Получи документы

Консультация «Понятие о логопедии»

Людмила Минеева
Консультация «Понятие о логопедии»

Термины и понятия логопедии

Логопедия — наука, изучающая людей с речевыми нарушениями, разрабатывающая методы коррекционно-педагогической работы с ними.

Артикуляционный аппарат — совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Публикация «Консультация „Понятие о логопедии“» размещена в разделах

Речевой аппарат — система органов, принимающих участие в образовании звуков речи; в этой системе различают периферический и центральный отделы. В состав периферического отдела речевого аппарата  входят органы голосообразования, дыхания, артикуляции, а также относящиеся к ним чувствительные центры. Центральный отдел речевого аппарата находится в головном мозге и состоит из корковых центров, подкорковых узлов, проводящих путей и ядер соответствующих нервов.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо–физиологическими дефектами речевого аппарата.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха. Различают: моторная афазия (утрата способности произвольной речи без нарушения артикуляции); сенсорная афазия (утрата способности понимания речи).

Нарушение голоса — это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Истерический мутизм – это внезапная и полная потеря голоса при невозможности реализации даже шепотной речи.

Афония – отсутствие звучного голоса при  наличии шепотной речи.

Голосовые складки смыкаются не полностью.

Дисфония – частичное расстройство, нарушение голоса проявляющиеся в расстройствах основных акустических характеристик: высоты, силы и тембра.

Фонастения (слабый голос) – нарушения голоса выражающееся в быстрой утомляемости, прерывании, осечках. Неприятные субъективные ощущения. Является профессиональным заболеванием.

Патологическая мутация – нарушение акустической характеристики голоса.

Нарушение резонанса появляется в виде гипо (аденоиды, полипы, искривление носовой перегородки) и гиперназальности (ринолалия).

Нарушения высоты голоса монотонный, тремолирующий, немодулированный, низкий, фальцет.

Нарушения тембра голоса хриплый, грубый, гортанно-резкий, глухой, металлический, диплофония, «квакающий», писклявый, назалированный.

Нарушения силы голоса афония, слабый, иссякающий, слишком громкий.

Темп речи — это одно из выразительных средств устной речи, которое зависит от 2-х параметров: от быстроты произнесения следующих друг за другом речевых звуков и от частоты и длительности пауз между словами и предложениями.

Брадилалия – это патологически замедленный темп речи.

Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.

Баттаризм (парафазия) – это неправильное формирование фразы в следствии нарушения речевого внимания, темпа речи.

Полтерн (спотыкание) – это патологически ускоренная речь, прерывистость темпа несудорожного характера (запинки, спотыкание, необоснованные паузы).

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Общее недоразвитие речи — это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) речи.

Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Дислексия — это частичное расстройство процесса чтения, затрудняющее овладение этим навыком и ведущее ко многим ошибкам во время чтения (пропуски букв, слогов, слов и замены перестановки их, пропуски предлогов, союзов, замещение слов одного другим, пропуски строчек).

Публикации по теме:

Планирование Недели логопедии «Недели логопедии» в детском садуВ детском саду № 1 «Тополёк» с целью повышения и формирования интереса к логопедии, стремления оказывать.

Понятие педагогической технологии Понятие педагогической технологии Смысл понятия педагогической (образовательной) технологии в сфере образования (в частности, технологий.

Виды нарушений в логопедии Дислалия акустико-фонематическая – дислалия, обусловленная избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим.

Фотоотчет о проведении недели логопедииФотоотчет о проведении недели логопедии С 23.04 по 28.04 в детском саду прошла неделя логопедии. Целью которой было подведение итогов работы за год. Основные мероприятия недели.

Картотека игр по логопедии Цель: составление картотеки игр для работы над звуками [с] и [ш] на каждом этапе логопедической работы. Игры на развитие фонематического.

Консультация «Кинезиология в логопедии» Кинезиология—наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения Современные кинезиологические.

Консультация для воспитателей «Аппликация как вид творческой деятельности дошкольника. Понятие аппликации, ее виды и техники» Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.

Консультация «Понятие страха в современной детской психологии» Понятие страха в современной детской психологии. Страх - это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся.

Консультация «Понятие темперамента» Понятие темперамента. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности,.

Консультация «Воспитание: устаревшее понятие?» За последние десятилетия ситуация в семьях кардинально изменилась. Раньше власть принадлежала родителям, а дети во всем им подчинялись.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Понятие о логопедии»
Опубликовано: 7 июня 2018 в 20:52
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД