Понятие способностей в психолого-педагогической литературе (продолжение курсовой работы)

Замаева Наталья
Понятие способностей в психолого-педагогической литературе (продолжение курсовой работы)

Введение

В настоящее время понятие способности является одним из наиболее широко используемых психологических понятий в педагогике, так как современное общество нуждается в активных, творческих, думающих и способных людях.

Итак, что же такое способности, и для чего они нужны современному человеку.

В истории отечественной психологии проблема способностей рассматривалась неоднократно (исследования Б. Г. Ананьева, Э. А. Голубевой, В. Н. Дружинина, В. А. Крутецкого, В. С. Мерлина, В. Н. Мясищева, Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна, В. Д. Шадрикова и др.). При этом можно выделить три основных подхода к данной проблеме.

В первом случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний.

С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.

Третий подход основан на утверждении о том, что способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет или обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе последнего подхода, в центре которого лежит, прежде всего, теория развития способностей Б. М. Теплова.

В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи[17]:

- во-первых, под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

- во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или множества деятельности;

-в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу. По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода окажутся благоприятными, лишь тогда способности человека являются возможностью для приобретения знаний и умений.

Традиционно способности подразделяются на:

• общие;

• специальные.

Общие способности – это те способности, которые не определяют успехи человека в самых различных видах деятельности, они характерны для большинства людей. К ним относят: мыслительные способности, моторные способности, память, речь и т. д. [4].

Под специальными способностями подразумеваются те, которые определят успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы особого рода задатки и их развитие. К этому виду можно отнести математические, музыкальные, литературные способности и т. д.

Существует мнение, что общие и специфические способности взаимно дополняют друг друга, а в отдельных случаях высокий уровень развития общих способностей может выступать в качестве специальных способностей по отношению к определенным видам деятельности.

Под общими способностями понимается определенная система индивидуально-психологических свойств и качеств личности, обеспечивающая успешность овладения различными видами деятельности [4].

Специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой либо области деятельности, то есть психологические особенности каждого человека, являются возможностями успешного выполнения им определённого вида деятельности (музыкальной, сценической, литературной и т. д.)[4].

Развитие специальных способностей опирается на соответствующие задатки, например: музыкальный слух и память. В настоящее время показано существование особых сенситивных периодов, на протяжении которых развитие специальных способностей происходит особенно благоприятно.

С точки зрения Б. М. Теплова, каждый человек обладает от природы общими способностями, а специальные способности – это «общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности».

Исследователи отмечают, что ставшее традиционным разделение способностей на общие и специальные является достаточно условным, ведет к метафизическому разрыву между данными понятиями.

В. В. Богословский утверждает, что при прочих равных условиях способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми. Высокие достижения способного человека являются результатами соответствуя комплекса его нервно-психических свойств к требованиям деятельности.

К недостатку определения Б. М. Теплова современные ученые, занимающиеся проблемой способностей (Т. И. Артемьева, В. Н. Дружинин, В. А. Крутецкий, В. Д. Шадриков и др.) относят то, что оно содержит только указание на поведенческие и субъектные проявления при отсутствии психической сущности.

Рассматривая способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, В. Д. Шадриков и Н. П. Анисимова предлагают их классификацию на основе традиционного разделения познавательных психических процессов[20]:

- способности ощущения (сенсорные процессы);

- способности восприятия (перцептивные процессы);

- способности памяти (мнемические процессы);

- способности представления;

- способности воображения (имажинитивные процессы);

- способности мышления (мыслительные процессы);

- способности внимания (аттенционные процессы);

- психомоторные способности.

Также на основе проведенных исследований профессиональных способностей В. Д. Шадриков приходит к мнению, что не имеет смысла разделение способностей на общие и специальные. С его точки зрения каждый человек обладает от природы общими способностями, а специальные способности – это «общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности».

Кроме общих и специальных способностей, принято выделять способности теоретические и практические. Отличаются они тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным практическим действиям. Человек обладает либо практическими, либо теоретическими способностями, но вместе они встречаются крайне редко у одаренных людей[4].

Еще существует деление способностей на учебные и творческие. Учебные способности определяют успешность обучения, усвоения умений и навыков, а творческие – возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры.

Способности не только определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. В зависимости от наличия и степени развития способностей, входящих в комплекс конкретного человека, каждая из них приобретает иной характер. Такое взаимное влияние оказывается особенно сильным, когда речь идет о взаимозависимых способностях, совместно определяющих успешность деятельности. Поэтому определенное сочетание различных высокоразвитых способностей определяет уровень развития способностей у конкретного человека.

Таким образом, как показывают исследования способностей, от условий протекания деятельности зависит и очень сильное проявление и развитие способностей, а также условия, в которых находится человек, могут, как ограничивать в довольно определенных пределах развитие и проявление способностей, так и благоприятствовать их наилучшему проявлению и развитию.

Публикации по теме:

Мои статьи Создание комплексной системы воспитания и развития ребенка, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, позволяет формировать.

Анализ семинара. «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» Блог Ларисы Малышевой Анализ семинара " «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» " Одной из главных задач ДОУ является подготовка.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Понятие способностей в психолого-педагогической литературе (продолжение курсовой работы)
Опубликовано: 30 сентября 2013 в 22:28
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Консультация для воспитателей. Нетрадиционная техника рисования «Эбру»
Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, умение мыслить не стандартно. Необычные материалы и...
Мастер-класс «Снегурочка»
Многие дети знают сказку "Снегурочка" и помнят персонажа этой сказки-девушку, вылепленную из снега, которая тает и исчезает, превращаясь в легкое облачко,...
Дружеская встреча по физической культуре с тренером по футболу.
ДРУЖЕСКАЯ ВСТРЕЧА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ТРЕНЕРОМ ПО ФУТБОЛУ. Физическое воспитание играет главную роль во всестороннем развитии современного...
Волшебный платок. Сказка.
Дорогие коллеги. Предлагаю вашему вниманию новую сказку "Волшебный платок". *** Давным-давно это было. Жила на селе бабка Пелагея. При бабке внучка была –...
«Мудрейшая птица на свете-Сова». Рисование жёсткой кистью с детьми подготовительной...
Уважаемые коллеги и гости моей странички, здравствуйте. Сегодня я хочу вам рассказать как в рамках лексической темы "Зимующие птицы" мы рисовали сову....