Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста как залог успешной адаптации младших школьников

Байло Ирина
Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста как залог успешной адаптации младших школьников

Семинар – практикум «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста, как залог успешной адаптации младших школьников».

Успешная адаптация детей начальной школы к условиям школьной среды помогает сформировать систему их отношений со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в средней школе успешность обучения, эффективность стиля общения с учениками и взрослыми людьми, возможность личностной самореализации.

Эффективная адаптация, по мнению ряда авторов, - одна из предпосылок успешной учебной деятельности, причем ведущая для детей младшего школьного возраста, так как представляет собой сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми формами деятельности, поведения, общения, и связана с изменением социального статуса младшего школьника.

В педагогике физическая культура рассматривается как одно из средств решения проблемы адаптации младших школьников. Значение роли физического воспитания в формировании и развитии социально активной личности признается специалистами педагогики физической культуры. Физкультурная деятельность определяется ими как процесс, обеспечивающий удовлетворение потребности детей в активном движении, направленный на развитие физических и других сторон личности, в том числе, как показали результаты нашего исследования, и на социальное развитие учеников начальной школы. В процессе физкультурной деятельности школьник вступает в большое количество социальных контактов, в результате которых объективное богатство человеческой культуры превращается в субъективное богатство индивида. Адаптация к условиям физкультурной деятельности оказывает воздействие и на адаптацию к правилам в процессе труда, структуру поведения, взгляды и отношения, необходимые в учебной деятельности. Исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между успехами учащихся на уроках физкультуры и социальным статусом младшего школьника. Воспитательные возможности физической культуры используются не в полной мере из-за наличия серьезных противоречий между целевой установкой, рассматривающей физическую культуру только как оздоравливающее средство, и ее большими возможностями как средства социального развития школьников; между объективно возрастающими требованиями общества к педагогу как организатору процесса физического воспитания и уровнем его психолого-педагогической компетентности. Усвоение основных элементов образа жизни и деятельности происходит через социализацию личности, через восприятие норм поведения, принятых в данной среде. Анализ программ по физической культуре и методических пособий указывает на то, что существует достаточно объемный методический материал по организации и проведению занятия, но психолого-педагогические аспекты руководства социальным развитием детей в процессе физического воспитания не конкретизируются. Особенностью программ по физической культуре является преобладание практической двигательной подготовки. В программах авторы предлагают использовать элементы подвижных и народных игр, сюжетно-ролевых уроков с целью повышения мотивации при обучении двигательным действиям. Авторы примерных программ предоставляют инструкторам физической культуры право самостоятельного построения учебного материала, в котором они могут изменять последовательность изучения вопросов в пределах темы, имеют возможность свободного выбора путей и организационных форм, методов и средств обучения, проявления творческой инициативы. Декларируется право дифференцированного подхода к учащимся, позволяющего избежать перегрузки, повысить мотивацию к занятиям физической культурой, способствующего более полной реализации возможностей каждого из них. Анализируя общеобразовательные программы и учебники последнего десятилетия по физической культуре, можно отметить однозначную тенденцию к расширению и конкретизации задач, направленных на укрепление здоровья школьников, формирование их социальной активности, использование педагогом творческого подхода в учебно-воспитательном процессе. Технология педагогической поддержки адаптации детей младшего школьного возраста в процессе занятий физической культурой включает личностно ориентированную основу и, предусматривающую опосредованную ориентацию педагогического коллектива школы на социальное развитие детей, определяющуюся индивидуально-личностным подходом в обучении и воспитании. В основе педагогической технологии лежит концептуальное положение современной гуманистической педагогики о тесной взаимосвязи социально-психологического, интеллектуального и физического воспитания (П. Ф. Лесгафт, Т. А. Лопатик, А. С. Макаренко, И. Н. Решетень, Н. Ю. Синягина и др.). При этом все виды воспитания должны осуществляться в единстве (комплексе, так как личность дошкольника представляет собой целостность и многомерность. Выделяются основные компоненты, которые имеют непосредственное отношение к социализации личности дошкольника, формированию его культуры в процессе физического воспитания: физкультурная деятельность дошкольника - адаптация - физическая культура школьников.

К основным психолого-педагогическим условиям эффективности адаптации дошкольников в процессе физического воспитания можно отнести:

1. Преобразование традиционной классно-урочной системы в систему организации личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса.

2. Достижение педагогом соответствия характера педагогического воздействия и внутренних (субъективных) особенностей развития личности младшего школьника.

3. Опора учебно-воспитательного воздействия педагога на "зону ближайшего развития" ребенка при формировании мотивации достижения успеха.

4. Формирование направленной мотивации различного рода отношений и деятельности в процессе физического воспитания.

5. Положительное воздействие педагога на эмоциональную сферу школьников.

6. Формирование адекватного самоанализа и самооценки школьников.

7. Наличие психолого-педагогической компетентности в деятельности педагога.

В совершенствовании процесса адаптации детей ведущую роль играет целесообразно организованная и содержательно наполненная двигательная активность, реализуемая в физкультурную деятельность, в ходе которой осуществляются формирование и развитие всех компонентов личности. Адаптация при таком подходе предполагает, что дошкольник имеет возможность развиваться в соответствующем темпе в зависимости от своих способностей и потребностей, становясь при этом субъектом образовательного процесса в школе. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Разумное физическое воспитание - основа для общего развития ребенка, так как оно содействует его нормальному росту, укреплению здоровья и формированию психики. Учитывая, какое значение имеет физическое развитие во всестороннем воспитании и развитии детей, очень важно включение этой деятельности в содержание образования, но и преемственность всех этапов обучения с целью повышения эффективности овладения детьми этой деятельностью и их развитии.

Литература.

1. Болотина Л. Р., Н. В. Микляева. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. М., 2006 г.

2. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. М., 1988 г.

3. Янкелевич Е. Физкультура и здоровье. М., 1977 г.

Публикации по теме:

Основы социокультурной адаптации детей младшего возраста В современном российском обществе происходят радикальные изменения. Нет ни одной сферы общественной жизни, в которой не произошли бы значимые.

Презентация «Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения» Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения. Адаптация (от лат. аdaptatio - приспособление) - способность организма.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста как залог успешной адаптации младших школьников
Опубликовано: 8 декабря 2013 в 20:48
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Методическая разработка по теме «Рабочие инструменты».
Доброго времени суток, друзья, уважаемые коллеги и гости, заглянувшие на мою страницу! Предлагаю вашему вниманию методическую разработку по теме...
Фотозарисовка «Как мы попрощались с нашими «символами года»
Уважаемые коллеги! В начале этого года собаки мы раздали наши "символы года" - щеночков, которых мы полюбили всей душой и теперь скучаем, но и радуемся от...
Видео танца «Варись, кашка!»
Видео танца «Варись, кашка! » Предлагаю вашему вниманию видеозапись выступления детей старшей группы на городском фестивале детского творчества «Музы и...
Новогоднее оформление детского сада
Все скорей сюда спешите! Ведь не может елка ждать! Праздник Новогодний! Нам пора встречать! Новогодние праздники, как много в них всегда волшебного,...
Алгоритм прохождения адаптации ребенка в разновозрастной группе
Первая неделя. Ребенок находится в детском саду вместе с мамой 3-4 часа ( с 8. 30 до 12. 30. Цель: Заложить основы доверительного отношения к...