Конспект познавательного, художественно-эстетического занятия по сказке В. Бианки «Хвосты»

Надежда Томченко
Конспект познавательного, художественно-эстетического занятия по сказке В. Бианки «Хвосты»

Занятия по произведениям В. Бианки «Юный следопыт» Познавательное,художественно - эстетическое занятие по сказке В. Бианки "Хвосты".Цель занятия. Воспитывать экологическую культуру у детей, учить быть внимательными, наблюдательными, замечать интересное в обыденных вещах. прививать интерес к книгам о природе своей страны. Развивать монологическую и диалогическую речь детей,драматизировать произведение. Передавать образы и характеры животных через интонации,мимику, жесты. Закрепить знание о перелетных и зимующих птицах их голосах и внешнем виде. Зарождать действенную любовь к природе,желание сберечь ее красоту,выражать свои ощущения. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 38 г. Владивосток.

Воспитатель высшей категории Томченко Надежда Николаевна.

Познавательное, художественно - эстетическое занятие: (подг. Гр)

«Юный следопыт».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация».

Задачи: Формирование элементарных экологических представлений о природе через творчество В. Бианки. Углубить, закрепить и уточнить знания детей о животных, птицах.

Учить рассказывать, объяснять и слушать ответы товарищей и дополнять их.

Развивать монологическую и диалогическую речь.

Формировать бережное отношение к растениям и животным.

Предварительная работа: Чтение книг В. Бианк. Наблюдение в природе. Дидактическая игра «Чьи следы».

Материалы, оборудовани. Рисунки зимующих и перелетных птиц, силуэты животных и их следов, аудиозаписи голосов птиц, перья птиц. Д/и «Хвосты и морды», рисунки «Времена года»; шапки-маски: рыба, дятел, косуля, лиса, корова, муха, коза, лесовушка.

Содержание занятия

Дети входят в зал, внимательно рассматривают стенды с книгами русских писателей о природе М. Пришвина, Е. Чарушина, Н. Сладкова, К. Ушинского, В. Бианки.

Воспитатель. Как вы думаете, о чем сегодня будет наше занятие?

Дети. О книгах.

Вос-тель. О чем рассказывают эти книги?

Дети. Эти книги о природе, животных, птицах.

Вос-тель. О природе писали многие русские писатели среди них и Виталий Валентинович Бианки. Какие рассказы, сказки В. Бианки вы знаете?

Дети. «Мышонок Пик», «Теремок», «Чей нос лучше?», «Кто, чем поет?», «Синичкин календарь», «Хитрый лис и Умная Уточка», «Снежная книга», «По следу».

Вос-тель. Давайте сделаем отдельную выставку произведений В. Бианки.

Дети вместе с воспитателем оформляют выставку произведений В. Бианки.

Вос-тель. Мы оформили выставку, посвященную В. Бианки. Писатель проявлял интерес к природе с самого раннего детства, с природой его познакомил отец. Он брал сына с собой на охоту, на прогулку. Называл ему каждую травку, каждую птицу и зверушку. Научил узнавать его птиц по полету, зверя по следу и записывать свои наблюдения. А потом он использовал свои записи, когда писал сказки и рассказы. О чем больше его любит рассказывать в своих сказках В. Бианки.

Дети. Всего В. Бианки любит рассказывать о тех животных и растениях, которые всякий может встретить у себя на даче, в лесу, на речке. Это мыши, птицы, насекомые.

Вос-тель. В самом обыкновенном он умеет показать новое, незамеченно нами.

(Раздается стук в дверь, входит Старушка-Лесовушка)

Старушка-Лесесовушка. (С-Л) Здравствуйте дети, шла я мимо. Решила зайти, посмотреть, чем ребята занимаются. Вижу у вас много книг и эти написаны В. Бианки. Да, помню я его, часто он в лес захаживал, бродил с ружьем, биноклем, да записной книжкой. Умел он читать «азбуку леса», был хорошим следопытом.

А каким должен быть следопыт?

Дети. Следопыт должен быть внимательным, любить природу, много знать о животных и растениях.

С-Л. Сейчас проверим сможете вы быть следопытами. У меня есть четыре картины времени года, но художник допустил ошибки. Найдите их и отметьте.

Дети рассматривают картины, находят ошибки и объясняют их. Старушка-Лесовушка оценивает ответы детей и приглашает детей в зимний лес.

С-Л. Зимний лес загадывает много загадок, сумеете вы их отгадать, будете следопытами.

Птиц и зверей здесь почти не встретишь, лишь следы на снегу расскажут об их жизни. Узнайте и вы чьи это следы и найдите тех, кто их оставил

Дети рассматривают следы, отыскивают зверей, которые их оставили и выкладывают их возле силуэтов животных.

С-Л. Объясните, как вы догадались, кому - какие следы принадлежат.

Дети. У белки задние ноги длинные - следок от них тоже длинный. Задние ноги белка вперед выбрасывает за передние, когда по земле прыгает. А передние ноги короткие, маленькие - следок от них точечками.

С лед зайца похож на след белки, только лапы у него задние длиннее. От задних лап следок вытянутый, от передних круглый, как пятачок. Заяц на бегу заносит длинные задние ноги вперед передних.

А следы медведя похожи на след человека, только увидеть следы мишки зимой сложно, он ведь спит зимой.

Это след воробья, у него ноги короткие, шагать он не может, вот и прыгает на двух ногах.

И другие ответы детей.

С-Л. А сможете вы узнать птиц по голосу.

Звучит аудиозаписи птичьих голосов (вороны, дятла, кедровки,соловья, жаворонка,в конце голос кукушки).

Можно услышать кукушку в зимнем лесу? Голоса еще каких птиц не услышать зимой?

Дет. Нет, кукушка улетает в теплые края,соловьи и жаворонки тоже.

С-Л. Я предлагаю вам игру «Перелетные и зимующие птицы».

На полу карточки с изображением птиц. Вы берете любую карточку, определяете, какая это птица - зимующая или перелетная, а потом как можно скорее собирайтесь в кружок, перелетные в один, а – в другой зимующие.

Дети выполняют задание и называют птиц, картинки которых держат в руках.

С – Л. А вот еще следы, которые птицы оставили в лесу. Показывает перья птиц и просит детей отгадать, какие птицы их потеряли.

Дети рассматривают перья и определяют кому они принадлежат.

В зал вбегает заяц с хвостом лисы и плачет.

С-Л. Что случилось заяц, почему ты плачешь?

Заяц. Как мне не плакать, обманула меня лиса. Хвостами предложила поменяться и убежала в лес, не видели вы ее в лесу?

Дети. Не встречали мы лису.

Заяц. Побегу искать дальше, мне мой хвост нужен.

С – Л. А вы, ребята, знаете какие хвосты бывают у разных зверей. У меня для вас игра «Хвосты и морды». Надо правильно разложить хвосты к мордам, если ошибетесь, могут возникнуть большие трудности для зверей.

Дети раскладывают хвосты и рассказывают о них. (У лисы хвост – пушистый, рыжий, кра-

сивый и т. д.)

С – Л. Хорошо разобрались с хвостами. Сейчас мы посмотрим инсценировку по сказке В. Бианки «Хвосты», узнаем, для чего нужны хвосты животным.

Инсценировка сказки «Хвосты».

Ведущий. Прилетела Муха к Человеку и говорит.

Муха. – Ты хозяин над всеми зверями, ты все можешь сделать. Сделай мне хвост.

Человек. А зачем тебе хвост?

Муха. А затем мне хвост – зачем у всех зверей – для красоты.

Человек. Я таких зверей не знаю, у которых хвост для красоты. А ты и без хвоста

Хорошо живешь.

Ведущий. Рассердилась Муха и давай Человеку надоедать. Надоело, сил нет!

Человек. Ну, ладно! Лети ты, муха, в лес, на речку, в поле. Если найдешь там зверя,

птицу, у которого хвост для красоты, можешь его хвост себе взять.

Ведущий. Прилетела к речке, увидела рыбу.

Муха. Отдай мне твой хвост! Он у тебя для красоты.

Рыба. Совсем не для красоты. Хвост у меня – руль. Видишь – надо мне направо

повернуть – я хвост вправо поворачиваю. Надо налево – я влево хвост

кладу. Не могу я тебе свой хвост отдать.

Ведущий. Полетела Муха дальше. Прилетела в лес, видит: на суку дятел сидит.

Муха к нему.

Муха. Отдай мне твой хвост! Дятел! Он у тебя для красоты только.

Дятел. Вот чудачка! А как же я деревья долбить буду, еду себе искать, гнезда для

детей устраивать? Хвост мне подпоркой служит. Я на него опираюсь,

размахиваюсь всем телом, да как стукну носом по суку -только щепки летят!

Ведущий. Полетела дальше. Видит: Козуля в кустах, у нее хвостик маленький,

пушистый, беленький хвостик.

Муха. Отдай мне твой хвостик, Козуля!

Козуля. Что ты, что ты! Если я отдам тебе свой хвостик, так мои козлятки пропадут.

Муха. Козляточкам - то зачем твой хвост.

Козуля. А как же. Вот погонится за нами волк. Я в лес кинусь – спрятаться.

И козляточки за мной. Только им меня не видно между деревьями.

А им белым хвостиком машу, как платочкам – сюда бегите, сюда! Они

видят – беленькое впереди мелькает, - бегут за мной. Так все и убежали

от волка.

Ведущий. Нечего делать, полетела Муха дальше и увидела лису. Эх, и хвост у лисы!

Пышный да рыжий, красивый.

Муха. Отдай хвост.

Лиса. Что ты, Муха! Да без хвоста я пропаду. Погоняться за мной собаки, живо меня,

Бесхвостую, поймают. А хвостом я их обману. Как станут меня собаки

настигать, я хвостом верть! – хвост - вправо, сама влево. Собаки увидят, что

хвост мой вправо метнулся, и кинутся вправо. Да пока разберут, что

ошиблись, я уже далеко.

Ведущий. Видит Муха: у всех зверей хвост для дела, нет лишних хвостов ни в лесу,

ни на реке. Нечего делать, полетела Муха домой. Сама думает.

Муха. Пристану к Человеку, буду ему надоедать, пока он мне хвост не сделает.

Человек. Отстань ты от меня, Муха!

Муха. Не отстану. Зачем надо мной посмеялся, свободных хвостов искать послал?

Я у всех зверей спрашивала – у всех зверей хвост для дела.

Ведущий. Человек видит: не отвязаться ему от Мухи – вон какая - надоедная.

Человек. Муха, Муха, а вот корова во дворе. Спроси у нее, у неё, зачем ей хвост.

Муха. Ну ладно, спрошу еще у Коровы. А если и Корова не отдаст мне хвоста,

Сживу тебя, Человек, со свету.

Ведущий. Вылетела муха в окошко, села Корове на спину и давай жужжать,

Выспрашивать.

Муха. Корова, Корова, зачем тебе хвост? Корова, Корова, зачем тебе хвост?

Ведущий. Корова молчала, молчала, а потом как хлестнет себя по спине хвостом

и пришлепнула Муху. Упала Муха на землю – дух вон, и ножки кверху!

Человек. Так тебе, Муха, и надо – не приставай к людям, не приставай к зверям.

Н а д о е л а.

Старушка-

Лесовушка. Порадовали вы меня своими знаниями, настоящими следопытами вы

Растете. Я хочу сделать вам подарок, хорошо иллюстрированную книгу

В. Бианки. Читайте, рассматривайте и любите природу, как любил ее

писатель. А я в лес побежала.

Публикации по теме:

«Знакомство с творчеством В. Бианки. Театрализация сказки «Лесной колобок — колючий бок»» Конспект занятия в старшей группе Тема: «Знакомство с творчеством В. Бианки. Театрализация сказки «Лесной колобок – колючий бок»»Задачи:.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект познавательного, художественно-эстетического занятия по сказке В. Бианки «Хвосты»
Опубликовано: 22 октября 2013 в 08:54
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
Подарки ко Дню Матери руками детей.
Мама – самое близкое, дорогое и родное для любого человека. Для детей ближе мамы никого нет. Именно поэтому праздник День Матери является основным...
Сценка новогоднего сюрпризного момента в стихотворной форме для старшей группы
Добрый день, дорогие коллеги! Представляю вашему вниманию сюрпризный момент, который могут поставить дети старшей группы на новогоднем празднике. Только...
Фотоотчёт «Наше зимнее творчество»
Доброго времени суток, дорогие мои коллеги. Сегодня хочу поделиться с вами своими мыслями и творческими работами на зимнюю тематику. В рамках работы по...
Кружок народной куклы «Яркий лоскуток»
В своей группе столкнулась с проблемой повального увлечения детьми игрушками-антигероями. Дети ( в большинстве мальчики) стали приходить в детский сад с...