Папки-передвижки

Понятие личность ребенка и ее создание как индивидуума в образовательных учреждениях для роста интеллекта социализации

Александр Владимирович Гришин
Понятие личность ребенка и ее создание как индивидуума в образовательных учреждениях для роста интеллекта социализации

Человек представляет собой сложный сплав биологических, психологических, социальных и духовных качеств. Чтобы изучение человека было адекватно его природе, психология разделяет понятия «индивид», «личность», «индивидуальность».

Публикация «Понятие личность ребенка и ее создание как индивидуума в образовательных учреждениях для роста интеллекта социализации» размещена в разделах

Индивид – это понятие о человеке в биологическом аспекте. Но это понятие подразумевает биологическую основу развития личностных и индивидуальных качеств. Ведь сознание, речь, характер, способности не передаются, как генетическая наследственность. Они формируются при жизни человека, при его взаимодействии с другими людьми. Однако врожденно человек получает ту или иную предрасположенность, тип нервной системы, задатки способностей и т. п. Вот эти биологические факторы и объединяются в понятие «индивид».

Биологическая составляющая – индивид – есть совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развивающихся в процессе историко-биологического развития в соответствии с законами эволюционной теории.

Существенными признаками индивида являются : прямохождение; наличие рук, приспособленных к труду; высокоразвитый мозг, способный в социальных условиях отражать мир в понятиях и преобразовывать его сообразно своим потребностям, интересам и идеалам; особое строение гортани, определяющее способность к членораздельной речи; наделенность сознанием, т. е. способностью познавать сущность как внешнего мира, так и самого себя, и в соответствии с этим поступать и действовать целенаправленно и разумно.

Понятие «личность» было введено психологами, чтобы обозначить социальную сущность человека, формирующуюся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Социальная составляющая – личность – носитель свойств, определяющих социальную природу человека и отражающих как конкретные общественно-экономические отношения, так и историю общества.

Личность – это то же человек, но взятый со стороны его общественной значимости и общественной деятельности. С точки зрения А. Н. Леонтьева, личностью не рождаются, личностью становятся. Личность человека создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности на протяжении всего своего жизненного пути, благодаря включению индивида в процесс социализации.

По мнению акад. В. А. Петровского, быть личностью – это значит управлять собственной жизнедеятельностью, строить свои жизненные (в широком смысле) контакты с миром; активно участвовать в предметной деятельности; быть включенным в деятельность общения и быть субъектом деятельности самосознания (т. е. стремиться не только к самопознанию, но и к самоутверждению, самоуважению, саморазвитию и совершенствованию).

Уникальную неповторимость, своеобразие человека как личности принято обозначать понятием индивидуальность. Человеческая индивидуальность реализуется в человеке, путем включения его в такие виды деятельности как труд, познание, общение. Индивидуализация человека является существенной стороной его социального развития. С одной стороны, можно говорить о том, что становление личности связано с ее приобщением к единым для всех социальным нормам, с усвоением социальных ролей. С другой стороны, она приобретает собственную уникальность, неповторимость.

Таким образом, соотношение понятий индивид – личность – индивидуальность можно изобразить в виде следующей схемы:

Исходя из всего вышесказанного, можно составить следующую модель структуры личности человека (за основу взят «статический разрез» структуры личности В. С. Леднева) :

Различия между людьми существуют на каждой из четырех описанных подструктур. Это различие в темпераменте, характере, в протекании психических процессов, в способностях, умениях, убеждениях, интересах, уровне развития самосознания.

Надо также отметить, что между подструктурами личности существуют прямые и обратные связи. Так, например, целеустремленность, уровень духовного развития влияют на приобретение жизненного и профессионального опыта, и наоборот – личный опыт оказывает воздействие на развитие человека, его ценностную систему, мотивацию. Также темперамент оказывает влияние на формирование и сохранение системы знаний и умений, они же, в свою очередь, создают условия для коррекции свойств темперамента в направлении благоприятствования дальнейшего пополнения и улучшении качества этой системы. Таким образом, личность является целостной структурой, все элементы которой находятся в тесной взаимосвязи.

Под развитием личности понимается формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Развитие психики определяется как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Традиционно развитие рассматривают в процессе филогенеза и онтогенеза. Филогенетическое становление структуры психики осуществляется в ходе биологической эволюции вида. Онтогенетическое формирование структуры психики происходит в течение жизни отдельного индивида от рождения до смерти.

Выделяют три основных фактора развития личности : задатки, активность и внешнее окружение. Задатки– генетически обусловленные особенности психических процессов, которые являются индивидуально-природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей. На основе одних и тех же задатков могут быть сформированы различные способности. Задатки могут развиваться только под влиянием внешнего окружения – воспитания и социализации. Внешнее окружение также является фактором развития личности, определяя его специфику и направленность. Так, у людей, не прошедших социализацию и воспитание, происходит уродливое, гипертрофированное развитие задатков. Так, у детей «маугли», выросших среди зверей, развились задатки, присущие только животным: способность быстро передвигаться на четырех конечностях, чувствовать запахи на расстоянии более ста метров и т. д. Собственная активность человека также выступает важным фактором его социального развития, особенно в период взрослости.

Некоторое время проблемы развития психики рассматривали отдельно от проблем социального развития человека (развития личности). Однако учение Л. С. Выготского о высших психических функциях человека обусловило необходимость исследования обоих процессов в диалектическом единстве. Л. С. Выготский один из первых изучил вопрос о влиянии социальных условий на динамику психических процессов человека. Рассматривая проблемы развития личности, он выделил психические функции человека, которые формируются в специфических условиях социализации и обладают некоторыми особыми признаками. Эти функции он определил как высшие, изучая их на уровне идеи, понятия, концепции и теории.

В целом, им было определено два уровня психических процессов: естественные и высшие. Если естественные функции даны индивиду как природному существу и реализуются в спонтанном реагировании (как, например, у животных, то высшие психические функции (ВПФ) могут быть развиты только в процессе онтогенеза при социальном взаимодействии. Современные исследования значительно расширили и углубили общие представления о закономерностях, сущности, структуре ВПФ. Л. С. Выготским и его последователями было выделено пять основных признаков ВПФ: сложность, социальность, опосредованность, произвольность и пластичность.

Сложность проявляется в том, что ВПФ многообразны по особенностям формирования и развития, по структуре и составу условно выделенных частей и связей между ними. Кроме того, сложность определяется спецификой отношений некоторых результатов филогенетического развития человека (сохраняющихся в современной культуре) с результатами онтогенетического развития на уровне психических процессов. За время исторического развития человек создал уникальные знаковые системы, позволяющие осмыслять, интерпретировать и постигать сущность явлений окружающего мира. Эти системы продолжают развиваться и совершенствоваться. Их изменение определенным образом сказывается и на динамике самих психических процессов человека. Таким образом, осуществляется диалектика психических процессов, знаковых систем, явлений окружающего мира.

Социальность ВПФ определяется их происхождением. Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом. Основной источник возникновения социальности – интериоризация, т. е. перенос социальных форм поведения во внутренний план. Интериоризация осуществляется при становлении и развитии внешних и внутренних отношений личности. Здесь ВПФ проходят две стадии развития – интерпсихическую (в процессе взаимодействия между людьми) и интрапсихическую (как внутренне взаимодействие с самим собой, в процессе которого, по мнению В. М. Мясищева формируется характер человека). Обучение ребенка говорить и мыслить – также яркий пример процесса интериоризации.

Опосредованность ВПФ наблюдается в способах их функционирования. Развитие способности к символической деятельности и овладение знаком является основным компонентом опосредованности. Слово, образ, число и другие возможные опознавательные приметы явления (например, иероглиф как единство слова и образа) определяют смысловую перспективу постижения сущности на уровне единства абстрагирования и конкретизации. В этом смысле мышление как оперирование символами, за которыми стоят представления и понятия, или творческое воображение как оперирование образами представляют собой соответствующие примеры функционирования ВПФ. В процессе функционирования ВПФ рождаются познавательные и эмоционально-волевые компоненты сознания: значения и смыслы.

Произвольными ВПФ являются по способу осуществления. Благодаря опосредованности человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность. Произвольность ВПФ определяется и тем, что индивид способен действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и прилагая соответствующие усилия. Осознаваемое стремление к цели и приложение усилий обусловливают сознательную регуляцию деятельности и поведения. Можно сказать, что идея ВПФ исходит из представления о формировании и развитии волевых механизмов в человеке.

Пластичность ВПФ представляет собой их способность к относительно устойчивому существованию вне зависимости от некоторых повреждений. Такая способность связана с взаимной заменой и взаимной компенсацией входящих в них компонентов. Так, некоторые пострадавшие функции могут восстанавливаться или компенсироваться за счет перестройки функциональных систем, которые являются их физиологической основой.

Научные представления о феномене ВПФ несут в себе основы понимания развития личности человека в следующих направлениях:

1) развитие личности как установление и интериоризация системы отношений с людьми и явлениями окружающей действительности (направлено на успешную адаптацию);

2) интеллектуальное развитие как динамика психических новообразований, связанных с усвоением, переработкой и функционированием различных знаковых систем (нацелено на понимание сущности явлений окружающего мира);

3) творческое развитие как формирование способности к созданию нового, нестандартного, оригинального и самобытного (определяет направленность на преобразование явлений действительности и самоактуализацию личности);

4) волевое развитие как способность к целенаправленным и результативным действиям; возможность преодоления препятствий на основе саморегуляции и устойчивости личности (направлено на мобилизацию человеческих и личностных ресурсов для достижения цели).

Таким образом, индивид – это человек в совокупности своих врожденных свойств, на основе которых будет происходить его дальнейшее развитие. Индивид становится личностью под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия с другими людьми. Понятие «индивидуальность» характеризует человека в аспекте его отличий от других людей. Процесс становления личности называют социализацией.

Публикации по теме:

Фотоотчет о городских спортивных соревнованиях между детьми дошкольных образовательных учреждениях города ПионерскийФотоотчет о городских спортивных соревнованиях между детьми дошкольных образовательных учреждениях города Пионерский Этой осенью проходили очередные городские соревнования между детьми детских садов города Пионерский. В них принимали участия дети старших.

Использование нестандартного оборудования в дошкольных учрежденияхИспользование нестандартного оборудования в дошкольных учреждениях Использование нестандартного оборудования в дошкольных учреждениях. Лидия Волкова. "Весёлые лужицы". Цель:Развитие мышц нижних конечностей,.

Из опыта работы «Создание среды, которая соответствует потребностям ребенка» В настоящее время остро встаёт проблема построения образовательной среды в различных образовательных учреждениях, прежде всего дошкольных:.

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Создание единого пространства развития ребенка» Конспект родительского собрания в подготовительной группе Тема: «Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи».

Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе».Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе». Содержание учебной программы дошкольного образования Республики Беларусь ориентировано на развитие способностей детей в различных видах.

Консультация «Игры и игрушки для развития интеллекта и креативности ребенка» Часто детская игра, как и игра животного, выполняет функцию исследования окружающего. В процессе игры происходит освоение внешнего мира,.

Личность с большой буквыЛичность с большой буквы У каждого человека есть образец, есть тот, к кому он хочет приблизиться, на кого хочет быть похожей. Это абсолютно нормальное и естественное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Понятие личность ребенка и ее создание как индивидуума в образовательных учреждениях для роста интеллекта социализации
Опубликовано: 16 мая 2024 в 09:28
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Понятие личность ребенка и ее создание как индивидуума в образовательных учреждениях для роста интеллекта социализации» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД