Папки-передвижки

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. НОД «Секреты лимона»

Екатерина Третьякова
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. НОД «Секреты лимона»

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Секреты лимона»

Цель: знакомство дошкольников со свойствами лимона.

Задачи:

Образовательные:

– формировать у детей естественнонаучные представления об экзотическом фрукте-лимоне, его полезных свойствах и значении в жизни человека;

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, НОД „Секреты лимона“» размещена в разделах

– формировать умение получать сведения о свойствах лимона исследовательским и экспериментальным путем.

Развивающие:

– учить проявлять собственную исследовательскую активность и инициативу;

побуждать детей к практическому применению полученных знаний в повседневной жизни;

– формировать умение детей формулировать простейшие выводы, фиксировать результаты исследований.

Воспитательные:

– формировать отношения между детьми, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи во время поисково-познавательной деятельности;

– воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

Предшествующая работа: беседы: «Это интересно», «Цитрусовые»; «Блюда с яблоком».

Предварительная работа: работа с таблицами для фиксации результатов, составление описательных рассказов об овощах, используя таблицу. НОД «Свойства яблока» .

Оборудование: магнитофон, мольберт, мультимедийная установка, халаты для учёных.

Демонстрационный материал: силуэт лимонного дерева, его обитателей, таблица для фиксации результатов для воспитателя, оборудование для опытов №1, № 3 № 6, лимон.

Раздаточный материал: 8 - 10 силуэтов лимонов, таблица для фиксации результатов исследований на каждого ребёнка, цветные карандаши.

Опыт № 1. Сосуды с водой, один очищенный и один неочищенный лимоны.

Опыт № 2. Стакан с крепким чаем для двух детей и долька лимона на каждого ребёнка.

Опыт № 3. Две половинки яблока, лимонный сок и пипетка.

Опыт № 4. Ватный диск с пятном от йода, пипетка, тарелочка с лимонным соком на каждого ребёнка.

Опыт № 5. Баночка с молоком, тарелочка с лимонным соком, деревянная палочка на каждого ребёнка.

Опыт № 6. стеклянная бутылка, 1 чайная ложка соды, 1 пакет лимонной кислоты, воздушный шарик, кувшин с водой 50 мл, пустой кувшин.

Методические приё мы:

Словесные: объяснения педагога, инструкции к выполнению, вопросы, стихи, загадка, рассуждения, выдвигаемые гипотезы детей, формулировка выводов;

Наглядные: внесение схемы для описания лимона (мультимедиа, лимонное дерево, таблицы для фиксации результатов опыта, оборудование для проведения опытов.

Практические: выполнение опыта, зарисовки, действия детей по инструкции педагога, пляска под русскую народную музыку (физкультминутка, пальчиковая игра.

Словарная работа: лимонная кислота, пятновыводитель, углекислый газ, окисляется, сквашивается.

Индивидуальная работа: помогать в ориентировании на листе бумаги (в таблице, следить за эмоциональным состоянием детей.

Ход занятия:

1 часть (дети, в костюмах «учёных», стоят полукругом) :

– Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот час мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!

– Ребята! Сегодня к нам в детский сад пришли гости.

Гости дорогие, важные такие.

В зале здесь у нас сидят,

Строго так на всех глядят!

Взгляните в лица наших гостей. Они действительно строгие и серьёзные? (ответ детей)

– А какие? (ответы детей)

– И не строго, а с улыбкой

Очень тёплой и простой,

Гости нас встречают с вами.

Чем ответим – ДОБРОТОЙ!

– Давайте подарим им свои улыбки, чтобы у всех было хорошее настроение, и пожелаем нашим гостям доброго утра (пожелания детей).

– Ну, что, мои юные исследователи, вы готовы к поиску неизвестного? (ответы детей)

– А вот чтобы узнать, с каким предметом и его свойствами мы сегодня познакомимся, вам надо отгадать загадку:

Жёлтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт,

Но на вкус кислейший он,

А зовут его… (лимон).

– Верно, лимон (поднимает салфетку, достает лимон).

– Опишите лимон, какой он? Для этого мы будем передавать лимон по кругу, и ваш ответ будет начинаться со слова «лимон». Подсказкой вам будет схема на экране (дети выполняют задание, стоя в кругу).

– Дети, обратите внимание на лимонное дерево. Здесь живёт много обитателей, но с плодами - лимонами никто не желает дружить.

Лимон привлекательный

Желтой расцветки,

На дереве жил,

Зацепившись за ветки.

Как пахли приятно

Лимонные щеки.

Под шкуркой бродили

Лимонные соки.

Но странно,

Никто не хотел с ним водиться.

Не ела его

Ни букашка, ни птица

– Ребята, хотите сделать собственные открытия об этом удивительном фрукте, раскрыть все секреты и подружить обитателей дерева с его плодами? (ответы детей)

– А хотели бы вы стать настоящими учёными-исследователями, и отправиться в лабораторию для проведения необходимых опытов? (ответы детей)

2 часть (исследовательская деятельность детей за столами)

Опыт № 1 «Тонет – не тонет».

Для проведения первого опыта нам понадобятся: ёмкость с водой и два лимона (1 - очищенный, 2 – в кожуре). Возьмите в руки очищенный и неочищенный лимон, попробуйте определить какой лимон тяжелее (дети определяют какой лимон тяжелее и высказывают свое мнение.)

– А теперь положим очищенный лимон в ёмкость с водой. Что произошло? (ответы детей)

– А что же будет, если в воду положить неочищенный лимон? (предположение детей.). Проверим (дети кладут в воду неочищенный лимон). Что произошло? (ответы детей)

– В чём же секрет? (предположения детей).

– Рассмотрим лимон внимательнее. Что вы видите? (ответы детей).

– Правильно, в кожуре лимона есть множество дырочек, куда попадает воздух.

– Какой можно сделать вывод? (рассуждения детей)

– Правильно, воздух, который находится в пористой кожуре лимона, держит его на поверхности воды.

– Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит таблица для занесения результатов опыта. Давайте найдём строку под №1. Здесь нарисованы две ёмкости с водой. Закрасьте жёлтым карандашом лимон, который плавает (дети зарисовывают результаты опыта)

Опыт № 2 «Чай с лимоном» (исследовательская деятельность детей за столами, в парах).

Лимон незаменимый продукт на кухне. Его используют для приготовления множества блюд или просто кладут в чай. Лимон нужно класть в тёплый чай, для того, чтобы сохранить все полезные вещества и витамины, потому что при высокой температуре все полезные вещества разрушаются.

– А что происходит, когда лимон добавляют в чай? (ответы детей)

Дети кладут по дольке лимона в чай.

– Что произошло? (дети рассуждают)

- Какой можно сделать вывод? (рассуждения детей)

– Правильно, это происходит из-за лимонной кислоты, которая, попадая в чай, делает его кислым, в результате этого чай и становится светлым.

– Найдите строку № 2 в своей таблице и занесите результаты опыта: бокал с чаем, в котором нарисован кружок лимона, закрасьте светло-коричневым карандашом, а чай в бокале без лимона, темно-коричневым (дети зарисовывают результаты опыта).

– Вы, ребята, не болейте,

Чаще чай с лимоном пейте.

Ведь лимон на вкус приятный,

Хоть немного кисловатый,

В нём полезных много свойств,

С ним не будет беспокойств.

Если хочешь ты играть,

Давай здоровье защищать.

Опыт № 3 «Лимон – защитник» (воспитатель проводит демонстрационный опыт).

– Посмотрите, у нас есть яблоко, разрежем его на две половинки.

– Что может появиться на срезе у этих половинок яблока? (предположения детей)

– Почему появляется коричневый налёт на срезе? (рассуждения детей)

– Правильно, в яблоках содержится много железа, а на воздухе железо темнеет.

– Как вы думаете, что произойдет с яблоком, если на него нанести лимонный сок? (предположения детей)

– Возьмем пипетку и нанесём лимонный сок на одну из половинок.

– Пока мы ждем результаты опыта, отдохнём (дети встают в круг, передают друг другу лимон, произносят считалку)

Физкультминутка:

Завертелся, закружился

И по кругу покатился.

Где остановился,

С тем и подружился.

Выходи, не зевай,

Свою пляску начинай!

(ребёнок, у которого по окончании считалки в руках оказался лимон, исполняет импровизированную пляску под русскую народную мелодию, остальные дети повторяют его движения).

– Дети, давайте вернёмся на свои места и рассмотрим результаты реакции. Какие изменения произошли с нашими половинками яблока? (рассуждения детей)

– Какой можно сделать вывод? (ответы детей)

– Правильно, сок покрыл яблоко защитной пленкой и не дал воздуху проникнуть к железу, поэтому половина яблока осталась светлой.

– Найдите строку № 3 и зафиксируйте результаты опыта: одну половину яблока закрасьте коричневым цветом, а другую оставьте не закрашенной (дети зарисовывают результаты опыта).

Опыт № 4 «Лимон – пятновыводитель» (исследовательская деятельность детей за столами).

– Ребята, я знаю, что вы очень любите рисовать, лепить. … А если вы испачкали одежду красками, фломастерами или чем-то другим, и осталось пятно, чем мама его выводит? (ответы детей)

– Как вы думаете, сок лимона поможет вывести пятно? (ответы детей)

– Хотите проверить? (ответы детей)

– У вас на столе лежит ватный диск с пятном от йода. Наберите пипетками лимонный сок и смочите им пятно на ватном диске.

– Что происходит с пятном? (ответы детей)

– Какой можно сделать вывод? (рассуждения детей)

– Правильно, лимонный сок помог вывести пятно. Лимон может служить безопасным пятновыводителем.

– Найдите в таблице найти строку № 4 и зарисуйте результаты опыта, перечеркнув пятно (дети зарисовывают результаты опыта).

Упражнения «Выжимаем сок из лимона» (дети стоят около своего стола).

– Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимаем как можно сильнее правую руку в кулак. Чувствуем, как напряжена правая рука. Затем бросаем «лимон» и расслабляем руку:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю

(дети выполняют это же упражнение левой рукой).

Опыт № 5 «Лимон и молоко» (исследовательская деятельность детей за столами).

– Дети, посмотрите, у вас на столах в баночках стоит молоко. Как вы думаете, что случится с молоком, если в него добавить лимонный сок? (предположения детей)

– Осторожно вливаем сок в молоко, размешиваем деревянной палочкой и ждем результата (дети выполняют).

– Расскажите, что у вас получилось? (рассуждения детей)

– Какой вы сделаете вывод? (ответы детей)

– Правильно, молоко от лимонного сока свернулось, образовались белые хлопья. Молоко превратилось в кефир.

– Зарисуйте результаты исследования в строчке под № 5. (дети зарисовывают результаты опыта).

Опыт № 6. «Как с помощью лимона надуть воздушный шарик» (демонстрационный опыт проводит воспитатель).

– Дети, как вы думаете, можно надуть воздушный шарик с помощью лимона? (ответы детей)

– Хотите узнать, что будет, если соединить соду с лимонной кислотой? (рассуждения детей)

– Растворяем в стакане воды лимонную кислоту и переливаем в бутылку. Насыпаем в бутылку 1 ложку соды и быстро натягиваем на горлышко воздушный шарик (дети наблюдают за результатом опыта).

– Дети, расскажите, что у нас получилось? (рассуждения детей)

– Правильно, от соединения лимонной кислоты и соды, образовался достаточный объём углекислого газа, чтобы надуть шарик.

– Зарисуйте результаты опыта в своих таблицах.

3 часть (дети стоят полукругом).

– Дети, сегодня мы узнали, что лимон не только полезный фрукт, но и волшебный, с ним можно проводить очень интересные опыты.

– А что нового вы узнали про лимон? (ответы детей)

– Какие свойства лимона и лимонного сока вы запомнили? (ответы детей)

– Какой опыт вам понравился? (ответы детей)

– Дети, как вы считаете, удалось нам доказать, что лимон настоящий волшебник? (ответы детей)

– Кто считает, что мы смогли подружить обитателей лимонного дерева с его плодами, поместите свой лимон на ветки дерева. Если нам что-то не удалось, поместите лимон под деревом (дети располагают силуэты лимонов).

– Всем учёным спасибо за доброе дело и новые открытия.

Таблица фиксации результатов исследования «Секреты лимона»

Публикации по теме:

«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха - кислорода становится меньше,для горения нужен кислород; познакомиться со способами.

«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду. Материалы и оборудование: часы с секундной стрелкой,.

Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет о том, как мы познакомились с такой субстанцией, как гидрогель. Нам его прислала.

Фотоотчет «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: измельчение продуктов с помощью кофемолки»Фотоотчет «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: измельчение продуктов с помощью кофемолки» Уважаемые коллеги! В ходе реализации проекта "Откуда хлеб пришел" я рассказываю детям о том, как измельчают зерно, превращая его в муку.

Организованно образовательная деятельность «Секреты лимона» в старшей группе 1. Название разработки: организованная образовательная деятельность. 2. Автор разработки: Пономарева Наталья Александровна. 3. Должность:.

Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни»Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни» Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни». Цель: развивать исследовательскую деятельность и познавательную активность.

Познавательно-исследовательская деятельность на занятиях по формированию целостной картины мира (экология) у дошкольниковПознавательно-исследовательская деятельность на занятиях по формированию целостной картины мира (экология) у дошкольников Дошкольники - прирожденные исследователи. Они любознательны, постоянно стремятся экспериментировать и самостоятельно находить решение в.

Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды»Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Образовательная область: Познание. Интеграция образовательных областей:.

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелемПознавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелем Опыты с гидрогелем интересны и красочны для всех детей в не зависимости от возраста. Для совсем маленьких- это чудо и сказка, настоящее.

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы)«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы) В своей работе большое внимание я уделяю познавательно – исследовательской деятельности. СЛАЙД №2 Познавательно – исследовательская деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. НОД «Секреты лимона»
Опубликовано: 14 декабря 2020 в 23:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД