Получи документы

Построение развива­ющей предметно-прост­ранственной среды

Наталья Коновалова
Построение развива­ющей предметно-прост­ранственной среды

«Развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)» Письмо Минобрбнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования», № 08-249 от 28.02.2014

Развивающая среда в группе строится в соответствии с принципами ее построения по ФГОС ДО:

насыщенность

трансформируемость

полифункциональность

вариативность

Публикация «Построение развива­ющей предметно-прост­ранственной среды» размещена в разделах

доступность

безопасность

Принципы Работа над РППС группы

1. Насыщенности

Объекты среды соответствуют возрастным особенностям детей и содержанию программы.

Организация образовательного пространства в группе и разнообразие объектов обеспечивают активность воспитанников в разных видах деятельности, дают возможность проявлению творчества, инициативы и самостоятельности детей. Насыщенность среды поддерживает

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, дают возможность самовыражения воспитанников.

В группе имеется ассортимент игрушек, игровых и подручных материалов, действия с которыми позволяют ребенку узнавать и осваивать различные наблюдаемые свойства окружающего мира явлений, стихий, простейших механизмов.

Подбор материалов и оборудования осуществляется в соответствии с темой, решаемыми образовательными задачами, ведущей деятельностью (сюжетно-ролевая, игра с правилами).

В группе почти нет стационарных игровых зон. Атрибуты размещаются в контейнерах, коробках по темам (одежда, посуда, продукты, инструменты, животные и т. д.). Есть и специальные наборы: «Больница», «Парикмахерская». Они доступны, их можно взять и использовать в разных сюжетных играх.

Совместно с детьми изготавливаем атрибуты для режиссерских игр.

Материалы и оборудование интересны детям группы, стимулируют их активность от задумки до результата в разных видах деятельности, находятся в свободном доступе у воспитанников.

Среда развивающая, насыщенная, обеспечивающая игровую, познавательную, эксперементально- исследовательскую, творческую деятельность. (мягкие модули, ширмы, природный материал)

В группе имеются алгоритмы выполнения разных видов деятельности (рисование, лепка, игра, конструирование, познавательная, поисковая и др.) для мальчиков и девочек с вариантами выбора задумки, средств, способов деятельности.

Игры, игрушки, альбомы создаются, преобразовываются в соответствии с принципом минимакс. Принцип минимакса позволяет решить сразу несколько проблем: он обеспечивает индивидуальный подход, учит самостоятельно находить нужную информацию.

Дети самостоятельно выбирают себе партнера по игре, определить свое место в группе, границы своего игрового пространства.

2. Трансформируемости

РППС в группе изменяется в соответствии с образовательной ситуацией, от меняющихся интересов и возможностей детей.

Рабочая зона (30%, активной деятельности (50%, спокойной деятельности (20%). Короткова Н. А.

В старшем дошкольном возрасте дети сами организуют пространство среды.

В своей работе с детьми мы используем игры-квесты, которые стали популярны благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. Они предполагают использование всех помещений не только группы, но и ДОУ, его территории. Во время организации свободной деятельности так же задействуются площади спальной комнаты и раздевалки. Дети любят уединяться, играть небольшими группами.

Нами изготовлены новые креативные маркеры пространства, соответствующие требованиям РППС. Они легко трансформируются, сделаны из строительных полипропиленовых листов. В группе их несколько «Машина», «Корабль», «Ширма-Театр-Дом», мини-маркер «Дом», «Заборчик», который дети еще используют как железную дорогу. Макеты настольные для игр с мелкими предметами, макеты раскладушки, которые мы сделали из картонных коробок.

Очень важно ребенку дать возможность менять окружающую среду, в соответствии со своими вкусами, настроениями, желанию.

В группе имеются разделители среды для самоорганизации деятельности детей, для формирования умения договариваться о пространстве группы Дети используют модули из маркеров-пространства: невысокие ширмы, перегородки, заборчики; маркеры - знаки (картинки, фото, модули и пр. предметы, которые можно менять в соответствии с образовательной ситуацией, меняющимися интересами детей.

3. Полифункциональности

В РППС объекты полифункциональны, т. е. выполняют разные функции, решают разные задачи; по-разному используются в детской деятельности;

2. Наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

Полифункциональные объекты среды обеспечивают развитие игровой деятельности, интеграцию разных видов деятельности. Дети в нашей группе используют игрушки так, как им этого хочется.

Например: обыкновенные вкладыши. В играх с водой, с песком, с камешками, в игре "Хозяюшка".

- Коробка с природным и бросовым материалом: ракушки, палочки, косточки персиков, шишки, баночки, крышки – предметы - заместители.

- Непроливайки - стаканчики для воды, для изучения цвета, для развития мелкой моторики и т. д.

- Мозаика, домино, счетные палочки, детали конструктора, большие пуговицы, крышки, камешки, ракушки. Дети активно пользуются предметами-заместителями, развивая тем самым воображение, фантазию, речь.

Чем больше вариантов использования одной игрушки - пособия, тем положительнее это сказываться на развитии ребенка.

При помощи полуфункциональности предметов обеспечивается целостность педагогического процесса и создается окружающее пространство, удовлетворяющее творческое развития каждого ребенка, создается постоянная творческая атмосфера в работе педагогов, обеспечивается единство подходов к воспитанию и образованию детей, семьи и детского сада.

4. Вариативности

Наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Периодически проводится сменяемость игрового материала, потому что появление новых предметов стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Объекты среды отражают национально-культурные, климатические особенности региона.

РППС структурируется и наполняется в соответствии с контингентом воспитанников, интересами детей, их социальным опытом.

Объекты среды меняются в соответствии с темой или событием, включают материалы праздников, выставок детского художественного творчества, празднование знаменательных дат.

В наибольшей степени активизируют деятельность детей объекты, требующие выполнения творческих заданий, объекты для организации экспериментальной деятельности, многофункциональный центр «Про все на свете», мини-музей, библиотека познавательных книг, игры, развивающие логическое мышление.

Модернизация образования отмечает необходимость учитывать региональные компоненты и климатические условия при организации РППС. О важности данной проблемы говорится в Законе «Об образовании РФ», в ФГОС ДО один из целевых ориентиров направлен на защиту национальной культуры и региональных культурных традиций. Поэтому в группе меются объекты, отражающие культурно-художественные региональные традиции: картины, иллюстрации, фото, альбомы о достопримечательностях, памятниках, известных людях нашего города, книги о родном крае, городе, презентации, видеофильмы о Сахалине.

Климатические особенности региона отражают объекты природы, труда, быта, истории родного края. Рассказываем детям о Сахалине, о народах, живущих на его территории, его природе, о растениях и животных.

Организовываем просмотр слайдов, посещение музея города, выставки из регионального природного материала (ракушки, камушки, шишки). В центре патриотического воспитания есть атрибуты геральдики Сахалинской области, карта острова.

В группе представлены материалы и оборудование для детей в соответствии с приоритетным направлением ДОУ, методической темой педагога.

Объекты среды меняются в соответствии с темой или событием, связанным с решением задач приоритетного направления. Меняется оформление группы посезонно, к праздникам. Активными участниками при изготовлении элементов оформления являются дети.

5. Доступности

Все оборудование, мебель соразмерны, соответствуют паспорту группы. Игры и игрушки находятся в свободном доступе у воспитанников, оформление на уровне глаз ребенка.

В учреждении обеспечена условная доступность: помощь сотрудника организации на объекте.

В нашей группе нет детей с ОВЗ, но в детском саду есть группы компенсирующей направленности, где такие дети есть. В коллективе сложилась целая система работы с такими детьми, которая направлена на сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия детей.

Главное в работе с такими детьми - создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников общеразвивающей группы.

Естественно, что все дети детского сада общаются друг с другом на совместных мероприятиях, во время прогулок на участке, и я глубоко убеждена, что взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию гуманности. Дети учатся воспринимать «особых», как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

6. Безопасности

Все элементы РППС сертифицированы, соответствуют требованиям по обеспечению наджности и безопасности их использования.

Публикации по теме:

Построение развивающей предметно-пространственной среды для детей второй группы раннего возраста в соответствии с ФГОС «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь».

Построение развивающей предметно-пространственной среды группы ДОО в процессе реализации ФГОС Построение развивающей предметно-пространственной среды группы ДОО в процессе реализации ФГОС  Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятия,.

Построение развивающей предметно-пространственной среды в музыкальном зале Музыкальный зал в детском саду – это визитная карточка детского сада. Наш муз. зал, как вы видите, достаточно светлый, просторный, а главное.

Построение предметно-пространственной среды в ДОУ старшие группы Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть.

Построение предметно-пространственной среды во второй младшей группеПостроение предметно-пространственной среды во второй младшей группе Добрый день! Я бы хотела поделиться с вами своими наработками по построению развивающей предметно-пространственной среды в нашей группе.

Построение развивающей предметно-пространственной средыПостроение развивающей предметно-пространственной среды Наименование центра активности Влияние центра активности на развитие ребенка Содержание центра активности 1. Литературный уголок Материалы.

Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования Вопрос организации предметно - пространственной развивающей образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано.

Построение развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Слайд 2. С учетом современных требований к предметно-пространственной среде я пересмотрела подход.

Проект «Построение предметно-развивающей среды сенсорного развития детей второй младшей группы» Слайд 1 Проект «Построение предметно-развивающей среды сенсорного развития детей второй младшей группы». Слайд 2 Большой толковый словарь.

Проектирование и построение развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУ Проектирование и построение развивающей предметно – пространственной среды в старшей группе ДОУ. Тема"Веселится детвора новый год встречать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Построение развива­ющей предметно-прост­ранственной среды
Опубликовано: 1 августа 2017 в 07:14
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД