Галина Иванцова
Права ребенка в семье
«Права ребёнка в семье»
Ф. М. Достоевский писал: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка».
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.
Публикация «Права ребенка в семье» размещена в разделах
«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире :
– Декларация прав ребенка (1959)
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)
Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей : на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.
В Конвенции сформулированы права детей, которые им гарантируют государства независимо от их национальности, цвета кожи, пола и религии. Основные из них: (см. буклет "Я имею право")
на жизнь;
на гражданство;
на образование;
на отдых;
на заботу родителей;
на защиту от физического и психического насилия;
развитие личных талантов, умственных и физических способностей;
сохранение своей индивидуальности;
на общение, которое развивает достоинство и значимость личности.
Большая часть позиций, принятых Конвенцией, обращены к правительствам, учреждениям и организациям, которые обладают реальными возможностями защиты детства.
Основной смысл этого документа можно выразить так: «Надо проявлять как можно больше уважения к ребёнку, его правам, заботы о нем, любви к нему!». Документ провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Ребёнок – это полноценная личность. Он имеет свои права и обязанности. Многое можете сделать и вы, уважаемые родители! Для этого вам необходимо знать права ребёнка, уважать их и не нарушать.
Плохих детей не бывает! Бывают дети с проблемами, бывают ребята, совершившие ошибку. Но взрослые не должны быть жестокими по отношению к детям.
Что понимается под жестоким отношением к детям? Под жестоким отношением к детям понимаются все виды физического, сексуального и психического насилия над ребенком.
В чем же заключаются причины жестокого обращения с ребенком? Почему физическое наказание так популярно среди родителей? Причин тому множество. Одна из основных — приверженность традициям «Наказывали меня и ничего плохого в этом нет», а поэтому и сами переносят методы телесного наказания на своего и чужого ребенка в случаях неприемлемого поведения детей. Другая причина — высокая результативность при минимальных затратах времени: ребенку не надо ничего объяснять, убеждать, приводить примеры, наказал — и, по мнению взрослого, проблема решена. Жестокое отношение к детям имеет место как в семьях с низким уровнем дохода, так и во внешне благополучных и обеспеченных семьях.
Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам РФ ребенок имеет право на защиту от всех форм физического, и психического насилия, оскорбления или злоупотребления.
В «Комментариях к Закону РФ «Об образовании в Российской Федерации"» четко указано, что к формам психического насилия относятся: угрозы, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребенка, систематическая и необоснованная критика. Когда ребенку наносится физическая или психическая травма, последствия могут быть ближайшими и отдаленными. Впоследствии такие дети неспособны добиться успехов в учебе, профессиональном труде, у них нарушается представление о себе, возникает ощущение беспомощности, как правило, они часто вовлекаются в преступную среду, у них возникают трудности в создании своей семьи. Часто физическое наказание не оказывает того воспитательного эффекта, на который оно было рассчитано. Скорее, наоборот, у ребенка возникает озлобленность, агрессивность, жестокость по отношению к окружающим, жестокость по отношению к животным.
Один из самых разрушительных видов насилия – психологическое (эмоциональное) насилие.
Эмоциональное насилие – это однократное или многократное психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение взрослых, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и адаптацию в обществе. Дети, испытывающие эмоциональное насилие, имеют отклонения в интеллекте, эмоционально-волевой сфере, испытывают тревожность, депрессию, невротические симптомы, отсутствие должного внимания и заботы, любви.
Народная мудрость гласит: «Закон не проявляется до тех пор, пока не нарушается». Каждый родитель должен знать, что за грубое, жестокое отношение к своему ребёнку, за эксплуатацию его труда, за унижение достоинства ребёнка, законодательством РФ предусмотрена уголовная ответственность. Родитель или лицо его заменяющее обязан должным образом заботиться о ребёнке до достижения им совершеннолетия.
Если ребёнок оказался жертвой плохого отношения к нему, физической, сексуальной или эмоциональной жестокости, то он должен знать, что на его стороне статья Конвенции: «Никто не имеет права обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать».
Чтобы беда не пришла в ваш дом, необходимо помнить о самом главном – о родительской любви.
В семье люди относятся друг к другу с любовью, пониманием, терпением, заботой, сообща переживают горе или радость, имеют общие цели и достижения, в семье человек часто чувствует себя в безопасности.
Известный педагог В. Сухомлинский писал: «В годы детства каждый человек требует участия, ласки. Если ребёнок вырастет в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте». Что же нужно сделать родителям, чтобы воспитать достойного человека?
Необходимо, на мой взгляд, придерживаться следующих правил поведения в семье :
1. Уметь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка, не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт. Чаще разговаривать с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят ему вас. Организуйте свой быт так, чтобы ребёнок в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
2. Уметь говорить со своим ребенком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость и хамство.
3. Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своем ребёнке. Наказывайте, не унижая, а сохраняя достоинство ребёнка, вселяя надежду на исправление.
4. Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители — пример для положительного подражания каждый день. Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.
5. Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.
6. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все проблемы вместе с ним. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
В заключение нашего разговора мы хотим пожелать Вам и Вашим детям любви, уважения друг к другу. Будьте терпеливы, ибо «терпение – это дерево с горькими корнями, но с отличными плодами». Не скупитесь на любовь к Вашему ребёнку, независимо от его возраста, ведь «дом должен быть уютной норкой для маленького ребёнка и берлогой для большого».