Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГТ

Григорьева Наталья
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГТ

«. Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

а всегда опирается на определенную стадию развития,

проделанную ребенком».

В Концепции модернизации российского образования заложена реализация идеи преемственности дошкольного и начального образования. Обозначены общие цели образования на обеих ступенях:

- охрана и укрепление физического здоровья детей;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные качества личности ребенка, служащие основой успешности школьного обучения. С другой стороны, начальная школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Реализация ФГТ и ФГОС НОО является знаковым моментом в обеспечении преемственности, целостности и непрерывности образовательной среды в российском образовании.

ФГТ (дошкольное образование) и ФГОС (начальное общее образование) – единая теоретико-методологическая основа – системно-деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;

• формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

• активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

• построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическим коллективом дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников. Наше образовательное учреждение «Детский сад №3» взаимодействует с лицеем №15, в который поступает большая часть воспитанников детского сада.

Основными задачами нашего сотрудничества со школой:

• подготовка детей к обучению в школе в свете требований ФГТ и ФГОС.

• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Этапы работы по осуществлению преемственности ДОУ с лицеем:

1. Заключение договора о совместной работе ДОУ с лицеем.

2. Планирование совместных с лицеем мероприятий.

3. Мониторинг результатов освоения детьми образовательных областей и уровень развития интегративных качеств.

4. Анализ школьной успеваемости выпускников ДОУ.

Реализация поставленных задач осуществляется по трём основным направлениям:

методическая работа с педагогами

работа с детьми

работа с родителями

Методическая работа с педагогами предусматривает: взаимное посещение школы и детского сада учителями и воспитателями с целью ознакомления с формами работы, взаимное консультирование, совместное проведение родительских собраний, организация конференций, анализ основных образовательных программ дошкольного учреждения и школы, проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада.

На итоговых педсоветах педагогов обсуждается уровень освоения детьми ООП и уровень развития интегративных качеств, готовность детей к обучению в школе, опираясь в данном вопросе на индивидуальные карты развития, поднимаются вопросы, касающиеся проблем адаптации детей к школе, развития у ребенка познавательного интереса к учебе как одного из главных условий успешного обучения.

Такая совместная целенаправленная работа воспитателя и учителя дает возможность детям с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития, чувствовать себя комфортно в начальной школе, и каждому ребенку продвигаться своим темпом в развитии.

В настоящее время ведётся системная методическая работа в детском саду, способствующая повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования педагогических подходов и технологий в образовательном процессе, таких как деятельностный подход, метод проектов, технологии создания портфолио, использование ИКТ.

Второе направление по преемственности ДОУ и лицея – это работа с детьми.

Уже в детском саду дошкольники учатся адаптироваться к новым условиям, например переход детей из одной возрастной группы в другую, дети постепенно привыкают к смене обстановки, новым требованиям. В детском саду, как и в школе организации предметно-пространственной среды уделяется большое внимание, она обеспечивает комфортность, эмоциональное благополучие воспитанников и способствует успешной адаптация к школьному пространству.

Работа с детьми подготовительной группы осуществляется по плану мероприятий, разработанному совместно со лицеем:

Образовательный процесс в ДОУ построен на основных принципах федеральных государственных требований к структуре ООП – это расширяет возможности педагогов активно использовать при организации образовательного процесса проектный метод обучения и воспитания, который позволяет развивать познавательный интерес у детей, формировать умения принимать и сохранять цели и задачи предлагаемой познавательно-исследовательской деятельности, искать способы их решения, что в свою очередь способствует формированию универсальных предпосылок учебной деятельности.

Образовательный процесс строиться с учетом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры.

Образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.

Формирование у дошкольника готовности к школьному обучению происходит не на содержательном, а на деятельностном уровне, т. е. наличие сформированности умений учиться как фундаментальных новообразований дошкольного детства, обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе как с дидактической, так и с психологической точки зрения.

Вся работа с детьми дошкольного возраста строится из принципа "не навреди" и направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка, обеспечивая тем самым эффективное поступательное развитие дошкольника и его успешный переход на следующую ступень образования.

Приоритетным направлением нашего дошкольного учреждения является художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

В детском саду функционируют детский музыкальный театр «Улыбка», изостудия «Акварельки».

Сотрудничество дошкольного учреждения и школы, также с приоритетным художественно-эстетическим направлением, позволяет осуществлять преемственность в развитии творческих способностей каждого ребенка. Осуществляемое целенаправленно эстетическое воспитание обеспечивает развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни, искусства и отражение ее в разнообразной художественно-творческой деятельности.

Хочется отметить, кружково-студийная модель, используемая в детском саду, способствует тому, что дошкольники непосредственно включаются в традиционную систему внеучебной (воспитательной) работы лицея: это и посещение спортивных секций, кружков по художественному и прикладному творчеству, и участие в праздниках, экскурсиях, творческих и исследовательских проектах, встречах с интересными людьми.

Неотъемлемой частью работы по преемственности детского сада и лицея является тесная связь и сотрудничество с семьёй. Основной чертой взаимодействия ДОУ и семьи является стремление к повышению психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.

Это обеспечивается использованием активных форм работы: семинары-практикумы, родительские собрание, консультации, показ фрагментов занятий, проведение совместных мероприятий с участием родителей и детей, использование ИКТ: презентации на родительских встречах, защита семейных творческих и исследовательских проектов «Гляжу в семью как в зеркало», «Сторона родная», «Мамы лучше в мире нет!», «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу!».

Данные формы организации взаимодействия позволяют не только повысить уровень педагогической культуры родителей, но и сформировать у них активную позицию в организации образования детей, сделать их полноправными участниками образовательного процесса.

Школа и детский сад – это два непосредственно взаимосвязанных звена и установление преемственности между ними по нашему мнению:

1) способствует быстрой адаптации детей к новым условиям в школе, практически отсутствует проблема "дезадаптации", быстрее формируются основы учебной деятельности, качественнее усваивается содержание предметов;

2) формирует у детей положительную мотивацию и готовность к обучению в школе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Образовательная программа ДОУ — ориентация на ФГОС» . Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л. С.

Преемственность в формировании универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Космос
  • Транспорт
Автор публикации:
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГТ
Опубликовано: 6 февраля 2014 в 11:15
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....