Лучший педагог года

Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

Ирина Щепетинникова
Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

Основные аспекты повышения педагогической культуры родителей, имеющих детей с ОВЗ :

• Понятие педагогической культуры. Основные компоненты, определение уровня педагогической культуры.

Родители как равноправные участники коррекционно- образовательного процесса

• Стратегия построения взаимодействия в едином коррекционно-развивающем пространстве. Этапы работы, принципы, подходы.

• Особенности работы по повышению педагогической культуры родителей, имеющих детей с ОВЗ

• Важность проблемы

• Существующие и возможные трудности

Публикация «Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» размещена в разделах

Воспитанники логопедических групп – дети с нарушениями речи и задержкой психофизического развития. Семьи таких детей, как правило, имеют также свои особенности по неоднородности родительского контингента. Но прежде, чем перейти к вопросу о подходах к работе по формированию педагогической культуры у родителей, имеющих детей с ОВЗ, следует пояснить, что же такое педагогическая культура и определить основные принципы ее формирования и развития.

Педагогическая культура родителей в социально-педагогическом смысле – составная часть общей культуры человека, в которой отражается накопленный человечеством за всю его историю опыт воспитания детей в семье.

В узком педагогическом смысле : педагогическая культура – уровень педагогической направленности, который отражает степень зрелости родителей как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания.

Итак, педагогическая культура отражает уровень усвоения сложившегося в обществе социально-педагогического опыта и реализацию этого опыта в повседневной деятельности.

Основные компоненты педагогической культуры :

• Когнитивный

• Операционный

• Коммуникативный

• Рефлексивный

• Эмоциональный

Уровень педагогической культуры представляет собой готовность родителей к эффективной организации воспитательного процесса в семье, основанного на педагогическом взаимодействии с ребенком, понимании особенностей его личностного развития и желании приобщить его к культуре и традициям семьи и общества.

Уровень педагогической культуры зависит от уровня образования родителей, их общей культуры, индивидуальных особенностей, собственной воспитанности, накопленного жизненного опыта.

К сожалению, в настоящее время существует проблема недостаточной компетентности родителей в вопросах закономерностей развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, в определении целей воспитания. Также существует проблема непонимания в полной мере сложности процесса развития ребенка и ошибок в семейном воспитании.

В непростой позиции находятся родители, имеющие детей с ОВЗ. В развитии ребенка с ОВЗ семья играет не просто важную роль, а первостепенную и даже уникальную.

Процесс включения такого ребенка в социум начинается с семьи, где через общение с самыми близкими людьми закладываются основы самостоятельности, жизнестойкости, социально-психологической осведомленности, его представления о себе, своих возможностях в настоящем и будущем.

Многие родители, воспитывающие детей с ОВЗ, не осознают определяющей роли семейного воспитания в развитии ребенка, не связывают появление вторичных дефектов в его развитии с неблагополучными отношениями в семье, с неоптимальным стилем родительского воспитания, неправильно считают, что «ребенок подрастет, и проблемы уйдут сами собой», а также надеются только на помощь специалистов образовательного учреждения.

Наша задача, как педагогов заключается в том, чтобы целенаправленно подготовить родителей к воспитанию детей, имеющих отклонения в развитии. Такая подготовка должна предусматривать значительное повышение уровня педагогической культуры родителей. Важно сделать семейное воспитание не только радостным и успешным процессом, но и полноценно решающим задачи воспитания, развития, коррекции в единстве с ДОУ. Поэтому именно в условиях групп ДОУ компенсирующей и комбинированной направленности родители должны стать полноправными участниками коррекционно - развивающего пространства вместе с детьми и педагогами : воспитателем, логопедом, дефектологом. психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.

К работе с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на важность компенсаторной помощи, ориентировать на опережающую подготовку ребенка, вырабатывать умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы развития.

Для повышения педагогической культуры родителей, имеющих детей с ОВЗ, следует наметить стратегию работы по следующим направлениям:

• 1 этап - изучение статуса семьи, ее особенностей, системы детско-родительских отношений,

• 2 этап - алгоритм целей и задач, составление плана работы по повышению педагогической культуры родителей, построение модели взаимодействия с родителями по вопросу повышения педагогической культуры родителей

• 3 этап - организация и проведение мероприятий, способствующих повышению уровня педагогической культуры

• 4 этап - анализ эффективности процесса формирования и повышения педагогической культуры

Необходимо руководствоваться следующими принципами:

• Гуманистическая ориентация

• Обеспечение взаимодействия всех участников образовательного процесса

• Интеграция и дифференциация целей и задач

• Единство педагогического просвещения и самообразования родителей

• Многообразие форм работы

• Стимулирование к сотрудничеству

• Принцип добровольности

• Принцип конфиденциальности

Использовать подходы:

• Личностно-ориентированный

• Гуманно-личностный

• Комплексный, при участии специалистов

Формы и методы работы:

Консультирование: индивидуальное и тематическое

Родительские Клубы

• Семинары-практикумы

• Тематические диспуты

• Психологические тренинги

• Деловые игры

• Информирование (буклеты, интернет, информационные блоки, банк рекомендаций)

• Включение в проектную деятельность

• Дни открытых дверей

• Совместные праздники

Особенности проводимой работы:

• организации ПМПК – сопровождения

• формирование у родителей правильного отношения к процессу воспитания, развития и коррекции в условиях детского сада и семьи

повышение педагогической культуры применительно к существующему контингенту родителей здесь и сейчас

• формирование максимальной заинтересованности в достижении результатов коррекционно-развивающей работы

Важность проблемы заключается в том, что

• наблюдается тенденция роста количества детей с ОВЗ

• особый ребенок, ребенок с ОВЗ и соответственно особая позиция родителей таких детей - в центре внимания педагогов и специалистов дошкольного учреждения

• проекция педагогического, просветительского воздействия на осознанность родителя, развитие воспитательного потенциала, повышение общей и педагогической культуры как залог успешного сотрудничества.

Существующие трудности:

• Принятие неоднородного родительского коллектива

• Индивидуализация работы с родителями

• Выбор оптимальных подходов при осознанном и объективном оценивании контингента родителей группы, в процессе взаимодействия «педагог - родитель»

• Решающая направляющая роль педагога, поддержка родительской инициативы.

Публикации по теме:

Повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей Сообщение из опыта работы на тему: «Повышение уровня психолого – педагогической культуры родителей через реализацию проекта «Компетентный.

Повышение педагогической культуры родителей в современных дошкольных учреждениях Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ
Опубликовано: 5 мая 2015 в 15:17
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД