МААМ-картинки

Приобщение младших школьников к историко-культурному и нравственно-этическому наследию родного края

Наталья Минакова
Приобщение младших школьников к историко-культурному и нравственно-этическому наследию родного края

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский

Пояснительная записка

Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставит не только перед нами, она стояла и перед нашими отцами и дедами, перед дедами наших дедов – в веках и тысячелетиях. Осознание того, что утрата многих профессиональных традиций привела к обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения.

Публикация «Приобщение младших школьников к историко-культурному и нравственно-этическому наследию родного края» размещена в разделах

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Основные цели работы:

-формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;

-воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.

Задачи:

-сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Подмосковья.

-воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа;

-обеспечить развитие чувственного опыта учащихся.

Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников.

Особенности:

Содержание данного курса рассчитано на учащихся начальных классов школы. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность работы по данной теме позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Курс рассчитан на четыре года обучения.

В процессе преподавания курса рекомендуется проводить беседы, занятия-лекции, занятия-встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы. Учащиеся могут готовить сообщения, проекты, доклады.

Важная составляющая краеведения – элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции воспитателя.

Обеспечение:

- Уголки по краеведению в группе

- Макеты

- Картины

- Альбомы, иллюстрации

- Дидактические игры (разработаны и созданы педагогами ОУ)

- Карты

- Исторические документы, фотографии

- Мультимедиа

- Методическая, краеведческая, художественная литература

- Буклеты, наборы открыток

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии Подмосковья, России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:

-самостоятельно подбирать литературу по теме;

-работать в читальном зале библиотеки;

-готовить и выступать с докладами и сообщениями;

-работать в семейных архивах;

-уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

-сравнивать и обобщать факты;

-воспитывать бережное отношение к своему городу, к школе;

-воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков.

Содержание работы:

1-й класс

Наш город – (5 ч.)

Главная улица нашего города (рисунки).

Памятные и исторические места города, литературные дома (экскурсии).

Профессии людей, занятых на производстве, в строительстве, сельском хозяйстве, в транспорте (устный рассказ).

Название моего города (легенды).

Прогулка-экскурсия в магазины микрорайона (экскурсия).

Моя семья – (6 ч.)

Орден в моем доме (поисковое задание).

Мои родные (устный рассказ, рисунки).

Ты – родитель (игра).

Мое имя и фамилия (в летописи семьи).

Игры бабушек, дедушек (разучивание).

Выполнение посильных поручений в семье (рисунки).

Наша школа – (7 ч.)

Школьные кабинеты (обзорная экскурсия).

Адрес школы. Дорога в школу (рисунки).

Мой сосед по парте (урок – игра).

Традиции школы (рассказ учителя и старшеклассников).

Школьная библиотека (экскурсия).

Наши обязанности (игра).

Мы школьниками стали, мы школьники теперь (праздник).

Природа и мы – (4 ч.)

Природа моего города (посещение парков).

Наблюдение за птицами. Охрана птиц зимой (практическая деятельность по изготовлению кормушек).

Растения и животные лесов, полей, лугов и водоемов родного края (рисунки, лепка, прогулки, сообщения).

Наш парк (экскурсия в парк).

2-й класс

Наш город – (8 ч.)

О чем говорят названия улиц (поисковое задание).

Посещение зрелищных учреждений (кино, театров, цирка, выставки).

Альбом «Знай и люби свой город» (рисунки, сочинения, мини-доклады).

Дмитров– моя гордость (литературно-музыкальный вечер).

Основные достопримечательности города: памятники, парки и др. Главная площадь города (рисунки, экскурсии по городу).

Транспорт города. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте (беседа, прогулки по отдельным местам города).

Моя семья – (8 ч.)

Мой дом – моя крепость (игровая ситуация).

У меня дома в свободное время (устный рассказ).

Моя трудовая семья (выставка фотографий, документов).

Песни родителей, бабушек (прослушивание).

Распределение обязанностей в семье (рисунки).

Кто в семье главный? (диспут).

Фамилия, имена, отчества членов семьи (поисковое задание).

Роль матери в воспитании детей (конференция мам).

Наша школа – (7 ч.)

Правила поведения учащихся на уроках и переменах (беседа, устный рассказ).

Школьная и классная символика (конкурс рисунков).

Мои любимые книги (выставка книг).

Бережное отношение к школьному имуществу (беседа, устный рассказ).

Я – директор школы (ролевая игра).

Профессии работников школы : директор, учитель, воспитатель, повар, санитарка, шофер (конкурс рисунков).

Наши шефы (изготовление плакаты).

Природа и мы – (8ч.)

Ядовитые растения края (беседа).

Местные лекарственные травы, правила их сбора (викторина).

В подводное царство (коллективная аппликация).

Птицы нашего края (конкурс рисунков).

«Зимние забавы» (наблюдения в природе, подвижные игры на свежем воздухе).

Закаливание организма в разное время года (беседа, загадки, игры).

Природа и наше здоровье (выставка фотографий).

Исчезающие виды птиц родного края (составление «Красной книги»).

3-й класс

Наш город – (9 ч.)

Исторические места города, поселка, микрорайона (прогулки, экскурсии).

Промышленные предприятия города (заочная экскурсия по городу, фронтальная беседа).

Новые стройки города (выставка фотографий).

Знай, люби и гордись своим краем (урок-практикум).

Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города (экскурсии по городу).

Особенности, назначение и зависимость от изменений в природе сезонного труда людей своего города (рисование).

На пути духовного возрождения. Церкви и храмы г. Дмитрова (беседа).

Знаменитые земляки (поисковое задание).

Моя семья – (10 ч.)

Кто живет в моем доме (выставка фотографий).

У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки (выставка семейных поделок).

Семейная символика (конкурс рисунков).

Бабушки и дедушки. Родословная (практическая деятельность по составлению родословной, поисковая работа).

У семейного очага (семейная игра).

Имя твое (индивидуальная поисковая деятельность, работа с энциклопедической литературой).

Великая Отечественная война в истории моего города, моей семьи (составление альбома памяти «Мои предки – участники ВОВ», практическая работа, индивидуальная работа).

Наша школа – (9 ч.)

Моя школа – мой дом (беседа о школе, история школы).

Библиотека школьная, районная, городская. Личные библиотеки книголюбов, моя домашняя библиотека (встречи с книголюбами).

Я работаю в библиотеке (ролевая игра).

Что растет на территории школы (тесты).

Все о школе (викторина).

Природа и мы – (8 ч.)

Экологическая тропа. В лес за здоровьем! (прогулка-экскурсия, наблюдения за изменениями в природе, беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего края).

Охрана растений и животных. Некоторые виды, включенные в «Красную книгу» нашей страны, а также другие охраняемые виды данной местности (обзор литературы по данной теме, беседа, экскурсии, сообщения).

Крупные реки и города Подмосковья (заочное путешествие).

Роль заповедников, ботанических садов в охране растений и животных (беседа).

Природа родного края (урок-практикум).

Тайны осеннего леса (выставка фотографий).

4-й класс

Наш город – (7 ч.)

Моя малая родина (сочинение).

Город чудный, город древний (отрытое занятие о родном городе).

Знакомство с духовной жизнью города (экскурсии по храмам).

Достопримечательности родного города (рисунки).

Особенности труда людей моего города (устный рассказ, сообщения).

Знакомство с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашего города (экскурсия в библиотеку, сочинение).

Герои – земляки Великой Отечественной войны (поисковое задание).

Моя семья – (7 ч.)

История одной фотографии (сочинение).

Этому я научился у своих родителей (выставка рисунков, поделок).

Моя семья. Семейные традиции (практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет).

Профессии моих родителей (поисковое задание).

Семейный бюджет (составление и решение задач).

Права и обязанности родителей (круглый стол. Дети и родители).

Семейные реликвии войны, труда, учебы и др. деятельности (утренник, классный час и пр.)

Наша школа – (6 ч.)

Учителя нашей школы (встречи).

Бюджет школы (составление и решение задач по теме).

Творчество писателей нашего края (обзор периодической печати по теме, индивидуальные сообщения, чтение художественной литературы, беседа по прочитанному, экскурсия в школьную библиотеку).

Мой любимый классный руководитель (конкурс рисунков).

История моей школы (сочинение).

Школа – нам, мы – школе ( составление и решение задач по темам: сбор макулатуры, металлолома, бережное отношение к школьному имуществу).

Природа и мы – (6 ч.)

Экскурсия в «Зеленое хозяйство» города. Выгонка декоративных растений (экскурсия, беседа, практическая работа).

Пропаганда правил по охране природы (утренники, выпуск газет, плакатов).

Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды (экологический десант к водоему, озеленение города).

Я строю дом в лесу (творческая игра).

Местные полезные ископаемые (сбор образцов).

Овощные и злаковые культуры родного края (викторина).

Вывод:

Данная организация работы с воспитанниками способствуют активизации познавательного интереса к краеведению, формированию осознанного отношения к ценностям родного края, воспитанию гражданских чувств и прежде всего любви к родному городу.

Все, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенным и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.

ДИАГНОСТИКА

Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном городе у детей начальной школы.

Задание 1. «Родной город»

Цель: Определить уровень знаний о родной городе, крае (знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, площадей, скверов)

Предварительная работа: Беседы, занятия, экскурсии

Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.

Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.

Оценка результатов.

Высокий уровень (З балла)

Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

Задание 2 «Символика родного города»

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о флаге, гербе родного города.

Материалы: Герб и флаг города Дмитров.

Методы: беседа

Ход проведения: Беседы и рассматривание герба и флага города Дмитрова.

Оценка результатов.

Высокий уровень (3 балла).

Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику Дмитровского герба. Проявляет интерес.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется назвать значение цветов, используемых в флаге. Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.

Задание 3 «История народной культуры и традиций»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.

Предварительная работа: Беседы, занятия

Условия: экскурсия в краеведческий музей.

Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта, назвать их, рассказать для чего их использовали

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.

Задание 4. «Историко-географический и природный компоненты родного края»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего Дмитровского края; о историко-географическом расположении родного города.

Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки.

Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем городе? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки?

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень: (2 балла)

Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.

Задание 5 «Личностное отношение к родному городу»

Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Какие достопримечательности ты любишь посещать в городе Дмитров?

- Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музеи нашего города?

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Уровни сформированности знаний о родном городе у детей начальной школы

Фамилия имя ребёнка.

Контрольные задания:

Родной город

Символика родного города

История народной культуры и традиций

Историко-географическийи природный компоненты родного края

Личностное отношение к родному городу

Высокий уровень

Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Дмитров,может объяснить символику Дмитровского герба; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.

Средний уровень

Знает название города, свой домашний адрес; флаг, герб города Дмитров; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.

Низкий уровень (5-7 баллов)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Публикации по теме:

Формирование нравственно-духовных качеств у младших школьников средствами народной педагогики на логопедических занятиях Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Поэтому должно обеспечивать формирование личностного отношения.

Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края В последние годы идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

«Приобщение детей старшей группы к истокам русской культуры и культуры родного края». Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний.

Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края Аннотация. В последние годы идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной.

Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 комбинированного вида» Доклад на тему : «Нравственно-патриотическое.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края Тема нравственности и патриотизма, пожалуй, одна из самых важных и значимых для нашей страны, а именно, для людей, живущих в ней. Как пробудить.

Перспективный план работы по приобщению младших дошкольников к истории родного края Описание опыта работы по приобщению младших дош-в к истории родного края через ознакомление с худ-й лит-ой с перп-м планом Дошкольный возраст.

Презентация проекта «Напевы моего родного края», направленный на приобщение детей к музыкальной культуре Предлагаем вашему вниманию презентацию нашего проект «Напевы моего родного края», направленный на приобщение детей старшего дошкольного.

Приобщение родителей к возрождению традиций родного края Актуальность В век современных технологий, дети имеют множество интересов: компьютерные игры, телевидение, интернет и т. д. Но почти не интересуются.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников «Природа родного края» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» «Природа родного края» В соответствии с п. 2.6 ФГОС ДО образовательная область «Познавательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение младших школьников к историко-культурному и нравственно-этическому наследию родного края
Опубликовано: 1 ноября 2017 в 21:09
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД