Как приобщить ребёнка к национальной мордовской культуре

Валентина Уронина
Как приобщить ребёнка к национальной мордовской культуре

Как приобщить ребёнка к национальной мордовской культуре

«На огромных Российских просторах,

Есть зелёный, затерянный рай –

Это светлый, уютный и скромный,

Наш любимый Мордовский край.

Я, родилась в Мордовии –

С её людьми достойными, красивыми

Начертано мне, в новый век войти!»

Какие замечательные слова были сказаны мордовским поэтом Н. Эркаем «Любить свой край!». Любить, знать историю, гордиться за людей, трудами и талантами, которых славиться Мордовия, чувствовать сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своего народа, объединяющая в единую мораль, идеологию, историческую ценность. На педагога ложиться совсем непростая задача – воспитать достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свою малую Родину, свой край, город или деревню, в которой он родился и живёт.

Мы, педагоги, должны научить своих детей, быть прежде всего трудолюбивыми, дисциплинированными, добрыми и честными. Почувствовать каков мир ребёнка, есть ли место гармонии, патриотизма и гражданского сознания в его ещё неокрепшей душе.

«Земли есть и красивей,

Мне не надо иной:

Ты ведь тоже Россия -

Край Мордовский мой

Родина, Отечество в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто даёт жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс

ложный и длительный. Любовь к близким людям,

окружающим к родному городу, родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.

В последние годы идёт переосмысление сущности духовно - патриотического воспитания, приобретает всё большее значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора в системе социальных и педагогических условий в духовно – нравственном и патриотическом воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Мы знаем, что история – это не просто сборник красивых рассказов, а наука о том как жили люди в прошлом. Где жили? Что умели? Во что верили? О чём думали? Что оставили нам в наследство? Знакомство детей с родным краем: с историко – культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, его достопримечательных и культурных центров полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Сегодня в век компьютеров, Интернета расширились масштабы информационного бума, инновационные подходы и методы к работе, вариативность, нестандартность мышления обуславливается всем ходом современных требований в воспитании и обучении детей. Такой выбор не случайный. Без устойчивых традиций, без бережного отношения к истории не мыслим прогресс ни в одной области.

Человек растёт, развивается в определённой социально – общественной среде, и весь уклад жизни, этические нормы передаются ребёнку с раннего возраста и впоследствии, влияет на формирование и развитие его облика.

«Ты вспомнишь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспомнишь Родину такую, какой её ты в детстве увидал!» К. Паустовский

Актуальность проблемы.

Давайте оглянемся вокруг. Рост научно – технического прогресса, новые открытия и технологии изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения учёных и практиков на многие годы. Негативные моменты охватили целую плеяду поколения, в среде которых быстрыми темпами распространилась преступность, жестокость и бездушие.

В этом мире живём мы с вами, поколение «Иванов», не помнящих своего родства, добрых и славных традиций, богатейшей культуры малого народа, такая фаза нравственного надлома приведёт к «позорной истории».

Наш МАДОУ «Детский сад №80 комбинированного вида» города Саранск, один из немногих учреждений в системе образования Республики Мордовия, который уделяет и вносит свою лепту в образовательный и воспитательно- педагогический процесс дошкольников, прививая любовь и уважение к своей малой Родне. Понимание в сознании детей того факта, что культурное наследие было, есть и будет, и это норма, которая определена проявлением нравственной и гражданской позиции человеческой жизни.

С введением в действие закона РФ «Об образовании ФГОС» произошли существенные изменения в развитии системы образования и социальной политики. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Задачи.

1. Расширить и углубить знания детей о народах проживающих на территории Мордовии;

2. Познакомить детей с их национальными костюмами и вышивкой.

3. Предоставить возможность всесторонне реализовать индивидуальность каждого воспитанника.

4. Воспитывать чувство патриотизма,социально – правовое равенства,связывающее разные нации и поколения.

5. Воспитывать уважение к многонациональной культуре Мордовии.

С чего начать?

Как правильно и методически грамотно построить образовательный процесс воспитания дошкольников именно по изучению истории родного края?

Как привлечь внимание 5 – 6 летнего ребёнка к красоте мордовского национального костюма, его неповторимому орнаментальному рисунку, знать некоторые особенности отличия «Эрзянского» и «Мокшанского» женского костюма?

Как правильно провести первоначальную диагностику вновь поступившего ребёнка? Много, интересующих вопросов вставали передо мной. Смогу ли построить свою работу так, чтобы дети сами изъявили желание рассмотреть ярко – иллюстрированную книгу о достопримечательностях города, знать историю и культуру своей малой Родины.

Этапы реализации образовательного процесса:

Подготовительный

Практический

Заключительный

Методы и формы работы по изучению национальной культуры мордовского народа.

Методы:

Наглядные

Словесные

Практические

Игровые

Формы:

Организованная деятельность детей

Праздники и развлечения

Консультативная работа с воспитателями и родителями

Самостоятельная деятельность детей

Разработанная мною программа историко – краеведческого направления по изучению культуры мордовского народа успешно реализуется в сочетании Региональной программы «Мы в Мордовии живём»

Информационный блок.

Переработка теоретических материалов, сбор информации

Технологический блок.

Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения детей.

Организационный блок.

Создание предметно – развивающей среды.

Ожидаемые результаты посредством работы в данном направлении:

Чтобы в полной мере добиться эффективной работы и положительной динамики в результативности этнокультурного воспитания в историко – краеведческой деятельности мной применялись различные формы и методы в педагогической работе с дошкольниками, а также традиционные и новаторские методические приёмы. Считаю важным подарить детям радость от встречи с любимыми героями, от общения друг с другом, но и решать задачи их речевого развития в социальном и нравственном воспитании:

у детей развивается слуховая и зрительная память,

артистические способности, музыкальный слух.

формируется умение сиюминутно (во время спектакля, заполнить паузу (экспромтом, сообразительность и находчивость, умение излагать свои мысли понятные для всех.

Развивается воображение и фантазия в этюдах на разнообразные темы природы окружающей жизни, быта, календарных праздников мордвы и т. д.

Участие детей в театрализациях помогает им лучше понимать смысл литературного произведения, сохранить интерес к художественному слову.

Работа с родителями:

Анкетирование, консультации,выполнение домашнего задания, пополнение музея предметами народного декоративно - прикладного творчества, развлечения и праздники.

Развивающая среда в группе:

Обобщение и вывод:

Из года в год моё желание сделать в своей работе что – то новое интересное, неповторяющееся. Я очень горжусь своим детищем, да, - это моя трудовая история, моя жизнь, которой я посвятила свои творческие замыслы, энергию и опыт.

Считаю и поддерживаю всех единомышленников, что возрождение к национальной культуре и духовно – патриотическому воспитанию в нашей Мордовской Республики находится на самом высоком и должном уровне.

Вся педагогическая общественность, занимающаяся по духовно – патриотическому воспитанию детей на традициях мордовского народа никогда не забывает о своём предназначении – патриота. Ведь сейчас это не редкое явление, когда воспитатель сам настраивается, на рабочий лад, надевает яркий национальный костюм, передаёт всю доброту и щедрость души своего народа. Как ценно, когда дети могут обобщаться и работать с мастерами своего дела, получать ремесло, знания и умения из их рук. Именно такому педагогу, хранителю традиций, обычаев, охотно идущему к детям открываются детские сердца. Нашим детям расти, учиться и мужать, быть настоящими гражданами России, её будущими хозяевами.

Мы педагоги, должны быть уверенны в том, что наше подрастающее поколение были бы готовы своим трудом ответить за нашу заботу. Нашим детям продолжать эстафету славных дел. Это не просто красивы слова, а основа всей нравственной и культурной жизни народа.

Только бы не изменились взгляды наших воспитанников, когда они станут взрослыми, хочется верить, что моя маленькая искорка разожгла яркий огонь любви и уважения к народному творчеству, желание изучать историю своего родного края. И я верю, что он будет гореть, пылать в сердцах моих воспитанников всю жизнь, и отдавать людям живительную силу народных традиций.

Публикации по теме:

Конспект НОД по приобщению дошкольников к национальной культуре «И в будни, и в праздники вместе» «И в будни, и в праздники вместе»Программное содержание: 1. Познакомить детей с государственной символикой Республики Мордовия. 2. Обратить.

Кукольный театр из фетра по мордовской сказке «Кот и лиса»Кукольный театр из фетра по мордовской сказке «Кот и лиса» К конкурсу «Бабань парь». Хочу выложить на всеобщее обозрение свою новую работу, которую я приготовила специально для нашего регионального.

НОД в подготовительной группе на тему: «В мордовской избе» Цель: обогащение знаний детей о мордовских обычаях и традициях Задачи: • Систематизировать знания детей о мордовском народном творчестве.

Приобщение детей к национальной культуре в условиях современного ДОУ Проблемы воспитания в России связаны с духовным кризисом, охватившим общество. В следствии распада нравственно-культурных ценностей прежней.

Проект «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре» Проект на тему: «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре» Творческое название проекта: «Восстановление связи времен и утраченных.

Проект по приобщению детей дошкольного возраста к марийской национальной культуре «Йозы шундык» («Волшебный сундучок») Взаимодействие семьи и детского сада в обучении детей родному языку Цель проекта Установление доверительных отношений между детьми, родителями,.

Проект «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре» Актуальность: Сейчас, в наше время, понятно каждому, как много потерял человек, порвав те нити, которые связывали его с традиционной народной.

Проект «Приобщение старших дошкольников к национальной культуре народов Прибайкалья» РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ г. ИРКУТСК АДМИНИСТРАЦИЯ КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ.

Проект «Знакомство с мордовской матрешкой» Технологическая карта проекта «Народная игрушка» Содержание Пояснение Название проекта Знакомство с народной игрушкой Тип Педагогический.

Сувенирная кукла как средство формирования интереса к русской национальной культуре у детей младшего школьного возрастаСувенирная кукла как средство формирования интереса к русской национальной культуре у детей младшего школьного возраста Д. С. Лихачев. :Культура человечества движется вперед не путем перемещения в «пространстве времени», а путем накопления ценностей. Во все.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Праздники
Автор публикации:
Как приобщить ребёнка к национальной мордовской культуре
Опубликовано: 20 марта 2016 в 17:55
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста
Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает, практический...
Конспект тематического занятия «День Победы»
Сценарий тематического занятия Праздник-концерт 9 мая – День победы ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: 1. Учить детей ценить патриотические традиции нашего народа;...
Снова о переписке дошкольников на МAAM, или Доброго вам пути, дорогие выпускники!
Своей публикацией хотела вновь напомнить о замечательном проекте, дающем возможность дошкольникам переписываться, общаться, расширять кругозор. На днях...
Рекомендации для родителей «Польза мячей»
МАЛЕНЬКИЕ И БОЛЬШИЕ МЯЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ – КАКИЕ МЯЧИ НЕОБХОДИМО ПОКУПАТЬ РЕБЕНКУ? Для маленького ребенка мяч – это, в первую очередь, заряд позитива и радость...
Играем с пальчиками
1. Массаж ладоней и пальцев. Сорока – белобока Кашу варила, Детишек кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: Ты воды...