Конспект познавательного, художественно-эстетического занятия по сказке В. Бианки «Хвосты»

Надежда Томченко
Конспект познавательного, художественно-эстетического занятия по сказке В. Бианки «Хвосты»

Занятия по произведениям В. Бианки «Юный следопыт» Познавательное,художественно - эстетическое занятие по сказке В. Бианки "Хвосты".Цель занятия. Воспитывать экологическую культуру у детей, учить быть внимательными, наблюдательными, замечать интересное в обыденных вещах. прививать интерес к книгам о природе своей страны. Развивать монологическую и диалогическую речь детей,драматизировать произведение. Передавать образы и характеры животных через интонации,мимику, жесты. Закрепить знание о перелетных и зимующих птицах их голосах и внешнем виде. Зарождать действенную любовь к природе,желание сберечь ее красоту,выражать свои ощущения. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 38 г. Владивосток.

Воспитатель высшей категории Томченко Надежда Николаевна.

Познавательное, художественно - эстетическое занятие: (подг. Гр)

«Юный следопыт».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация».

Задачи: Формирование элементарных экологических представлений о природе через творчество В. Бианки. Углубить, закрепить и уточнить знания детей о животных, птицах.

Учить рассказывать, объяснять и слушать ответы товарищей и дополнять их.

Развивать монологическую и диалогическую речь.

Формировать бережное отношение к растениям и животным.

Предварительная работа: Чтение книг В. Бианк. Наблюдение в природе. Дидактическая игра «Чьи следы».

Материалы, оборудовани. Рисунки зимующих и перелетных птиц, силуэты животных и их следов, аудиозаписи голосов птиц, перья птиц. Д/и «Хвосты и морды», рисунки «Времена года»; шапки-маски: рыба, дятел, косуля, лиса, корова, муха, коза, лесовушка.

Содержание занятия

Дети входят в зал, внимательно рассматривают стенды с книгами русских писателей о природе М. Пришвина, Е. Чарушина, Н. Сладкова, К. Ушинского, В. Бианки.

Воспитатель. Как вы думаете, о чем сегодня будет наше занятие?

Дети. О книгах.

Вос-тель. О чем рассказывают эти книги?

Дети. Эти книги о природе, животных, птицах.

Вос-тель. О природе писали многие русские писатели среди них и Виталий Валентинович Бианки. Какие рассказы, сказки В. Бианки вы знаете?

Дети. «Мышонок Пик», «Теремок», «Чей нос лучше?», «Кто, чем поет?», «Синичкин календарь», «Хитрый лис и Умная Уточка», «Снежная книга», «По следу».

Вос-тель. Давайте сделаем отдельную выставку произведений В. Бианки.

Дети вместе с воспитателем оформляют выставку произведений В. Бианки.

Вос-тель. Мы оформили выставку, посвященную В. Бианки. Писатель проявлял интерес к природе с самого раннего детства, с природой его познакомил отец. Он брал сына с собой на охоту, на прогулку. Называл ему каждую травку, каждую птицу и зверушку. Научил узнавать его птиц по полету, зверя по следу и записывать свои наблюдения. А потом он использовал свои записи, когда писал сказки и рассказы. О чем больше его любит рассказывать в своих сказках В. Бианки.

Дети. Всего В. Бианки любит рассказывать о тех животных и растениях, которые всякий может встретить у себя на даче, в лесу, на речке. Это мыши, птицы, насекомые.

Вос-тель. В самом обыкновенном он умеет показать новое, незамеченно нами.

(Раздается стук в дверь, входит Старушка-Лесовушка)

Старушка-Лесесовушка. (С-Л) Здравствуйте дети, шла я мимо. Решила зайти, посмотреть, чем ребята занимаются. Вижу у вас много книг и эти написаны В. Бианки. Да, помню я его, часто он в лес захаживал, бродил с ружьем, биноклем, да записной книжкой. Умел он читать «азбуку леса», был хорошим следопытом.

А каким должен быть следопыт?

Дети. Следопыт должен быть внимательным, любить природу, много знать о животных и растениях.

С-Л. Сейчас проверим сможете вы быть следопытами. У меня есть четыре картины времени года, но художник допустил ошибки. Найдите их и отметьте.

Дети рассматривают картины, находят ошибки и объясняют их. Старушка-Лесовушка оценивает ответы детей и приглашает детей в зимний лес.

С-Л. Зимний лес загадывает много загадок, сумеете вы их отгадать, будете следопытами.

Птиц и зверей здесь почти не встретишь, лишь следы на снегу расскажут об их жизни. Узнайте и вы чьи это следы и найдите тех, кто их оставил

Дети рассматривают следы, отыскивают зверей, которые их оставили и выкладывают их возле силуэтов животных.

С-Л. Объясните, как вы догадались, кому - какие следы принадлежат.

Дети. У белки задние ноги длинные - следок от них тоже длинный. Задние ноги белка вперед выбрасывает за передние, когда по земле прыгает. А передние ноги короткие, маленькие - следок от них точечками.

С лед зайца похож на след белки, только лапы у него задние длиннее. От задних лап следок вытянутый, от передних круглый, как пятачок. Заяц на бегу заносит длинные задние ноги вперед передних.

А следы медведя похожи на след человека, только увидеть следы мишки зимой сложно, он ведь спит зимой.

Это след воробья, у него ноги короткие, шагать он не может, вот и прыгает на двух ногах.

И другие ответы детей.

С-Л. А сможете вы узнать птиц по голосу.

Звучит аудиозаписи птичьих голосов (вороны, дятла, кедровки,соловья, жаворонка,в конце голос кукушки).

Можно услышать кукушку в зимнем лесу? Голоса еще каких птиц не услышать зимой?

Дет. Нет, кукушка улетает в теплые края,соловьи и жаворонки тоже.

С-Л. Я предлагаю вам игру «Перелетные и зимующие птицы».

На полу карточки с изображением птиц. Вы берете любую карточку, определяете, какая это птица - зимующая или перелетная, а потом как можно скорее собирайтесь в кружок, перелетные в один, а – в другой зимующие.

Дети выполняют задание и называют птиц, картинки которых держат в руках.

С – Л. А вот еще следы, которые птицы оставили в лесу. Показывает перья птиц и просит детей отгадать, какие птицы их потеряли.

Дети рассматривают перья и определяют кому они принадлежат.

В зал вбегает заяц с хвостом лисы и плачет.

С-Л. Что случилось заяц, почему ты плачешь?

Заяц. Как мне не плакать, обманула меня лиса. Хвостами предложила поменяться и убежала в лес, не видели вы ее в лесу?

Дети. Не встречали мы лису.

Заяц. Побегу искать дальше, мне мой хвост нужен.

С – Л. А вы, ребята, знаете какие хвосты бывают у разных зверей. У меня для вас игра «Хвосты и морды». Надо правильно разложить хвосты к мордам, если ошибетесь, могут возникнуть большие трудности для зверей.

Дети раскладывают хвосты и рассказывают о них. (У лисы хвост – пушистый, рыжий, кра-

сивый и т. д.)

С – Л. Хорошо разобрались с хвостами. Сейчас мы посмотрим инсценировку по сказке В. Бианки «Хвосты», узнаем, для чего нужны хвосты животным.

Инсценировка сказки «Хвосты».

Ведущий. Прилетела Муха к Человеку и говорит.

Муха. – Ты хозяин над всеми зверями, ты все можешь сделать. Сделай мне хвост.

Человек. А зачем тебе хвост?

Муха. А затем мне хвост – зачем у всех зверей – для красоты.

Человек. Я таких зверей не знаю, у которых хвост для красоты. А ты и без хвоста

Хорошо живешь.

Ведущий. Рассердилась Муха и давай Человеку надоедать. Надоело, сил нет!

Человек. Ну, ладно! Лети ты, муха, в лес, на речку, в поле. Если найдешь там зверя,

птицу, у которого хвост для красоты, можешь его хвост себе взять.

Ведущий. Прилетела к речке, увидела рыбу.

Муха. Отдай мне твой хвост! Он у тебя для красоты.

Рыба. Совсем не для красоты. Хвост у меня – руль. Видишь – надо мне направо

повернуть – я хвост вправо поворачиваю. Надо налево – я влево хвост

кладу. Не могу я тебе свой хвост отдать.

Ведущий. Полетела Муха дальше. Прилетела в лес, видит: на суку дятел сидит.

Муха к нему.

Муха. Отдай мне твой хвост! Дятел! Он у тебя для красоты только.

Дятел. Вот чудачка! А как же я деревья долбить буду, еду себе искать, гнезда для

детей устраивать? Хвост мне подпоркой служит. Я на него опираюсь,

размахиваюсь всем телом, да как стукну носом по суку -только щепки летят!

Ведущий. Полетела дальше. Видит: Козуля в кустах, у нее хвостик маленький,

пушистый, беленький хвостик.

Муха. Отдай мне твой хвостик, Козуля!

Козуля. Что ты, что ты! Если я отдам тебе свой хвостик, так мои козлятки пропадут.

Муха. Козляточкам - то зачем твой хвост.

Козуля. А как же. Вот погонится за нами волк. Я в лес кинусь – спрятаться.

И козляточки за мной. Только им меня не видно между деревьями.

А им белым хвостиком машу, как платочкам – сюда бегите, сюда! Они

видят – беленькое впереди мелькает, - бегут за мной. Так все и убежали

от волка.

Ведущий. Нечего делать, полетела Муха дальше и увидела лису. Эх, и хвост у лисы!

Пышный да рыжий, красивый.

Муха. Отдай хвост.

Лиса. Что ты, Муха! Да без хвоста я пропаду. Погоняться за мной собаки, живо меня,

Бесхвостую, поймают. А хвостом я их обману. Как станут меня собаки

настигать, я хвостом верть! – хвост - вправо, сама влево. Собаки увидят, что

хвост мой вправо метнулся, и кинутся вправо. Да пока разберут, что

ошиблись, я уже далеко.

Ведущий. Видит Муха: у всех зверей хвост для дела, нет лишних хвостов ни в лесу,

ни на реке. Нечего делать, полетела Муха домой. Сама думает.

Муха. Пристану к Человеку, буду ему надоедать, пока он мне хвост не сделает.

Человек. Отстань ты от меня, Муха!

Муха. Не отстану. Зачем надо мной посмеялся, свободных хвостов искать послал?

Я у всех зверей спрашивала – у всех зверей хвост для дела.

Ведущий. Человек видит: не отвязаться ему от Мухи – вон какая - надоедная.

Человек. Муха, Муха, а вот корова во дворе. Спроси у нее, у неё, зачем ей хвост.

Муха. Ну ладно, спрошу еще у Коровы. А если и Корова не отдаст мне хвоста,

Сживу тебя, Человек, со свету.

Ведущий. Вылетела муха в окошко, села Корове на спину и давай жужжать,

Выспрашивать.

Муха. Корова, Корова, зачем тебе хвост? Корова, Корова, зачем тебе хвост?

Ведущий. Корова молчала, молчала, а потом как хлестнет себя по спине хвостом

и пришлепнула Муху. Упала Муха на землю – дух вон, и ножки кверху!

Человек. Так тебе, Муха, и надо – не приставай к людям, не приставай к зверям.

Н а д о е л а.

Старушка-

Лесовушка. Порадовали вы меня своими знаниями, настоящими следопытами вы

Растете. Я хочу сделать вам подарок, хорошо иллюстрированную книгу

В. Бианки. Читайте, рассматривайте и любите природу, как любил ее

писатель. А я в лес побежала.

Публикации по теме:

«Знакомство с творчеством В. Бианки. Театрализация сказки «Лесной колобок — колючий бок»» Конспект занятия в старшей группе Тема: «Знакомство с творчеством В. Бианки. Театрализация сказки «Лесной колобок – колючий бок»»Задачи:.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект познавательного, художественно-эстетического занятия по сказке В. Бианки «Хвосты»
Опубликовано: 22 октября 2013 в 08:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Рисуем и развиваемся. Фотоотчет детского творчества
Одно из любимых занятий моих внуков – рисование. Как любое творчество — это возможность самовыражения. Маленькие дети не все и не всегда могут высказать...
Тематическая неделя «Почвенная». Наглядно-дидактическое пособие «Коллекция камней»
Я продолжаю публикации о нашей деятельности по тематической неделе «Почвенная». Мы знакомим детей с почвой и с элементами, которые входят в её состав....
План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Преемственность...
1 часть. Выступление воспитателя. Проблема преемственности в образовании не нова. Она актуальна во все времена. Задача наша, как педагогов, обеспечить...
Авторская сказка для анимационной работы «Сказка о путешествие Атоменка.»
Аторская сказка для анимационной работы "Сказка о путешествие АТОменка. " Жил – был Атоменок, решил он пойти посмотреть на мир. Шел он, шел и заблудился....
Конспект занятия в средней группе. Тема «Снег».
Цели: Закреплять знания детей о свойствах снега, провести опыты со снегом. Задачи: обучающая : расширять представления о сезонных изменениях в природе....