МААМ-картинки

Практико-ориентированный проект «Приключения Звукознаек»

Юлия Кожара
Практико-ориентированный проект «Приключения Звукознаек»

Содержание

1. Информационная карта проекта…. …. 3

2. Введение…. 4

3. Актуальность проекта….…. …. 4

4. Проблема…. …. …. 4

5. Цели, задачи….5

6. Ожидаемые результаты …. …5

7. Основные принципы работы в рамках проекта…. 6

8. Педагогические технологии…. 6

9. Условия реализации проекта…. 6

10. Этапы реализации проекта….…. 6

11. Основные показатели достижений детей в рамках проекта…. 7

12. Календарно-тематическое планирование….…. 7

13. Взаимодействие с родителями. Перспективный план….…. 8

Публикация «Практико-ориентированный проект „Приключения Звукознаек“» размещена в разделах

14. Взаимодействие с педагогами. Перспективный план….…. 8

15. Риски и пути преодоления рисков…. …8

16. Вывод. ….….….…. ….….9

17. Литература…. …. 10

Информационная карта проекта

Название проекта «Приключение звукознаек»

Тип проекта Практико-ориентированный

Вид проекта Долгосрочный

По количеству детей, вовлечённых в проект Групповой

Форма проведения Дневная (совместная образовательная деятельность)

По уровню контактов На уровне образовательного учреждения МАДОУ «ДС №2 «Рябинка»

Нормативно-правовое обеспечение

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)

Конвенция о правах ребёнка (одобрена ООН 20.11.1989)

Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «ДС №2 «Рябинка»

Цель Повысить педагогическую компетентность в вопросе методов и приёмов по формированию фонематического слуха в коррекционно-логопедической работе с детьми с ТНР.

Задачи: для детей:

- сформировать представления о речевых и неречевых звуках.

- познакомить с артикуляционным аппаратом с артикуляционной гимнастикой и правилами её выполнения.

- овладение навыками правильной артикуляции звуков.

- сформировать представление о звуковой основе речи как реальной действительности; о слове, слоге, звуке, ударении; о качественной характеристике звуков (гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, о выразительных средствах речи

для родителей:

- помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребёнка, а именно в подготовке дошкольников к обучению грамоте.

-повысить компетентность родителей в вопросе применения различных методов и приемов, направленных на развитие фонематического слуха.

для педагогов:

- обогатить знаниями и умениями для проведения работы по развитию фонематического слуха, звукобуквенного анализа слов.

-создание условий для развития речи детей, саморазвития, самовыражения каждого ребёнка;

- приобщать детей к процессу познания;

Структура и срок реализации проекта 1. Подготовительный этап: август-сентябрь 2021

2. Основной этап: октябрь 2021– апрель 2022

3. Обобщающий этап: май

Срок реализации: 2021-2022

Составитель проекта Кожара Юлия Сергеевна, учитель – логопед

Введение

Важнейшей предпосылкой для успешного обучения грамоте является достаточное развитие фонематического слуха, умение анализировать звуковой состав слова. Оттого, насколько дети готовы к звуковому анализу, зависит успешность обучения чтению и письму, а в дальнейшем орфографии, ибо первая ступень безграмотного письма - пропуски, перестановки, искажения.

В дошкольном возрасте ребёнок должен приобрести не только способность воспринимать на слух звуки речи, но различать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы, т. е. иметь развитый фонематический слух. Фонематический слух (фонематическое восприятие) формируется не сразу, а в процессе развития речи (восприятия и воспроизведения).

Вначале дети различают гласные, затем согласные.

Теория и практика работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов именно в дошкольном возрасте положительно влияет на становление всей речевой системы в целом.

Актуальность

В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста наблюдается увеличение числа детей, имеющих отклонения в речевом развитии.

Среди них значительную часть составляют дошкольники, у которых недостаточно развит фонематический слух.

Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.

Нарушения фонематического слуха препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие.

В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ. Таким образом, нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом ведёт к недостаточному овладению звуковым составом слова, что в свою очередь отражается на процессах овладения чтением и письмом в школе.

Фонема - это эталон звука, являющийся минимальной единицей языка и выступающий в смыслоразличительной функции. Фонемы находятся в соотношении друг с другом, каждая фонема со своими оттенками противопоставлена другим на основе присущих ей акустических отличий, на слух улавливаемых говорящими.

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Он выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.

Фонематический слух - это врождённая способность, позволяющая узнавать наличие данного звука в слове.

Проблема

Несмотря на то, что в специальной логопедической литературы достаточно подробно освещена поэтапность последовательность процесса формирования фонематического восприятия, количество детей, имеющих нарушения фонематического слуха постоянно увеличивается.

Родители не всегда обращают внимание на несформированность фонематических процессов у детей и не видят в этом проблемы.

Таким образом, исходя из важности и актуальности развития фонематического слуха в подготовке к школьному обучению, в становлении личности ребенка, исходя из обозначенных проблем вытекает необходимость повысить эффективность коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ТНР.

Цель:

Повысить педагогическую компетентность в вопросе методов и приёмов по формированию и развитию фонематического слуха в коррекционно-логопедической работе с детьми с ТНР.

Задачи:

- проанализировать теоретическую и методическую литературу, программные требования по вопросу развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ТНР;

- подобрать и систематизировать наглядно – дидактический материал, модели для формирования и развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ТНР;

для детей

- сформировать представления о речевых и неречевых звуках.

- познакомить с артикуляционным аппаратом с артикуляционной гимнастикой и правилами её выполнения.

- овладение навыками правильной артикуляции звуков.

- сформировать представление о звуковой основе речи как реальной действительности; о слове, слоге, звуке, ударении; о качественной характеристике звуков (гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, о выразительных средствах речи

для родителей

- помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребёнка, а именно в подготовке дошкольников к обучению грамоте.

-повысить компетентность родителей в вопросе применения различных методов и приемов, направленных на развитие фонематического слуха.

для педагогов

- обогатить знаниями и умениями для проведения работы по развитию фонематического слуха, звукобуквенного анализа слов.

-создание условий для развития речи детей, саморазвития, самовыражения каждого ребёнка;

- приобщать детей к процессу познания;

Ожидаемый результат

Предполагаем, что специальные коррекционные занятия, с использованием различных приёмов и методов обучения, значительно повысит уровень развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста. Использование активных форм работы по речевому развитию детей позволит совершенствовать звуковую культуру речи.

Проект поспособствует сотрудничеству педагогов, развитию их личностных качеств, самосовершенствованию.

Участие родителей в проекте поможет им осознать свою роль в речевом развитии детей, изменит отношение к личности ребёнка, характер общения с ним, повысило их педагогические знания.

Основные принципы работы в рамках проекта

Содержание проекта направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями:

- принцип комплексности – предполагает комплексное воздействие различных технологий;

- принцип дифференциации – раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами;

- принцип последовательности – реализуется в построении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному;

- принцип доступности – определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания;

- принцип индивидуализации – предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную;

- принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Педагогические технологии

Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных образовательных технологий:

личностно-ориентированная - обеспечение комфортных условий ребёнку в семье и дошкольном учреждении. Обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании;

индивидуального подхода - воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для деятельности.

здоровьесберегающие технологии - (физминутки, пальчиковые гимнастики, гимнастика (для глаз, дыхательная, динамические паузы, релаксация).

информационно-коммуникационные технологии - применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры, подбирается иллюстративный материал.

Условия реализации проекта

В рамках реализации проекта были созданы условия для развития фонематического слуха.

Изготовлены игры:

«Цветные сигнальчики» «Феечки» «Назови первый звук» «Письма гномам» «Прочти по первым звукам»

Оформлен альбом «На что похожи буквы»;

Изготовлены и используются модели звуковичков, раздаточный материал для звукового анализа.

Оформлена «Тетрадь взаимодействия учителя – логопеда и воспитателей», подобраны игровые упражнения для формирования фонематического слуха детей.

Еженедельно с детьми разучиваются чистоговорки на изучаемый звук.

Этапы реализации проекта

Проект реализовывался в три этапа.

1. Этап

Подготовительный

(август

Сентябрь 2021)

Диагностика речи детей

Изучение методической литературы по теме.

Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.

Распределение обязанностей между участниками проекта.

Сбор и систематизация игр, изготовление моделей и раздаточного материала материала.

Составление календарно-тематического плана

2. Этап Основной

(октябрь2021-апрель2022) Составление консультаций, бесед, рекомендаций, для родителей.

Составление консультаций, проведение мастер- классов для педагогов.

Работа с детьми по развитию фонематического слуха

3. Этап

Обобщающий

(май 2022) Сбор полученного материала по проекту.

Отчет о реализации проекта.

Итоговое занятие «Заниматься- это интересно»

Основные показатели достижений детей в рамках проекта

Дети владеют навыками:

выделения гласных и согласных звуков в начале, середине и конце слова и определения местоположения звука;

- подбора слов на заданный звук;

дифференциации: гласный – согласный, твердый – мягкий;

звукового анализа слов типа КОТ, КИТ с выкладыванием схемы;

деления на слоги односложные, двухсложные и трехсложные слова.

Календарно – тематическое планирование

Сентябрь

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

Звук У. Буква У.

Октябрь

Звук А.

Звук П

Звук О

Ноябрь

Звук И

Звук М

Звук Н

Звук Т

Декабрь

Звук ТЬ

Слово. Предложение.

Звуки К-Кь.

Январь

Звуки Б-БЬ.

Звук Э.

Звуки Г-Гь

Февраль

Звук Ль

Звук С

Звук СЬ

Звук Ы

Март

Звук и буква Ш

Звуки С-Ш

Звуки Х-ХЬ

Звуки В-ВЬ

Звук З

Апрель

Звук Зь.

Гласные и согласные звуки

Звук Ж.

Звуки З-Ж

Май

Звуки Д-ДЬ

Звуки Ф-ФЬ

Взаимодействие с родителями

- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (игры и упражнения по развитию фонематического слуха, фонематического восприятия)

- дифференцированная и индивидуальная помощь родителям;

- консультации, памятки для родителей;

Перспективный план взаимодействия с родителями

Октябрь

Консультация «Как воспитать у ребёнка правильное звукопроизношение»

Январь

Выступление на групповом родительском собрании «Как развивать фонематический слух дошкольников»

Март

Консультация «Что такое фонематический слух и как его развивать»

Апрель

Итоговое открытое занятие «Заниматься -это интересно»

Взаимодействие с педагогами

- вовлечение педагогов в совместную с детьми деятельность (игры и упражнения по развитию фонематического восприятия, фонематического слуха);

- организация педагогами предметно-развивающей среды группы;

- работа по заданиям учителя-логопеда в тетради взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей;

Перспективный план взаимодействия с педагогами

Октябрь

Мастер- класс для педагогов «Развиваем у дошкольников фонематический слух»

Январь

Педагогический диспут «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей правильного звукопроизношения»

Апрель

Мастер-класс «Дидактические игры для развития речи дошкольников»

Риски и пути преодоления рисков

• Самоустранение родителей от участия в коррекционном процессе. С целью активизации деятельности родителей, запланировано проведение ряда индивидуальных консультаций для родителей по теме Проекта.

• Утеря интереса детей к деятельности. Для поддержания интереса детей к занятиям используются яркие, эстетические игры и пособия, меняется наглядный материал, чередуется целевая направленность занятий.

Вывод

В целом, организовав систематическую работу по формированию фонематического слуха у детей с ТНР мы отметили положительную динамику в развитии фонематического слуха у детей.

Таким образом, целенаправленное формирование фонематического слуха имеет важнейшее значение в системе логопедической работы с детьми ОНР. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью сформированного фонематического слуха в обучении детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда. - М. : Издательство гном,2018.

2. Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда. - М. : Издательство гном,2017.

3. Гомзяк О. С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007.

4. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет. Санкт Петербург. : Детство-пресс,2019.

5. Филичева Т. Б, Туманова Г. В, Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно методические рекомендации. -М. : Дрофа, 2010.

Публикации по теме:

Информационно-практико-ориентированный проект «Цена крошки хлеба — велика»Информационно-практико-ориентированный проект «Цена крошки хлеба — велика» Педагоги МБДОУ детского сада №7 и родительский духовный клуб "Свет Добра" поддержали проект Всероссийского общественного движения "Матери.

Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность»Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность» Проект «Финансовая грамотность» Воспитатель: Калашникова Е. А. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Вид проекта: долгосрочный.

Информационно-практико-ориентированный проект «Моя малая Родина — Палана»Информационно-практико-ориентированный проект «Моя малая Родина — Палана» Информационно-практико-ориентированный проект. «Моя малая Родина- Палана» Воспитатели: Кусярбаева Нургуль Фатиховна Михайлова Гульчачак.

Информационно-практико-ориентированный проект «Разноцветные поля» для детей 5 летИнформационно-практико-ориентированный проект «Разноцветные поля» для детей 5 лет Информационно-практико-ориентированный проект «Разноцветные поля» Актуальность: В наше время, когда все овощи можно купить в магазине.

Информационный практико-ориентированный проект «Рыбы»Информационный практико-ориентированный проект «Рыбы» Батяева Анастасия Владимировна Цель проект: создание условий для формирования экологической культуры дошкольников, нравственных представлений,.

Информационно-практико-ориентированный проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возрастаИнформационно-практико-ориентированный проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возраста Цель проекта: развивать элементарные представления о планете Земля. Задачи проекта: 1. Познакомить с разнообразием растительного и животного.

Практико-ориентированный проект «Наши куклы»Практико-ориентированный проект «Наши куклы» Практико-ориенированный проект: «Наши куклы» Автор: Прасолова Галина Леонидовна-воспитатель 1 категории. Цель: Создать условия для изготовления.

Практико-ориентированный, творческий проект «Загадочный мир застёжек»Практико-ориентированный, творческий проект «Загадочный мир застёжек» Автор проекта Безменова Татьяна Фёдоровна, воспитатель МКДОУ «Кирсановский детский сад». Практически вся одежда и обувь человека застёгивается.

Информационно-практико-ориентированный проект «Хлеб — всему голова!» (старшая группа)Информационно-практико-ориентированный проект «Хлеб — всему голова!» (старшая группа) Иванова Елена Владимировна Проект «Хлеб – всему голова!» Старшая группа (Приобщение детей дошкольного возраста и взрослых к бережному отношению.

Информационно-практико-ориентированный проект «Красная книга»Информационно-практико-ориентированный проект «Красная книга» Проект «Красная книга» «. Красная книга – это крик растений и животных о помощи, озвученный языком человека…» Тип проекта: По доминирующей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практико-ориентированный проект «Приключения Звукознаек»
Опубликовано: 1 января 2023 в 12:04
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД