Папки-передвижки

Поддержка детской инициативы как условие социально-коммуникативного развития детей

Елена Ушманова
Поддержка детской инициативы как условие социально-коммуникативного развития детей

Слайд 2. Современное общество нуждается в гражданах, которых отличают целеустремлённость, умение находить выход в разных ситуациях, мобильность. В связи с этим, образование направлено на формирование у детей активности в познании окружающего мира, субъектной позиции в деятельности.

Слайд 3. Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах.

Публикация «Поддержка детской инициативы как условие социально-коммуникативного развития детей» размещена в разделах

Слайд 4. Так, например, Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на поддержку детской инициативы и самостоятельности в специфических видах деятельности. Задача воспитания такой характеристики как инициативность ребё нка повторяется неоднократно в каждом разделе Стандарта:

3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы:

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

Слайд 5. 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через :

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

• Недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

Слайд 6.

Недериктивная помощь - наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми.

Характеризуется тем, что в ней всеми средствами создается атмосфера тепла, приятия, понимания.

Первая задача педагога – создать условия для того, чтобы ребенок свободно проявлял свои чувства и потребности.

Получив возможность выразить страхи, неуверенность,

ребёнок может в результате достичь покоя,

чувства безопасности, уверенности в себе.

Слайд 7. Поддержка детской инициативы является условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Ведь на этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей :

а) дети проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

е) самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;

ж) проявляют способность к принятию собственных решений.

Слайд 8. В психологии «Самостоятельность – это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной отвественности за свою деятельность и поведение».

Таким образом, «инициативность» - частный случай проявления самостоятельности, когда происходит стремление к изменению форм деятельности или уклада жизни.

Понятия «инициатива» и «инициативность» имеют много общего, но и разделяются: инициативу рассматривают как почин, выступающим началом инициации, инициативность – как качество личности, которое запускает процесс инициации и обеспечивает его завершение; инициативу рассматривают одновременно как средство и как начальный этап инициативности. Для проявления инициативы важно понять сложившуюся обстановку, в которой приходится действовать (понять цель, затем продумать, что нужно сделать, что бы добиться поставленной цели (разработать план, принять решение о самостоятельных действиях и нести за них ответственность.

Слайд 9. Выделяют основные сферы детской инициативы :

1) творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);

2) инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи (ребенок не проговаривает, что он собирается делать, а просто продумывает это);

3) коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развивается коммуникативная функция речи);

4) познавательная инициатива – любознательность, т. е. включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения.

Слайд 10. Рассмотрим различные подходы к созданию условий поддержки детской инициативы.

Слайд 11. Поддержка детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников.

Остановимся в первую очередь на игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства.

Инициативность проявляется в создании сюжетов и организации совместных игр, в умении выполнять значимые поручения взрослых (родителей и педагогов, способности адекватно оценивать собственную деятельность и поведение, а также деятельность и поведение других детей.

Инициативность наиболее ярко проявляется в играх с правилами. По словам А. Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением. Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя - анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности и инициативности дошкольников.

Слайд 12.

В условиях ДОУ распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня может быть организовано следующим образом.

• Непосредственно-образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.

• Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.

• Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований, а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных и т. д.

Слайд 13. Проект как способ поддержки детской инициативы

Во время работы над проектом:

• Каждый ребёнок принимает самостоятельное решение о том, чем он будет заниматься в рамках проекта.

• При этом задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ребенку сделать собственный выбор и спланировать свою деятельность, помочь осознать важность, нужность своих и предложенных взрослым действий.

• Взрослые могут и должны предлагать детям темы, которые соответствовали бы принятым традициям и образовательным программам – таким образом соблюдается баланс интересов.

Слайд 14. Следующий способ поддержки детской инициативы - это экспериментирование

• В деятельности экспериментирования ребёнок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления с целью познания. Данная деятельность не диктуется взрослыми, а строится самими детьми.

• В экспериментаторстве достаточно чётко представлен момент саморазвития : по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребёнок получает возможность ставить себе новые, всё более сложные цели.

• Экспериментирование должно поддерживаться таким образом, чтобы активность самого ребёнка была реализована в нём наиболее полно.

• Важным условием поддержания любознательности и интереса к экспериментированию является правильно организованная совместная со взрослыми и сверстниками деятельность.

Слайд 15. Творческие мастерские как способ поддержки детской инициативы

Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых способов проявлений окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя.

• В дошкольном возрасте творчество проявляется в создании сюжета ролевой игры, в ходе рисования, лепки, конструирования, словотворчества, в музыкальной деятельности.

• Среди методов, стимулирующих творческую активность, можно выделить:

- Метод сенсорного насыщения

- Метод разнообразной художественной практики

- Метод сотворчества (сотрудничества с педагогом, со сверсниками)

- Метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, побуждающих интерес к художественной деятельности

- Метод эвристических и поисковых ситуаций (дети самостоятельно выдвигают возможные способы решения проблемы, подтверждают иди опровергают их)

Слайд 16. Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития детской инициативы и самостоятельности детей

Одним из главных условий развития самостоятельности и инициативы выступает проектирование развивающей предметно-пространственной среды ДОО, в которой действуют воспитанники.

Развивающая среда, не побуждающая ребенка к самостоятельности, проявлению инициативности затрудняет восприятие и осмысление необходимой информации, овладение разными способами ее получения, способами действий по присвоению опыта деятельности, проявление стремления к реализации данного опыта

Правильно созданная развивающая предметно-пространственная среда служит интересам и потребностям ребенка, обеспечивает «зону ближайшего развития», побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества и жизненный опыт. Среда выполняет свою основную функцию, а именно, является средством стимулирования инициативы и самостоятельности детей.

Слайд 17.

В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:

• Показывать личностный пример (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);

Рассказывать детям о трудностях, которые сами испытывали при обучении новым видам деятельности.

• Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка

одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.

Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

• Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников.

• Поощрять ( в процессе деятельности: активности, творческого, похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого); Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения результатами.

• Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой

деятельности детей.

Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;

• Обеспечивать благоприятную атмосферу, доброжелательность со стороны педагога, отказываться от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;

• уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;

• выбирать оптимальный уровень нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);

• привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты.

Слайд 18. Еще раз обратим внимание, что

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам:

- это возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами

Слайд 19. Таким образом

Инициатива – качество личности ребёнка, которое нуждается в поддержке и развитии, присуща не всем детям.

Развитие инициативы возможно только в условиях недирективного общения и взаимодействия со всеми взрослыми (педагогами и родителями)

Слайд 20. Инициатива – качество личности ребёнка, которое нуждается в поддержке и развитии, присуща не всем детям.

Развитие инициативы возможно только в условиях недирективного общения и взаимодействия со всеми взрослыми (педагогами и родителями)

Слайд 21. Итак, подведем итог:

Инициатива и самостоятельность в разных видах деятельности – первый целевой ориентир на этапе завершения дошкольного образования.

Поддержка детской инициативы – необходимое условие реализации требований ФГОС ДО.

• Проявление инициативы и самостоятельности детьми – свидетельство самореализации личности на высшей ступени пирамиды потребностей человека.

Детская инициатива – необходимое условие социально-коммуникативного развития.

Слайд 22. Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детейДидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детей В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка I часть Зимние каникулы, как обычно в нашей семье, были посвящены участию в различных мероприятиях, которых.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста II часть Итак, на мой взгляд, детям младшего дошкольного возраста достаточно участия в мероприятиях, проводимых в знакомой обстановке, например,.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Часть III Если ребенок хорошо усвоил элементарные правила поведения в общественных местах (в музеях, в транспорте, на улицах города, с.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поддержка детской инициативы как условие социально-коммуникативного развития детей
Опубликовано: 20 мая 2020 в 07:44
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД