Юлия Вовкун
Практические рекомендации по эффективному взаимодействию с гиперактивными детьми
Данные рекомендации представляют интерес не только для педагогов дошкольных образовательных учреждений, но и для родителей гиперактивных детей.
Педагогам предлагается ряд приемов для изменения поведения ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, предусматривающих:
- использование определенных правил и положительного подкрепления;
- повседневное выполнение распорядка дня;
- регулирование информации;
- упорядочивание окружающей обстановки с ограничением отвлекающих факторов
Публикация «Практические рекомендации по эффективному взаимодействию с гиперактивными детьми» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Использование данных приемов опирается на принципы, которые необходимо учитывать в работе педагога дошкольного образовательного учреждения.
Уважение к ребенку. Обращаться к ребенку следует так же, как если бы вы находились с ним среди других людей. Принимать его таким, какой он есть. Быть реалистичным в своих ожиданиях и требованиях.
Организация режима дня. Следует установить определенное время для пробуждения, приема пищи, игр, выполнения каких-либо заданий, отхода ко сну.
Постоянное поддержание дисциплины. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью нуждаются в последовательных правилах, которые им понятны и которым они могут следовать. Необходимо соблюдать следующее: избегать повторения указаний и требований; при нарушении правила ребенком делать только одно предупреждение; дать ребенку понять, что нарушение правил влечет за собой определенные последствия, объяснять каковы они; если правила соблюдаются, давать небольшое поощрение.
Сдержанность, спокойствие умение опуститься до уровня ребенка в разговоре с ним. Не нужно кричать на ребенка – он может просто не понять и не услышать адресованные ему слова.
Общение с ребенком должно носить позитивный характер. Следует избегать повторения слов «нет» и «нельзя»; придирок к ребенку по пустякам. Нужно сдерживаться и не говорить ему того, чего не хочется; поощрять хорошее поведение ребенка настолько часто, насколько это возможно; хвалить его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивать успехи. Все это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
Минимум замечания и критики. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью часто подвергаются критике, которая для них ожидаема и довольно привычна. У педагога могут быть самые благие намерения, когда они делают замечания и критикуют ребенка, однако тем самым способствуют формированию у него чувства неполноценности и низкой самооценки.
Понимание ребенком указаний педагога. Следует привлекать внимание ребенка. Спокойным голосом давать ему ясные объяснения того, что хотите услышать. Указания должны быть простыми и достаточно краткими, каждое задание должно состоять не более чем из двух - трех частей, при этом можно просить ребенка повторить указания, которые ему были даны.
Оказание помощи ребенку в организации его деятельности планировании и распределении собственных сил и времени. Нужно давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Можно для подкрепления устных инструкций использовать зрительную стимуляцию.
Поощрение ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. Здесь предусматривается использование в работе развивающих игр, раскрашивания, чтения книг.
Ограничение выбора, но не навязывание его. Если все решается за ребенка, в будущем он не сможет принимать собственных решений. Поэтому следует предоставить ребенку возможность выбора. Лучше всего давать ребенку выбирать одну из двух возможностей, в этом случае он не будет смущаться и расстраиваться.
Избегать переутомления ребенка, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Во время игр ограничивать ребенка лишь одним партнером, избегать беспокойных и шумных приятелей.
Предоставление ребенку возможности выделиться за счет своих достоинств. Детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью иногда кажется, что они все делают плохо, во всем выглядят хуже сверстников. Необходимо поощрять сильные стороны ребенка, интересы и способности; помочь ребенку использовать его достоинства и хорошо развитые навыки в качестве компенсации за некоторые ограничения.
Обеспечение возможности для понимания особенностей ребенка окружающими. Если специалисты дошкольного образовательного учреждения и воспитатели других групп смогут понять потребности ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, это будет способствовать тому, что они станут более охотно привлекать его в игровые группы и другие виды совместной социальной активности.
Предоставление ребенку возможности расходовать избыточную энергию, привитие интереса к занятиям физической культурой. Ребенку с данным синдромом полезны различные виды ежедневной физической активности на свежем воздухе – пешие прогулки, бег, спортивные занятия. В комплексной коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей незаменимы физкультура и спортивные занятия. Для детей младшего возраста полезны занятия ритмикой, детям более старшего возраста рекомендуются занятия хореографией, танцами, теннисом, плаванием, каратэ и другими восточными единоборствами. Спортивные занятия способствуют улучшению организации движений, в том числе тонкой моторики. Кроме того, регулярные тренировки дисциплинируют. Гиперактивным детям подходят любые спортивные занятия, кроме потенциально травматичных – различных видов силовой борьбы, бокса, поскольку для них крайне нежелательны дополнительные травмы. Известно, что дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью более подвержены различным травмам, поскольку они импульсивны и могут совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях.
Обязательное консультирование со специалистами. Если воспитатель ощущает необходимость разобраться в том, что он может сделать, чтобы ребенку успешнее заниматься и лучше себя вести, ему следует проконсультироваться со специалистом.
Одна из основных стратегий в воспитании детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью состоит в согласованности и последовательности поведения воспитателей, а также в том, что они должны поддерживать друг друга в своих отношениях с ребенком.
Воспитатели обсуждают и устанавливают для ребенка определенные правила, которые он должен выполнять. При этом важно иметь в виду следующее: если правила и указания даются ребенку каждую минуту, потому что в любой момент времени в течение дня окружающие расценивают его поведение как плохое, все замечания будут им игнорироваться и окажутся бесполезными. Опека не должна быть постоянной и мелочной, а дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью периодически должны получать возможность чувствовать себя победителями, особенно если спорные вопросы касаются не самых важных сторон жизни и не принципиальны. К числу исключений, когда воспитатели должны занимать непреклонную позицию, относятся безопасность самого ребенка, выполнение им повседневных обязанностей и уважение прав окружающих людей.