Преодоление ОНР у детей дошкольного возраста путём комплексного коррекционного воздействия

Нажия Момогид
Преодоление ОНР у детей дошкольного возраста путём комплексного коррекционного воздействия

Обмен опытом работы

на тему: «Преодоление ОНР у детей дошкольного возраста путём комплексного коррекционного воздействия»

подготовила учитель-логопед ГБОУ СОШ №16

СПДС №21 «Красная Шапочка»:

Момогид Нажия Арслановна.

г. Жигулёвск февраль 2014 г.

Уважаемые коллеги, учителя-логопеды! Считая актуальной и важной проблему коррекции общего недоразвития речи детей дошкольного возраста, с сопутствующими тяжелыми нарушениями речи, как моторная алалия, дизартрия, хотела бы поделиться опытом работы с детьми данной категории в условиях нашего СПДС,со списком документации, которую мы ведём.

В начале учебного года мы составляем и оформляем коррекционную документацию на учебный год: перспективные планы занятий на учебный год, составляем графики работы, циклограммы рабочего времени, годовой план работы, определяем графики и темы родительских собраний, темы консультаций для родителей, а также темы проектной деятельности. Оформляем тетради для вечерних заданий воспитателя с детьми, а также тетрадь учёта посещаемости логопедических занятий детьми. Очень важно для отслеживания за общим развитием ребёнка составить индивидуальные программы при взаимодействии всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре). Составляем рекомендации для родителей по результатам диагостического обследования. Каждое полугодие пишем отчёт о проделанной работе, составляем индивидуальные программы. Обследование детей проводим в сентябре, январе и мае. Заполняем протокол состояния устной речи, подсчитываем проценты и на основании диагностического обследования пишем аналитическую справку. Для отправления в ресурсный центр проводим мониторинг в середине и в конце года и тоже пишем аналитическую справку. Объём документации огромный, но очень помогает чётко и грамотно отслеживать эффективность коррекционной работы, не пропуская ни одного раздела, направляет на последовательную, поэтапную и целенаправленную коррекцию.

Работа начинается с диагностического обследования детей в сентябре месяце и ведётся две недели. Выводятся окончательные результаты. Подсчитываются проценты и приступаем к коррекционной работе. В зависимости от возрастной группы занятия ведутся по сетке, определённой программой Филичевой и Чиркиной. Сначала групповые по подгруппам, а затем индивидуальные. Действуем по заранее составленной циклограмме. Индивидуальные программы составляем по результатам диагностического обследования на каждые полгода совместно со всеми специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель). Каждый специалист пишет свою и все программы складываются в единую папку. Кроме всего этого в папку вкладывается коллегиальное заключение членов ПМПК, рекомендации для родителей, график динамики развития устной речи ребёнка. В конце полугодия в программы записываем результаты работы. Эти программы помогают более точно определить, какие компоненты речи у ребёнка западают. Пишем отчёт учителя-логопеда за полугодие. По итогам диагностического обследования в СПДС создаётся ПМП (к) три раза в год, где каждый ребёнок обсуждается, уточняется диагноз и определяются дальнейшие пути коррекции.

Итак, список документации учителя-логопеда:

1. График работы (образец)-составляется в начале года.

2. Циклограмма и расписание рабочего времени (образец)-

составляется в начале года.

3. Перспективные и календарные планы (образец)- перспективный в начале года и утверждается на педсовете.

4. Годовой план (образец)- в начале года и утверждается на педсовете.

5. Планы индивидуальных занятий (пишем еженедельно).

6. Индивидуальные программы на каждого ребенка (планируем отдельно на каждое полугодие и ведём эту работу на индивидуальных занятиях) (образец).

7. Тетрадь учёта посещаемости логопедических занятий детей (ежедневно отмечаем -,+).

8. Тетрадь взаимосвязи работы учителя-логопеда с воспитателями (ежедневно записываем задания воспитателю для закрепления материала в вечернее время).

9. Паспорт логопедического кабинета (в начале года).

10. Мониторинг устного состояния речи детей (образец) –в середине и конце года.

11. Отчёт учителя-логопеда за полугодие (прилагается образец).

12. Отчёт учителя-логопеда за учебный год. (образец)

13. Катамнез речевого развития детей (прилагается образец)- в начале года.

14. Сравнительная диагностика по результатам обследования за год (вносим в таблицу в начале, середине и конце года).

Приступая к работе, хочу отметить, что коррекционная работа в младшей группе: 2 групповых занятия в неделю, ежедневно индивидуальные. В средней группе 3 групповых занятия, ежедневно-индивидуальные. А в старшей и подготовительной -4 занятия в неделю-групповые, ежедневно индивидуальные. Пятница отводится индивидуальным занятиям, работе со специалистами и родителями. В старшей и подготовительной группе мы проводим 2 занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи и 2 занятия по обучению грамоте формированию фонематических процессов. На занятиях по развитию лексико –грамматических средств языка и развитию связной речи- учим детей составлять рассказы по серии картин и сюжетным картинкам, описательные рассказы по схемам, мнемодорожкам, отдельным картинкам и т. д. Дети с удовольствием составляют рассказы творческого характера, с придумыванием начала и конца рассказа. Обязательно во время занятий мы используем различные упражнения по развитию грамматических категорий языка. Работа построена по типу: от простого к сложному. Также мы обучаем детей навыкам усвоения грамоты: узнавать буквы, объединять буквы в слоги и т. д. В младшей и средней группах мы учим детей различать речевые и неречевые звуки, определять звуки по беззвучной артикуляции, готовим артикуляционный аппарат к постановке звуков. В средней группе уточняет артикуляцию звуков раннего огтогенеза, а позже гуппу свистящих. И начинам постановку, атоматизируем их. На занятиях по развитию связной речи и грамматических средств языка мы начинаем работу над составлением предложений по картинкам, составлению небольших рассказов-описаний с опорой на символы или схемы. В дальнейшем работа усложняется.

В старшей продолжаем постановку и автоматизацию отсутствующих звуков. Начинаем учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости, а также по месту образования. Эта работа продолжается и в подготовительной группе. Дети подготовительной группы уже работают с деформированным текстом на слух и зрительно, т. е. из разрезных рассыпанных слов составляют предложения, проводят анализ. Печатают слуховые диктанты. Т. е мы занимаемся не только постановкой и автоматизацией звуков и развитием речи, а также подготавливаем детей к обучению в школе.

В своей практике широко использую такие здоровьесберегающие технологии, как: артикуляционная гимнастика, дыхательная и зрительная гимнастика; Су-Джок терапию, массаж и самомассаж, биоэнергопластику и кинезеологические упражнения. Участвую в ежеквартальных окружных методобъединениях логопедов, где с коллегами делимся опытом работы, новейшими технологиями, которые применяю в своей логопедической практике. Завершая свою консультацию ещё раз обращаю ваше внимание на то, что положительный эффект вашего коррекционного воздействия зависит от правильно выбранных вами путей коррекции, чёткого диагностирования и планирования. Желаю вам творческих успехов и процветания в нашем нелёгком, но благородном труде!

С уважением к вам Момогид Н. А.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-na-temu-preodolenie-onr_8b7g0.pptx | 126,99 Кб | Скачан: 249
 
Публикации по теме:

Сделать родителей единомышленниками? Это легко! «СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЕЙ ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМИ? ЭТО ЛЕГКО!» (Из опыта работы педагогов группы №1 для детей с тяжелыми нарушениями речи) Тарасенко.

Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ»Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ» В декабре 2012 года родители старших групп СПДС "Ягодка" были приглашены на семинар практикум. Своим опытом работы с детьми по данной теме.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Преодоление ОНР у детей дошкольного возраста путём комплексного коррекционного воздействия
Опубликовано: 14 февраля 2014 в 11:23
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...
Охрана безопасности жизнедеятельности «Зимняя прогулка» в старшей группе детского...
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию небольшой материал по ОБЖ. Зимние прогулки хоть и приносят огромную радость детям, но иногда омрачают радость...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....