МААМ-картинки

Познавательно-речевое НОД «Весенний переполох» (старшая группа)

Любовь Юрьевна Махмутова
Познавательно-речевое НОД «Весенний переполох» (старшая группа)

Конспект образовательной деятельности по теме:«Весенний переполох».

Задачи:

Знакомить детей с характерными признаками весны, учить выявлять изменения, связанные с солнцем (ярче светит, сильнее греет, удлиняется световой день).

Учить распознавать птиц по внешнему виду. Познакомить с народными приметами, связанными с птицами (воробьи дружно чирикают – к оттепели, ворона кричит – к метели, птицы кружат в небе – к морозу).

Публикация «Познавательно-речевое НОД „Весенний переполох“ (старшая группа)» размещена в разделах

Развивать наблюдательность, подвести детей к пониманию взаимосвязей в природе.

Воспитывать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы.

Материалы к занятию:

Слайдовая презентация, короб с угощением.

Ход НОД:

1. Встреча Весны.

Воспитатель под веселую музыку вводит детей в зал, выстраивая полукругом перед гостями,

Говорит:

Дети сегодня у нас с вами праздничный день, потому что к нам пришли гости,

Давайте поприветствуем гостей.

Дети :Здравствуйте,дорогие гости!

В: Вот только еще одна гостья дорогая задерживается.

Дети: Какая?

В: Отгадайте загадки:

Шагает красавица,

легко земли касается,

Идёт на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку.

И превращает почки,

В зелёные листочки.

Деревья одевает,

Посевы поливает,

Движения полна,

Зовут ее.

Д: Весна!

В: Правильно,Весна!

Звучит прекрасная музыка, олицетворяющая Весну.

В: Слышу, слышу шаги. Дети, а чтобы Весна не прошла мимо

Нашего детского сада давайте встретим ее веселой игрой, которая называется «Веснянка».(Дети встают в круг, в середину встает ребенок с нарисованным солнцем).

Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись. Золотое донышко. за руки

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.

Прилетело сто грачей, «Летят» по кругу.

А сугробы тают, тают, Медленно приседают.

А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.

Весна:

Кленам, липам и дубочкам

Новые дарю листочки,

Милых пташек приглашаю

Возвратиться с юга

И на север провожаю

Зимушку-подругу.

Здравствуйте гости,честные,

Я пришла к вам с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

В : Весна-красна, мы тебя так долго ждали, целых три долгих зимних месяцев. Дети хотят тебя порадовать веселой песней.

Дети,чтобы порадовать Весну поют для нее песню или рассказывают стихи.

Весна: Благодарю вас милые детушки, вы порадовали меня и развеселили, я тоже хочу вас порадовать и подарить вам волшебное зеркало, которое расскажет вам сказку и откроет много интересного. Но у моего зеркала не простой характер, если выполните все его задания, то оно покажет вам, где спрятан клад. А мне пора, у меня еще очень много работы.

(Весна уходит, воспитатель приглашает детей присесть на стулья).

2. Подарок Весны.

В: Взгляните, дети, сказка начинается:

(Все ребятушки затихли

Колокольчики звенят,

Это сказка к нам приходит,

чтоб порадовать ребят)

«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали ходить в тёплых шубах. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».

Дети, а дальше сказка обрывается, вы случайно не знаете, что это за чудо,которое может победить зимний холод? Посмотрите, зеркало

предлагает нам три ответа (на экране появляются изображения лампочки, костра и солнца, дети выбирают солнце).Правильно самое большое и доброе чудо- это солнце и чем выше оно поднимается, тем день становится длиннее. (Зимой солнце как светит- тускло, неярко, его почти никогда не видно, за снежными облаками, а весной оно становится более ярким и жарким, и все живое радуется солнцу).

А чтобы солнце светило ярче,теплее, давайте назовем его ласковыми словами и сделаем ему комплименты.

Игра «Комплимент»

Дети называют различные эпитеты к слову «солнышко» — солнышко лучистое, солнышко-ведрышко, ласковое, красивое, доброе! Солнышко — наш друг, наша радость.

Воспитатель. Вот оно и улыбнулось вам!

Посмотрите, на нашем волшебном зеркале снова появились картинки.

С приходом весны в наш край прилетают птицы. Послушайте о них загадки:

Прилетает он весной,

Черный, важный- не смешной!

Без него весны не будет,

И зовут его все люди

Что-то вроде слова «врач»,

Да не «врач», а птица –грач!

Что за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя чёрная птица

Прямо на трактор чуть не садится?

По весне к нам с юга мчится

Чёрная, как ворон, птица.

Для деревьев наших врач –

Ест букашек разных.

В:Дети, есть еще такая загадка про грача:

Что за весенняя черная птица,

трактору чуть ли не нас садится!

В:Зачем грач преследует трактор во время весенних работ, когда он пашет землю?

Правильно он вытягивает из земли червяков, свой корм.

Какую примету мы знаем о граче:

Дети: грач на горе, весна на дворе.

В: Какую скороговорку мы знаем о граче.

В: А теперь следующая загадка:

Детки домик смастерили,

и на дерево прибили,

Поселился в нем певец,

И зовут его ….

Д:Скворец.

В:Почему скворца называют умницей и артистом?

В:Какое стихотворение мы знаем о скворце.

Какие народные приметы вы знаете о скворце?

Д:Видишь скворца, знать Весна у крыльца.

Краткий рассказ воспитателя о зарубежных братьях скворца.

В: Отгадайте следующую загадку

Быстро над землей порхает,

Мошек на лету хватает

И мелькает в высоте

С черной стрелкой на хвосте

Домик у нее из глины

Вроде маленькой корзины.

Стихотворение о ласточке «Милая певунья, ласточка родная».

(В это время готовятся обручи и стул для кота).

Подвижная игра «Вот в гнезде сидели птички, разноцветные синички».

В:А теперь проходите обратно к волшебному зеркалу.

Воспитатель. Некоторые звери спят всю зиму в норках и берлогах под толстым снежным покровом. С наступлением весны они - просыпаются. Давайте послушаем про них загадки.

1. «Хозяин лесной,

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой» (Медведь).

2. «Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной» (Ёж).

3. «Там, где сосен сильный запах,

В чаще леса, в тишине,

Положив на брюхо лапу,

Сплю я только на спине» (Барсук).

В:А какое стихотворение мы знаем про барсука?

Рассказ воспитателя про барсука.

В:Дети, прислушайтесь, вам не кажется что кто-то скребет лапой дверь. (Открывается дверь, появляется Мишка).

Дети, да это же Мишка-шалунишка. Давайте с ним поздороваемся.

Д:Здравствуй, Мишка.

В: А почему ты такой грустный?

М: Меня рано разбудили.

В: Какой-то неправильный медведь,так весна на дворе?

Мишка: Весна-весною, а только сейчас второй месяц весны-Апрель, а медведи просыпаются в Мае.

В:Ладно, не грусти, а лучше послушай какое дети про тебя стихотворение знают!

М: С удовольствием!

В: А еще мы приглашаем тебя поиграть с нами.

(Дети выходят в круг и превращаются в спящих медведей).

Инсценировка «Медведь» под музыку Тешутенко.

Дети ложатся на ковёр калачиком. Под стихи, которые читает воспитатель, показывают действия:

Без забот и без тревоги

Спал медведь в своей берлоге.

Спал всю зиму до весны

И, наверно, видел сны. (лежат «калачиком»)

Вдруг проснулся косолапый (садятся на колени, зевают)

Слышит – каплет! Вот беда! (показывают на правое ухо – «слушают», огорчились)

В темноте пошарил лапой («шарят» вокруг)

И вскочил – кругом вода! (вскакивают)

Заспешил медведь наружу:

Заливает – не до сна! (косолапя, встают по краю ковра)

Вылез он и видит лужи! (широкий жест руками – большие лужи)

Тает снег – пришла (хором - весна)

В: Мишка, а чтобы тебе не было так голодно, мы тебе дарим горшочек меда и угощаем рыбой. (Дети, несут горшок, и надевают связку с рыбой на него).

В: Дети, посмотрите, зеркало снова хочет показать нам что-то интересное.

Открываются слайды весеннего леса с проталинами.

В: Дети скажите как называется место,где солнце растопило своими лучами снег, до черной земли (Дети- проталина).А какого весеннего гостя вы можете увидеть на проталинах (Первые цветы, первоцветы).

Загадки о подснежнике и пролеске. Сравнение подснежника и пролеска.

Физкультминутка:

В лесу, где берёзы столпились гурьбой,

Пролеска глянул цветок голубой

(дети поворачивают голову вправо-влево)

Сперва понемножку

Зелёную выставил ножку

(руки на пояс, попеременно выставляют вперёд ноги)

Потом потянулся из всех своих сил

(дети тянутся, руки вверх)

И тихо спросил:

«Я вижу: погода тепла и ясна.

Скажите, ведь правда, что это весна?»

(дети поднимают руки вверх)

Смотрит солнышко – росток.

Не травинка, не листок:

Появился самый первый

Желтый маленький цветок. (Мать-и-мачеха)

Рассматривание картинки с изображением цветка:

– Как называется этот цветок?

– Назовите части растения? (листья, стебель, цветок)

– Какой стебель? (невысокий)

– Какие цветки у растения? (желтого цвета)

Рассказ воспитателя.

Пригрело весеннее солнышко, и рассыпались на проталинах золотые монетки. Весну цветов, как и подснежник, открывает мать-и-мачеха. Этот золотой цветочек растет на солнечных склонах. Настоящие листья на этих растениях появляются только в середине лета, когда цветов у них нет, а сначала это похожие на чешуйки бурые острые листики.

– Как выдумаете, почему цветок получил название «мать-и-мачеха»? (Предположения детей)

– Да, это потому, что нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладить ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя ласковая мамочка. А верхняя часть листа – гладкая, холодная. Словно прикосновение злой мачехи.

Стихотворение «Маленький разведчик, посланный весной».

3. Этап: «Берегите природу».

Показывается слайд с выжженной поляной.

Дети повторяют правила поведения в лесу, а затем воспитатель предлагает помочь лесу. Дети проходят к

столам,где все приготовлено для аппликации «Поляна мать -и –мачехи».

Волшебное зеркало в ответ на их доброту награждает детей и гостей печеными жаворонками, показывая волшебный сундук, где хранится угощение.

4. Итог и анализ образовательной деятельности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Как солнце весне помогало» Интегрируемые образовательные области – «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество». Цель - уточнение представлений.

НОД по ИЗО-деятельности (рисование пальчиками) на тему «Весенняя капель» в 1 младшей группе Рисование на тему: «Весенняя капель» (Приложение к работе - Краткосрочный проект "Солнечный Лучик") Подготовила и провела Перфильева Г. М. ,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-речевое НОД «Весенний переполох» (старшая группа)
Опубликовано: 4 апреля 2015 в 15:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД