотеку музыкальных произведений;

разработать систему творческих заданий, способствующих музыкальному развитию дошкольников

Предполагаемые результаты:

разработать перспективный план проведения мероприятий музыкально – эстетической направленности;

консультации для воспитателей по теме самообразования;

консультации для родителей по теме самообразования;

разработать совместно с воспитателями занятия по различным образовательным областям с интеграцией в них музыкальной деятельности;

обогатить предметно – развивающую среду в группе;

усовершенствовать, обновить пособия и дидактический материал по восприятию музыки для детей дошкольного возраста.

Этапы самообразования:

провести мониторинг, целью которого является - определить особенности организации процесса слушания музыки с детьми;

подобрать методическую литературу по теме самообразования;

изучить подобранную методическую литературу;

выступить с консультациями по теме на педсоветах и родительских собраниях;

помощь в проведении интегрированных и комплексных занятий по различным областям образовательной деятельности;

провести открытое занятие по рисованию, художественному творчеству с использованием музыкальных произведений;

провести итоговый мониторинг.

Список литературы:

Комплексная «Программа воспитания и обучения в детском саду»

под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). – Воронеж: НПО «Модэк», 1998.

Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М.: Линка – Пресс, 1997.

Васина-Гроссман В. А. Первая книжка о музыке. – М., 1976.

Вайнфельд О. А. Музыка, движение, фантазия: методическое пособие для музыкальных руководителей / О. А. Вайнфельд. – СПб., 2000.

Галлеев Б. В. Содружество чувств и синтез искусств. – М., 1982

Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.

Ершова А. П. Искусство в жизни детей. – М., 1994.

Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А. Н. Зимина. – М., 2000.

Клёнов А. С. Там, где музыка живёт. – М., 1994.

Картотека предметных картинок. – М., 2010.

Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982.

Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997.

Осовицкая З. Я., Казаринова А. М. В мире музыки. – М. ; СПб., 1998.

Г. Левашова «Твой друг музыка».

Спенс Кейт. Всё о музыке. Популярная энциклопедия. – М., Белфакс, 1997.

Торшилова Е. М. Эстетическое воспитание в семье. – М., 1989.

Финкельштейн Эмиль. Музыка от А до Я. СПб., Композитор, 1992.

Журналы:

Дошкольная педагогика.

Музыкальный руководитель.

ПедСовет.

Справочник музыкального руководителя.

Публикации по теме:

«Еще раз о том, как слушать и слышать музыку» (презентация к практикуму для воспитателей) «Еще раз о том, как слушать и слышать музыку». Проблема восприятия классической музыки в старшем дошкольном возрасте. Презентация к практикуму.

План по самообразованию. 2013. План по самообразованию. Музыкальный руководитель Кибкало Оксана Юрьевна. 2013. Тема: Развитие творческих способностей в процессе восприятие.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
План воспитателя по самообразованию на 2013–2016 годы «Развитие творческих способностей детей в процессе восприятия музыки»
Опубликовано: 12 декабря 2013 в 17:59
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра»
В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе "Экология Подмосковья" проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных образовательных...
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...