Папки-передвижки

План-программа по преемственности в работе детского сада и начальной школы

Любовь Чепкасова
План-программа по преемственности в работе детского сада и начальной школы

Пояснительная записка

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.

Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Публикация «План-программа по преемственности в работе детского сада и начальной школы» размещена в разделах

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Неподготовленность ребёнка влечёт за собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. При этом ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.

МКОУ «Вавиловкая средняя общеобразовательная школа» имеет широкие возможности для реализации программы преемственности, так как в условиях педагогического процесса реализуются образовательные программы ДОУ и начальная школа.

Таким образом, преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Установление преемственности между дошкольной группой и начальной школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Целенаправленное взаимодействие дошкольной группы и начальной школы возможно только при разработке и реализации программы преемственности. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.

Цель – построение непрерывного образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО и ФГОС ДО.

Задачи:

1. Разработать модель непрерывного образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО.

2. Обеспечить готовность педагогов к осуществлению данного процесса.

3. Обеспечить преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

4. Формировать психологическую готовность ребенка к школе с учетом преемственности формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному образованию.

5. Определить диагностический инструментарий для отслеживания развития личности ребенка.

6. Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.

7. Создать единую стратегию в работе с родителями (законными представителями).

Подготовка к школе и что гораздо важнее всестороннее развитие ребенка – процесс, требующий пристального внимания и длительного времени.

Поставленные задачи требуют комплексного решения, и нами были определены три основные направления работы.

1. Методическая работа.

2. Работа с родителями.

3. Работа с детьми.

Этапы преемственности

Вся система работы по осуществлению преемственности между дошкольным и начальным школьным звеном общего образования представляет 4 взаимосвязанных этапов:

Первый этап (апрель - май) производится сбор исчерпывающей информации о состоянии работы по подготовке к школьному обучению воспитанников старших групп детского сада в ходе комплексного психолого-педагогического экспресс – наблюдения за будущими выпускниками. В детском саду разработан полный пакет диагностических методик для детей старшего дошкольного возраста.

Второй этап (сентябрь) на основе полученных результатов планируются коллективные и дифференцированно – индивидуальные формы работы с педагогами, детьми и родителями.

Третий этап (январь-февраль) качество подготовки детей к обучению в школе контролируется педагогом-психологом в, а марте воспитатели получают рекомендации по оптимизации педагогического процесса. Контрольные мероприятия составляют содержание третьего этапа работы и обеспечены необходимыми методиками, тестами, оценочными материалами. Итоги по подготовке детей к школе представляются на Совете педагогов ДОУ, совместных малых педсоветах (СОШ – ДОУ, совместных заседаниях методических объединений специалистов. На основании принятых решений для выпускников ДОУ оформляется карта стартовой информации о будущих первоклассниках для учителей начальной школы.

Четвертый этап (сентябрь-октябрь) диагностический этап мониторинга по отслеживанию успешности адаптации и обучения в первых классах школы и выпускников дошкольного отделения. Результаты адаптации выявляются в ходе посещений уроков, собеседований с заместителем директора по учебно-воспитательной работе начальной школы, учителями первых классов, которые заполняют соответствующие таблицы эффективности.

Итоги работы подводятся на совместном круглом столе по преемственности. Выявленные причины дезадаптации и выводы, полученные в ходе обсуждения проблемных вопросов, служат основой для планирования и совершенствования дальнейшей работы по реализации принципа целостности в разработке содержательной и организационной преемственности между образовательными уровнями дошкольным и начальным школьным звеном на очередной учебный год.

Мероприятия по осуществлению преемственности

Содержание работы Цель Срок Ответственные

Содержание работы воспитателей детского сада и учителей школы

Составление и утверждение совместного плана работы по преемственности между ДОУ и школой.

Ознакомление воспитателей с программой 1-го класса. Ознакомление учителей начальных классов с программой подготовительной группы. -запланировать совместную работу на учебный год,

-обеспечить создание системы непрерывного образования Сентябрь Зам. директора по УВР МКОУ

«Вавиловская СОШ», старший воспитатель, воспитатель

Оформление стенда

«Для вас родители, будущих

первоклассников»

-информировать родителей о подготовке к школе

В течение

года Воспитатели

Праздник “1 сентября –

День Знаний”.

-создать для будущего

выпускника д/с условия

возникновения желания

учиться в школе.

-создать для учащихся

1-го класса условия

возникновения гордости

быть учеником.

Сентябрь Руководитель ОУ,

учитель

начальных классов,

воспитатели

Проведение собеседования родителей с директором школы о

готовности ребёнка к обучению в школе.

-организовать

индивидуальную работу

с родителями будущих

первоклассниками.

октябрь Учитель

начальных классов

Семинар-практикум

«Использование

Здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ и ОУ»

-знакомство с опытом работы по

использованию

здоровьесберегающих

технологий на дошкольной и начальной ступени образования

ноябрь Воспитатели,

Учителя начальных классов

Совместное заседание педагогов ДОУ и ОУ

Общие понимания и требования готовности ребенка к школе

. -выработать педагогами

ДОУ и школы общее понимание и требования к готовности ребенка к школе.

декабрь

Руководитель МКОУ

«Вавиловской СОШ»

Учитель

начальных классов,

воспитатели

Взаимное посещение школы и детского сада (непосредственно образовательной деятельности, уроков) -проследить и в дальнейшем использовать связь и согласованность целей, задач, методов, средств воспитания и обучения в детском саду и школе В течение года Воспитатели подготовитель

ной группы, учителя начальных классов

Участие в педагогических советах. -обмениваться педагогическим опытом преемственности детского сада со школой

Взаимное консультирование. -оказывать консультативные услуги по вопросам воспитания и образования детей

Проведение совместных родительских собраний -подготовить родителей к началу учебного года в школе: рассказать об общих требованиях к обучающимся в образовательных учреждениях, трудностями в процессе адаптации учащихся 1-х классов в школе,

- ознакомить родителей воспитанников с образовательной программой МКОУ «Вавиловская СОШ» дошкольная группа

Содержание работы с детьми

Посещение торжественной линейки в школе -познакомить воспитанников со школой, традицией празднования дня Знаний Сентябрь Воспитатели

Экскурсия в школу (посещение библиотеки, спортивного и актового зала) -расширить представления воспитанников о школе,

-способствовать плавной адаптации к школе Октябрь

Беседа о школе -выявить знания детей о школе, ее назначении,

-дать воспитанникам информацию о функциях школы,

-развивать познавательный интерес

Беседа о профессии учителя (с приглашением учителя начальных классов) -воспитывать уважение к учителю,

-развивать познавательную активность воспитанников

Чтение и рассказывание стихов о школе -совершенствовать речевые навыки,

-развивать детское творчество,

-способствовать

выявлению и раннему развитию талантливых детей,

-формировать стремление к получению новых знаний Ноябрь

Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь -развивать наблюдательность,

-учить воспитанников рассуждать на тему школьной жизни, делать выводы

Изобразительная деятельность на тему «Моя будущая школа» -совершенствовать изобразительное творчество детей,

-вызвать желание учиться в школе, получать новые знания В течение года

Выставка детских работ «Моя будущая школа» -оформить выставку детских работ в групповой раздевалке для родителей

Сюжетно-ролевая игра «Я- школьник» - помочь воспитанникам примерить на себя роль ученика в процессе игровой деятельности

Словесные и дидактические игры школьной тематики -совершенствовать речевые умения,

- развивать познавательную активность детей

Знакомство с пословицами поговорками и загадками об учении в школе -познакомить с народным фольклором об учении,

- расширить словарный запас детей на тему «Школа».

Рассматривание школьных принадлежностей.

Дидактическая игра «Собери портфель» -формировать представление о школьных принадлежностях, их назначении

Учителя начальных классов, воспитатели подготовительной группы

Экскурсия в класс, встреча с первоклассниками -формировать позитивное отношение к процессу обучения в школе По плану школы

Посещение праздника «Прощание с букварем» -воспитывать интерес к получению новых знаний, чтению По плану школы

Выпуск детей из детского сада -провести выпускной бал для воспитанников подготовительной группы,

-обеспечить положительное самоощущение ребенка в окружающем мире Май Музыкальный руководитель, родительский комитет, воспитатели подготовительной группы

Весенний трудовой десант

«уборка территории)

Май Воспитатель, учитель начальных классов

Обследование детей подготовительной группы с целью изучения уровня готовности к обучению в школе. -провести тестирование на уровень готовности детей к школе,

-проследить динамику интеллектуального, речевого развития за учебный год Сентябрь-май старший воспитатель,

воспитатели

День открытых дверей для родителей будущих первоклассников:

- выставка рисунков дошкольников «Я будущий первоклассник»

-наладить связь между родителями и учителями будущих первых классов,

-сформировать у родителей позитивный настрой к обучению детей в школе,

-проконсультировать родителей, как правильно психологически настроить ребенка на успешное обучение в школе Февраль Зам. директора по УВР МКОУ

«Вавиловкой СОШ», библиотекарь, воспитатели

-выставка поделок,

«Русские валенки»

(украшение валенок)

- помощь учащихся ОУ

воспитанникам ДОУ.

февраль Учитель

начальных классов,

воспитатели

Содержание работы по взаимодействию с родителями

Консультация «Психологическая готовность к школе». Правила для родителей. -оказать консультативную помощь родителям по оказанию психологической готовности к школе Октябрь Воспитатели подготовитель

ной группы

Родительское собрание «Подготовка к школе в системе «детский сад – семья – школа» -довести до сведения родителей основные задачи образовательной программы ДОУ,

-проинформировать о том, какими знаниями, умениями, навыками должен владеть будущий первоклассник Ноябрь Воспитатели подготовитель

ной группы,

учителя начальных классов, старший воспитатель

Консультация «Озорной непоседа или гиперактивный ребёнок в детском саду и школе и как ему помочь».

-оказать консультативную помощь родителям Январь

Оформление наглядных материалов для родителей «Возрастные особенности психологического развития детей 6-7 лет» -оказать консультативную помощь родителям В течение года

Родительское собрание «Скоро в школу мы пойдем» (совместно с учителем начальных классов). -оказать консультативную помощь родителям по вопросам адаптации детей к школе,

-проинформировать, какие канцелярские товары и школьные принадлежности надо приобрести,

-проинформировать, какую образовательно-воспитательную работу следует провести с детьми в летнее время для позитивного настроя детей на успешное обучение в школе. Май

Такая работа по преемственности определяет следующие результаты:

1) повышается компетентность родителей;

2) открытый диалог в рамках сотрудничества (родители – воспитатели – учителя);

3) безболезненная адаптация детей в 1 классе;

4) формирование мотивации детей;

5) обеспечение равных стартовых возможностей;

6) защищённость мира детства.

В заключение хочется сказать, что положено начало к обеспечению преемственности образовательной программы дошкольных образовательных учреждений с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования. Таким образом, исключается дублирование программных областей знаний, а обеспечивается реализация единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства.

Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

Список использованной литературы

1. Безруких М. М. Ступеньки к школе. – М., 2001.

2. Болотина Л. Р., Микляева Н. В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2006.

3. Белая К. Ю. Особенности планирования работы с учетом ФГОС ДО // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – М. : Издательский дом МЦФЭР – 2011. – № 11.

4. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников. / Под ред. Е. П. Арнаутовой. – М., 2006.

5. Технологии непрерывного образования в детском саду и школе. / Под ред. Н. В. Микляевой. – М., 2011.

Публикации по теме:

Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школыОбеспечение преемственности в работе ДОУ и школы Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть,.

Фотоотчёт о встрече детей детского сада с учениками музыкальной школыФотоотчёт о встрече детей детского сада с учениками музыкальной школы Музыкальное воспитание детей – одна из важнейших частей их гормонального развития. «Я бы обучал детей музыке, физике и философии. Но.

Преемственность детского сада и школы в нашем селе. (Очерк-воспоминание).Преемственность детского сада и школы в нашем селе. (Очерк-воспоминание). Целых двадцать лет назад мой сын пошёл в 1 класс. Всё было как-будто вчера. Нахлынули волной воспоминания. Дети - маленькие, родители и.

Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы)Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы) Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы).Под понятием «преемственность» подразумевают плавный переход.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 1 Программа дополнительного образования изостудии «Кляксики» художественно – эстетической направленностиДля детей старшей группы детского.

Программа ко Дню открытых дверей детского сада в Международный День музыкиПрограмма ко Дню открытых дверей детского сада в Международный День музыки Вот уже второй год я составляю программу мероприятий на День открытых дверей детского сада, который проводится в Международный День музыки.

Программа внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы в рамках организации дня здоровья «Игра-кругосветка»Программа внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы в рамках организации дня здоровья «Игра-кругосветка» Программа Дня здоровья. Конспект предназначен для учителей начальной школы. Материал направлен на формирование у детей здорового образа жизни,.

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Все цвета, кроме черного» 1. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме черного» составлена на основе авторской программы М. М. Безруких.

Фотоотчет соревнования первоклассников школы и воспитанников детского садаФотоотчет соревнования первоклассников школы и воспитанников детского сада Соревнования первоклассников школы № 75 и воспитанников детского сада №34. Данное мероприятие было проведено в соответствии с планом работы.

Методические условия преемственности между начальной и средней школой Выступление на педагогическом совете «Методические условия преемственности между начальной и средней школой» Проблема преемственности начального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-программа по преемственности в работе детского сада и начальной школы
Опубликовано: 17 мая 2021 в 14:38
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД