Преодоление ОНР у детей дошкольного возраста путём комплексного коррекционного воздействия

Нажия Момогид
Преодоление ОНР у детей дошкольного возраста путём комплексного коррекционного воздействия

Обмен опытом работы

на тему: «Преодоление ОНР у детей дошкольного возраста путём комплексного коррекционного воздействия»

подготовила учитель-логопед ГБОУ СОШ №16

СПДС №21 «Красная Шапочка»:

Момогид Нажия Арслановна.

г. Жигулёвск февраль 2014 г.

Уважаемые коллеги, учителя-логопеды! Считая актуальной и важной проблему коррекции общего недоразвития речи детей дошкольного возраста, с сопутствующими тяжелыми нарушениями речи, как моторная алалия, дизартрия, хотела бы поделиться опытом работы с детьми данной категории в условиях нашего СПДС,со списком документации, которую мы ведём.

В начале учебного года мы составляем и оформляем коррекционную документацию на учебный год: перспективные планы занятий на учебный год, составляем графики работы, циклограммы рабочего времени, годовой план работы, определяем графики и темы родительских собраний, темы консультаций для родителей, а также темы проектной деятельности. Оформляем тетради для вечерних заданий воспитателя с детьми, а также тетрадь учёта посещаемости логопедических занятий детьми. Очень важно для отслеживания за общим развитием ребёнка составить индивидуальные программы при взаимодействии всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре). Составляем рекомендации для родителей по результатам диагостического обследования. Каждое полугодие пишем отчёт о проделанной работе, составляем индивидуальные программы. Обследование детей проводим в сентябре, январе и мае. Заполняем протокол состояния устной речи, подсчитываем проценты и на основании диагностического обследования пишем аналитическую справку. Для отправления в ресурсный центр проводим мониторинг в середине и в конце года и тоже пишем аналитическую справку. Объём документации огромный, но очень помогает чётко и грамотно отслеживать эффективность коррекционной работы, не пропуская ни одного раздела, направляет на последовательную, поэтапную и целенаправленную коррекцию.

Работа начинается с диагностического обследования детей в сентябре месяце и ведётся две недели. Выводятся окончательные результаты. Подсчитываются проценты и приступаем к коррекционной работе. В зависимости от возрастной группы занятия ведутся по сетке, определённой программой Филичевой и Чиркиной. Сначала групповые по подгруппам, а затем индивидуальные. Действуем по заранее составленной циклограмме. Индивидуальные программы составляем по результатам диагностического обследования на каждые полгода совместно со всеми специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель). Каждый специалист пишет свою и все программы складываются в единую папку. Кроме всего этого в папку вкладывается коллегиальное заключение членов ПМПК, рекомендации для родителей, график динамики развития устной речи ребёнка. В конце полугодия в программы записываем результаты работы. Эти программы помогают более точно определить, какие компоненты речи у ребёнка западают. Пишем отчёт учителя-логопеда за полугодие. По итогам диагностического обследования в СПДС создаётся ПМП (к) три раза в год, где каждый ребёнок обсуждается, уточняется диагноз и определяются дальнейшие пути коррекции.

Итак, список документации учителя-логопеда:

1. График работы (образец)-составляется в начале года.

2. Циклограмма и расписание рабочего времени (образец)-

составляется в начале года.

3. Перспективные и календарные планы (образец)- перспективный в начале года и утверждается на педсовете.

4. Годовой план (образец)- в начале года и утверждается на педсовете.

5. Планы индивидуальных занятий (пишем еженедельно).

6. Индивидуальные программы на каждого ребенка (планируем отдельно на каждое полугодие и ведём эту работу на индивидуальных занятиях) (образец).

7. Тетрадь учёта посещаемости логопедических занятий детей (ежедневно отмечаем -,+).

8. Тетрадь взаимосвязи работы учителя-логопеда с воспитателями (ежедневно записываем задания воспитателю для закрепления материала в вечернее время).

9. Паспорт логопедического кабинета (в начале года).

10. Мониторинг устного состояния речи детей (образец) –в середине и конце года.

11. Отчёт учителя-логопеда за полугодие (прилагается образец).

12. Отчёт учителя-логопеда за учебный год. (образец)

13. Катамнез речевого развития детей (прилагается образец)- в начале года.

14. Сравнительная диагностика по результатам обследования за год (вносим в таблицу в начале, середине и конце года).

Приступая к работе, хочу отметить, что коррекционная работа в младшей группе: 2 групповых занятия в неделю, ежедневно индивидуальные. В средней группе 3 групповых занятия, ежедневно-индивидуальные. А в старшей и подготовительной -4 занятия в неделю-групповые, ежедневно индивидуальные. Пятница отводится индивидуальным занятиям, работе со специалистами и родителями. В старшей и подготовительной группе мы проводим 2 занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи и 2 занятия по обучению грамоте формированию фонематических процессов. На занятиях по развитию лексико –грамматических средств языка и развитию связной речи- учим детей составлять рассказы по серии картин и сюжетным картинкам, описательные рассказы по схемам, мнемодорожкам, отдельным картинкам и т. д. Дети с удовольствием составляют рассказы творческого характера, с придумыванием начала и конца рассказа. Обязательно во время занятий мы используем различные упражнения по развитию грамматических категорий языка. Работа построена по типу: от простого к сложному. Также мы обучаем детей навыкам усвоения грамоты: узнавать буквы, объединять буквы в слоги и т. д. В младшей и средней группах мы учим детей различать речевые и неречевые звуки, определять звуки по беззвучной артикуляции, готовим артикуляционный аппарат к постановке звуков. В средней группе уточняет артикуляцию звуков раннего огтогенеза, а позже гуппу свистящих. И начинам постановку, атоматизируем их. На занятиях по развитию связной речи и грамматических средств языка мы начинаем работу над составлением предложений по картинкам, составлению небольших рассказов-описаний с опорой на символы или схемы. В дальнейшем работа усложняется.

В старшей продолжаем постановку и автоматизацию отсутствующих звуков. Начинаем учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости, а также по месту образования. Эта работа продолжается и в подготовительной группе. Дети подготовительной группы уже работают с деформированным текстом на слух и зрительно, т. е. из разрезных рассыпанных слов составляют предложения, проводят анализ. Печатают слуховые диктанты. Т. е мы занимаемся не только постановкой и автоматизацией звуков и развитием речи, а также подготавливаем детей к обучению в школе.

В своей практике широко использую такие здоровьесберегающие технологии, как: артикуляционная гимнастика, дыхательная и зрительная гимнастика; Су-Джок терапию, массаж и самомассаж, биоэнергопластику и кинезеологические упражнения. Участвую в ежеквартальных окружных методобъединениях логопедов, где с коллегами делимся опытом работы, новейшими технологиями, которые применяю в своей логопедической практике. Завершая свою консультацию ещё раз обращаю ваше внимание на то, что положительный эффект вашего коррекционного воздействия зависит от правильно выбранных вами путей коррекции, чёткого диагностирования и планирования. Желаю вам творческих успехов и процветания в нашем нелёгком, но благородном труде!

С уважением к вам Момогид Н. А.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-na-temu-preodolenie-onr_8b7g0.pptx | 126,99 Кб | Скачан: 257
 
Публикации по теме:

Сделать родителей единомышленниками? Это легко! «СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЕЙ ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМИ? ЭТО ЛЕГКО!» (Из опыта работы педагогов группы №1 для детей с тяжелыми нарушениями речи) Тарасенко.

Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ»Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ» В декабре 2012 года родители старших групп СПДС "Ягодка" были приглашены на семинар практикум. Своим опытом работы с детьми по данной теме.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • День рождения
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Преодоление ОНР у детей дошкольного возраста путём комплексного коррекционного воздействия
Опубликовано: 14 февраля 2014 в 11:23
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Физкультурный досуг «Ярмарка народных игр»
Ход : Под русскую народную мелодию дети заходят в зал, на мальчиках картузы на девочках платочки их встречает инструктор по физкультуре в образе...
Зонтики
Пришла пора лета! Для детей лето это самое любимое время года. Летом можно гулять, кататься на велосипеде, на роликах, на каруселях. Рисовать на асфальте....
Проект Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по самообразованию в...
Самообразование является одной из наиболее важных форм повышения профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентности...
Проект «Игрушки», или «Предметный мир детей раннего возраста». Часть 4
Методическая разработка для воспитателей групп "Семейный детский сад" по организации предметно-игровой развивающей среды для детей раннего возраста. Часть 4...
Коллективная работа «Лету красному привет!»
Лето – прекрасная пора! Я думаю одно из самых любимых и долгожданных времён года. Его ждут и люди, и растения, и животные. И, конечно же, лето ждут наши...