Подпрограмма «Развитие у детей с нарушениями речи пространственного ориентирования»

Наталья Зуйкова
Подпрограмма «Развитие у детей с нарушениями речи пространственного ориентирования»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 13 «Сказка»

Подпрограмма

«Коррекционно-образовательная деятельность по формированию пространственного ориентирования у детей с ОНР в старшей группе компенсирующей направленности»

Разработала: учитель-логопед

Зуйкова Н. В.

г. Краснокаменск, 2013 г.

Содержание

I. Пояснительная записка.

Цель, задачи.

II. Психолого-педагогическое обоснование.

III. Организация и проведение коррекционно-образовательной деятельности по формированию пространственных представлений.

Перспективный план работы по формированию пространственного ориентирования.

IV. Диагностика динамики развития пространственного ориентирования у детей, имеющих недоразвитие речи.

V. Планируемый результат коррекционно-развивающей работы.

1. Пояснительная записка.

В предложенной подпрограмме раскрыт один из важнейших показателей функционального развития ребенка и готовности его к школьному обучению - уровень сформированности пространственных представлений, определяющий успешность освоения базовых навыков письма в начальной школе. Предложено содержание работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения пространственного представления, осуществляется на основе исследований таких авторов, как Л. Г. Парамонова, Р. И. Лалаева, Т. А. Павлова, А. Н. Корнев, О. Б. Иншакова, Е. А. Михайлова, М. Е. Хватцев, И. Н. Садовникова, А. Р. Лурия и др. в последних исследованиях (А. В. Семенович, С. О. Умрихин, Б. А. Архипов и др.).

Исходной методологической основой данной работы является положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка.

Цель:

Профилактика нарушений чтения и письма.

Задачи:

1. Формировать зрительный анализ и синтез.

2. Развивать зрительную память.

3. Формировать пространственные представления (величина предметов и их изображений, форма, протяженность, расположение предметов относительно воспринимающего объекта и относительно друг друга, объемность).

4. Формировать костно – мышечные ощущения, моторные навыки.

Подпрограмма предназначена для детей с общим недоразвитием речи в старшей группе компенсирующей направленности.

Срок реализации данной подпрограммы рассчитан на десять занятий.

2. Психолого-педагогическое обоснование.

При подготовке детей к школьному обучению внимание развитию пространственных представлений уделяется не только в связи с формированием математических представлений, но и в связи с профилактикой нарушений письма (дисграфий).

По данным экспериментальных исследований среди специфических нарушений письма у младших школьников оптическаядисграфия занимает одно из ведущих мест.

Оптическая дисграфия обусловлена нарушениями зрительно- пространственного восприятия, которые практически незаметны при непосредственном общении с ребенком, а значит, не вызывают тревоги у педагогов и родителей.

Однако удержание в памяти нужной графемы не всегда является простым.

И только в процессе начальной учебной деятельности обнаруживается, что

нередко дети затрудняются в различении букв, сходных по форме и отличающихся только различным пространственным расположением элементов. У некоторых детей, чаще всего левшей, такие затруднения принимают более резкие формы: ребенок не сразу может выделить ту сторону, с которой нужно начинать писать, путая письмо слева направо с записью в обратном направлении и иногда записывая зеркально целые слоги. Для различения графически сходных букв необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти, пространственных представлений.

Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений, она вызывается нарушением пространственного ориентирования. Т. А. Павлова выделяет пространственное ориентирование как особый вид восприятия, при помощи зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов. При этом различают следующие параметры: величина предметов и их изображений, форма, протяженность, объемность, расположение предметов относительно воспринимающего объекта и относительно друг друга.

А. В. Семенович была разработана структура пространственных представлений, в которой можно выделить четыре основных уровня:

первый уровень. Пространственные представления о собственном теле.

Второй уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела.

Третий уровень. Появление пространственных представлений на вербальном уровне.

Четвертый уровень несет в себе лингвистические представления.

Таким образом, перечисленные уровни пространственно временных представлений формируются постепенно. Каждый последующий уровень включает в себя предыдущие, создавая в ходе развития целостный ансамбль зрелой психики. Если в силу каких либо причин ребенок не прошел все уровни развития пространственных представлений, то у него будут обязательно трудности овладения письмом.

3. Организация и проведение коррекционно-образовательной деятельности

Работа проводится в следующих направлениях:

1. Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса). (Назвать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения, выделить контурные изображения, наложенные друг на друга).

2. Расширение объема и уточнение зрительной памяти.

3. Формирование пространственных представлений. (Пространственные ориентировки включают два вида ориентировки, тесно связанных между собой: ориентировку в собственном теле и окружающем пространстве).

4. Развитие зрительного анализа и синтеза. (Анализ изображений и букв на составляющие элементы, их синтез, определение сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами).

По каждому направлению нами определен комплекс дидактических игр, игровых заданий и упражнений.

Развитие зрительного гнозиса

- задания на узнавание букв (буквенный гнозис):

- найти букву среди ряда других букв;

- соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтом;

- назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями;

- определить буквы, расположенные неправильно;

- обвести контуры букв;

- добавить недостающий элемент;

- выделить буквы, наложенные друг на друга.

Параллельно проводится работа по уточнению представлений детей о форме, цвете, величине. Учитель-логопед выставляет фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, полукруг, различные по цвету и величине, и предлагает подобрать фигуры одного цвета, одинаковой формы и величины, одинаковые по цвету и форме, различные по цвету и форме.

Предлагаются задания на соотнесение формы фигур и реальных предметов, а также цвета фигур и реальных предметов.

Развитие зрительной памяти

- Игра «Чего не стало?» На столе раскладывается 5 – 6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем незаметно убирается одна из них. Дети называют, чего не стало.

- Дети запоминают 4 – 6 картинок, затем отбирают их среди других 8 – 10 картинок.

- Запомнить буквы, цифры или фигуры (3 – 5, а затем выбрать их среди других.

- Игра «Что изменилось?» Логопед раскладывает 4 – 6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Дети должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение.

- Расположить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности.

Формирование пространственных представлений

Первоначально закрепляется речевое обозначение правой руки, а затем – левой.

Ориентировка детей в окружающем пространстве развивается последовательно. Первоначально положение предметов (справа или слева) ребенок определяет лишь в том случае, когда они расположены сбоку, т. е. ближе к правой или левой руке. При этом различение направлений сопровождается длительными реакциями рук и глаз вправо или влево.

Развитие ориентировки в окружающем пространстве проводится в следующей последовательности:

- определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т. е. к самому себе;

- определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева», «Положи книгу справа, слева от себя»;

- определение пространственных соотношений между 2 – 3 предметами или изображениями. Предлагается взять правой рукой какой – либо предмет и положить его у правой руки, взять левой рукой другой предмет и положить его у левой руки и ответить на вопрос: «Где находится предмет, справа или слева от другого предмета?»;

- в дальнейшем выполняются задания по инструкции логопеда: положить карандаш справа от тетради, ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева, где находится карандаш по отношению к тетради – справа или слева;

- затем даются три предмета и предлагаются задания: «Положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа – ручку» и т. д. ;

- детям предлагаются карточки с различными фигурами и задания к ним: написать буквы справа и слева от вертикальной линии; положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставить точку; нарисовать по речевой инструкции точку, ниже – крестик, справа от точки – кружок; определить правую и левую стороны предметов, пространственные соотношения элементов графических изображений и букв.

Развитие зрительного анализа

- найти фигуру, букву в ряду сходных;

- срисовать фигуру или букву по образцу и после кратковременной экспозиции;

- сложить из палочек фигуру, букву (по образцу, памяти);

- сконструировать буквы из предъявленных элементов;

- найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, второе представляет собой зеркальное изображение;

- показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных;

- дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению;

- реконструировать букву, добавляя элемент: из А – Л, Д, К – Ж, З – В, Г – Б;

- реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов, букв: Р – Ь, И – Н, Н – П, Г – Т;

- определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: З – В, Р – В;

- определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Р – Ь, Г – Т, И – П, П – Н.

Большое место при устранении оптической дислексии и дисграфии занимает работа над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв. Для лучшего усвоения их соотносят с какими – либо сходными предметами, изображениями: О - с обручем, З - со змеей, Ж - с жуком, П - с перекладиной, У - с ушами и т. д.

Используются различные загадки о буквах, ощупывание рельефных букв и узнавание их, конструирование из элементов, реконструирование, срисовывание.

Развитие моторных навыков: пальчиковая гимнастика; массаж и самомассаж; определение букв на ощупь; прописывание печатных букв; рисование букв по контуру; штриховка букв и т. д.

Решению поставленных задач способствует цикл разработанных игровых занятий с использованием сосредоточенного в комплексе «Читаю, пишу правильно» дидактического материала.

Перспективный план работы по формированию пространственного ориентирования

Занятие № 1

Цель: Развитие ориентировки в пространстве; на себе.

Учить определению пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку.

Формировать понятия: право, лево.

Оборудование: магнитная доска с квадратной сеткой; игрушки: пирамида, машина, книги (2 одинаковые); лист с квадратной сеткой, фишка.

План:1. Вступительная беседа

2. Д/упражнение «Покажи и назови».

3. Д/упражнение «Электронная муха».

Занятие № 2

Цель: Развитие ориентировки в пространстве: на себе, на доске.

Развитие зрительного гнозиса.

Развитие зрительной памяти.

Формирование понятий: вверх, влево, вниз, вправо.

Оборудование: магнитная доска с сеткой; геометрические фигуры на магните; игрушки: кубик, мяч; планшет с буквами и их зеркальными двойниками; указка – лазер.

План:1. Д/упражнение «Электронная муха»

2. Д/упражнение «Чего не стало?»

3. Определение пространственных соотношений между двумя предметами.

4. Д/игра «Буквы – путанки».

Занятие № 3

Цель: Формирование пространственных представлений; обучение ориентировке по отношению к другому предмету.

Развитие внимания, зрительного гнозиса, графических навыков.

Оборудование: магнитная доска с квадратной сеткой; предметы: насекомые на магните: бабочка, б. коровка, кузнечик, стрекоза; предметы: книга, ручка, карандаш; таблицы бук с наложенными на них предметами.

План:1. Д/игра «Электронная муха».

(Для усложнения игры детям предлагается не двигать рукой фишку, а мысленно ее передвигать, глядя на таблицу).

2. Д/упражнение «Положи правильно»

3. Д/игра «Сложи из палочек»

Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве.

4. Д/упражнение «Какую букву увидел?»

Занятие № 4

Цель: Формирование пространственных отношений; учить ориентировке по отношению к двум предметам; уточнение правильного написания печатных букв.

Развитие зрительной памяти, тактильных ощущений.

Оборудование: тетрадь, книга, ручка, карандаш; пособие «Чудесная коробочка», пособие «Чудо дерево», изографы, лист бумаги; рабочий лист из серии «Раскрась только там, где увидишь эту букву».

План: 1. Д/у «Положи правильно»

2. Д/игра «Чудесная коробочка»

3. Д/у «Чудо дерево».

4. Д/у «Играем с изографами».

Занятие № 5

Цель: Развитие зрительного гнозиса.

Развитие зрительной памяти, буквенного анализа.

Упражнять в умении печатать буквы в правильном направлении.

Формировать пространственные представления, понятия справа, слева от линии.

Оборудование: рабочая карточка «Имя девочки», пластмассовые буквы, пособие «Прозрачная буква», карандаш, лист бумаги.

План: 1. Д/упражнение «Имя девочки»

2. Д/упражнение «Напиши, как было»

3. Д/упражнение «Гласная – согласная»

4. Д/упражнение «Прозрачный квадрат».

Занятие № 6

Цель: Развитие зрительного гнозиса.

Формирование пространственных представлений.

Закрепить понятия: верхний, левый, нижний, правый, верх, низ, лево, право.

Закрепление знаний о направлении написания букв.

Оборудование: рабочие листы с буквами, наложенными друг на друга, магнитная доска, буквы на магните, лист бумаги, простой карандаш.

План: 1. Д/упражнение «Найди эту букву» (выделение букв, наложенных друг на друга).

2. Д/упражнение «Чего не стало?»

3. Д/упражнение «Домики приглашают».

Занятие № 7

Цель: Развитие зрительной памяти.

Предупреждение оптической дисграфии.

Развитие зрительной памяти, зрительного анализа.

Формирование пространственных представлений.

Оборудование: предметные картинки – кот, гусь, заяц, баран; листочки бумаги, простой карандаш; рабочий лист «Соедини линией одинаковые буквы», «Зайчик»

План: 1. Д/игра «Что изменилось?».

2. Д/игра «ЭЧУЗЯ».

3. Д/упражнение на ориентировку в пространстве.

4. Д/игра «Соедини линией одинаковые буквы».

5. Д/упражнение «Что получилось?».

Занятие № 8

Цель: Уточнение и дифференциация оптических образов смешиваемых букв Р и Ь.

Развитие зрительного гнозиса и анализа.

Формирование пространственных представлений.

Оборудование: рабочий лист «О чем мечтает кролик?», «Обведи кружком все буквы»; магнитная доска с элементами букв; д/пособие «Домики приглашают»; перфокарта, лист бумаги в клеточку.

План: 1. Д/упражнение «О чем мечтает кролик?».

2. Д/упражнение «Составь букву»

3. Д/упражнение «Домики приглашают».

4. Д/упражнение «Обведи кружком все буквы Р».

5. Работа на листе бумаги в клетку.

Занятие № 9

Цель: Развитие пространственного ориентирования.

Развитие зрительного восприятия, внимания, анализа и памяти.

Совершенствование навыка фонематического слуха и анализа; навыка обобщения и классификации.

Развитие тактильных ощущений.

Оборудование: магнитная доска; предметные картинки: галка, утка, синица, иволга; набор букв, написанных наполовину; офтальмотренажер, набор геометрических фигур, карта для ориентирования; лист бумаги, карандаш.

План: 1. Д/игра «Электронная муха».

2. Д/игра «Читаем по половине буквы».

3. Работа с офтальмотренажером.

4. Гимнастика для глаз.

5. Д/игра «Измени слово».

Занятие № 10

Цель: Развитие пространственного ориентирования.

Формирование кинетической и динамической сторон двигательного акта.

Формирование зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти.

Упражнять в дифференциации гласных и согласных букв.

Оборудование: магнитная доска с буквами; рабочий лист «Узнаем и различаем буквы», цветные карандаши; карточки с элементами букв; листочки бумаги, простой карандаш; домики для гласных и согласных, объемные буквы.

План: 1. Д/упражнение «Какую букву заменили?»

2. Д/упражнение «Узнаем и различаем буквы».

3. Д/упражнение «Кто больше?».

4. Д/упражнение «Проведи дорожку и составь слово».

Игровое занятие № 1

Цель:

Развивать ориентировку в пространстве; на себе.

Учить определению пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку.

Формировать понятия: право, лево.

Оборудование: магнитная доска с квадратной сеткой; игрушки: пирамида, машина, книги (2 одинаковые); лист с квадратной сеткой, фишка.

Ход:

1. Орг. момент.

2. Вступительная беседа

- Как тебя зовут?

- Ты кто?

- Что есть у человека?

- Сколько у человека рук? (ног, глаз, ушей).

- Руки абсолютно одинаковые, и уши, и ноги, и глаза. Но одни их них находятся справа (показ, а какие-то – слева (показ). Рука, что находится справа – правая рука (показ)Аналогично (ухо, глаз, нога).

А эта рука (показ) находится слева. Она … (левая).

Покажи левый глаз (левое ухо, левую ногу).

3. Д/упражнение «Покажи и назови».

Определение пространственных соотношение предметов, находящихся сбоку.

Справа от ребенка стоит пирамида, слева – машина.

- Покажи, какой предмет находится справа от тебя (слева).

- Покажи книгу справа от тебя (слева от тебя)

- Возьми правой рукой книгу, что находится справа от тебя и положи ее справа от себя.

4. Д/игра «Электронная муха».

Перед ребенком лист с квадратной сеткой, фишка.

Логопед обращает внимание ребенка на магнитную доску с квадратной сеткой. В центре сетки находится «электронная муха» – точка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах данного поля. Начало отсчета всегда ведется только от центра.

Дается сигнал – вверх- вправо. Логопед показывает на магнитной доске, а дети передвигают свою фишку по листу бумаги, отмечая, где остановилась «муха» (правый верхний квадрат).

Аналогично дается сигнал вверх – влево. Дети передвигают свою фишку.

Итог.

4. Диагностика развития пространственного ориентирования у детей.

При обследовании зрительно-пространственного гнозиса отмечаются темп движения, трудности при переключении, допущенные ошибки, четкость и правильность выполнения задания.

Диагностика проводится 2 раза в год: в начале и конце учебного года. По ее итогам строится индивидуальный речевой профиль, по которому определяется индивидуальный маршрут коррекционно-образовательного развития ребенка.

Диагностика составлена на основе «Психоречевой диагностики ребенка 3 – 7 лет» Кольцовой Е. П.

Уровни развития:

1 – 1,9 балла –ниже нижнего (Н/Н);

2 – 3,5 балла – низкий уровень (Н.);

3,6 – 4,5 балла – средний уровень (С.);

4,6 – 5 баллов – высокий уровень (В.).

Компонент: зрительно-пространственный гнозис.

Оценка:

5 – N,

4 – допускает ошибки, но исправляет при повторном показе;

3 – путается, выполняет задания неуверенно, с ошибками;

2 – выполняет задания неправильно;

1 – задания не выполняет.

Задания:

- Показать правую, левую руку (ногу).

- Показать правый, левый глаз (ухо).

- Показать правой рукой левый глаз, а левой рукой – правый глаз.

- Показать предметы, которые находятся: вверху, внизу, впереди, сзади, справа, слева; слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу.

- Копирование графического узора (на листе бумаги, на листе бумаги в клетку).

- Печатание знакомых букв

5. Планируемый результат.

Хорошо ориентируется:

- на собственном теле (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо);

- в пространстве (безошибочно определяет расположение предметов); непутается, выполняет задания уверенно, без ошибок;

- на листе бумаги (безошибочно справляется с копированием графического узора на бумаги в клетку, правильно печатает буквы).

Публикации по теме:

Детско-родительская встреча. Развитие у детей мелкой моторики руки и пространственного восприятия Конспект детско-родительской встречи в комплексной социально-реабилитационной программе детей дошкольного и младшего школьного возраста.

«Животные». Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушениями речи Конспект НОД по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР (вторая половина учебного.

Конспект занятия по развитию речи для детей 6–7 лет с нарушениями речи «Продукты питания» Наше дошкольное учреждение посещают дети с тяжелыми нарушениями речи. Именно поэтому в своей работе я использую закрепление правильной речи.

Мастер-класс «Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ — РТВ.» Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ – РТВ. 2 слайд: Целью моего мастер-класса является.

Развитие детей с нарушениями речи средствами музейной педагогики Современных детей удивить чем – то новым очень сложно. Стремительный уровень всеобщей информированности ведёт к тому, что дети получают.

Развитие коммуникативных умений у дошкольников с Тяжёлыми нарушениями речи. Развитие коммуникативных умений у дошкольников с ТНР. Учитель-логопед высшей квалификационной категории Е. К. Попович Коррекционное воздействие.

Развитие пространственного мышления с помощью дидактической игрыРазвитие пространственного мышления с помощью дидактической игры Игра- вид непродуктивной деятельности, с действиями, ограниченными правилами, которые направлены на создание, развитие и поддержание процесса.

Риторика как один из приемов работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи Учитель – логопед I категории МБДОУ ЦРР д/с № 16 «Золотинка» г. Якутска Оконосова Туйара Ивановна По ФГОС речевое развитие включает владение.

Упражнения на развитие пространственного мышления детей Уже в грудном возрасте ребенок начинает «ориентировку» на местности. Где мама? Где моя погремушка? Мы не зря катаем ребенку мячик, чтобы.

Занимательные игры на развитие пространственно-аналитической деятельности у дошкольников с нарушениями речи Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных,.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Наша армия
  • Пазлы
Автор публикации:
Подпрограмма «Развитие у детей с нарушениями речи пространственного ориентирования»
Опубликовано: 16 апреля 2016 в 17:35
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста
Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает, практический...
Снова о переписке дошкольников на МAAM, или Доброго вам пути, дорогие выпускники!
Своей публикацией хотела вновь напомнить о замечательном проекте, дающем возможность дошкольникам переписываться, общаться, расширять кругозор. На днях...
Рекомендации для родителей «Польза мячей»
МАЛЕНЬКИЕ И БОЛЬШИЕ МЯЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ – КАКИЕ МЯЧИ НЕОБХОДИМО ПОКУПАТЬ РЕБЕНКУ? Для маленького ребенка мяч – это, в первую очередь, заряд позитива и радость...
Играем с пальчиками
1. Массаж ладоней и пальцев. Сорока – белобока Кашу варила, Детишек кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: Ты воды...
Проект по правовому воспитанию «Дети цветы — жизни»
Воспитатели средней группы «Непоседы» Мухаева Т. М, Алексеева А. С. Вид проекта: творчески - информационный. Продолжительность проекта: долгосрочный...