Наталья Апанович
Проект «Приобщение старших дошкольников к национальной культуре народов Прибайкалья»
Приобщение старших дошкольников к национальной культуре народов Прибайкалья
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
г. ИРКУТСК
АДМИНИСТРАЦИЯ
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
Г. ИРКУТСКА ДЕТСКИЙ САД № 156
Проект
«Приобщение старших дошкольников к национальной культуре народов Прибайкалья»
Выполнила: старший воспитатель
МБДОУ №156 г. Иркутска
Апанович Н. С
Публикация «Проект „Приобщение старших дошкольников к национальной культуре народов Прибайкалья“» размещена в разделах
- Прибайкалье
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
2015 г.
Проект «Приобщение старших дошкольников к национальной культуре народов Прибайкалья»
Тип проекта : макропроект
По целевой установке: познавательный, исследовательский, творческий
Длительность: долгосрочный
Проект построен на следующих положениях:
1. Определение базовых направлений в работе с детьми, раскрывающих окружение ребёнка предметами национального характера, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., народные праздники и традиции, ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.
2. Использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; этнические мини-музеи). Полученная ребенком информация о национальной культуре должна найти отражение в разнообразной деятельностной сфере. Знания должны стимулировать детскую активность, проходить через все виды детской деятельности.
3. Проект предусматривает последовательное ознакомление ребенка с национальной культурой народов с учетом его индивидуальности. Это зависит от опыта ребенка, его пола, особенностей развития эмоциональной, когнитивной и деятельностной сфер.
Участники проекта :
Дети, родители воспитанников, воспитатель группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, работники библиотеки, музея ремесел, музея истории г. Иркутска, музея культуры и деревянного зодчества «Тальцы».
Цель проекта :
Формировать нравственно-патриотические чувства, обогащать и углублять знания детей о семье, традициях и национальной культуре народов Прибайкалья.
Задачи:
•формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
•воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
•приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
Содержание:
• ознакомление с бытом, традициями, обычаями народов.
•ознакомление с устным народным творчеством;
• ознакомление с краеведческим материалом; игры народов Прибайкалья.
Формы представления результатов:
Театрализация, тематические праздники, выставки, участие в творческих конкурсах различного уровня. Дидактические и организационные материалы. Анкеты для родителей «Знаешь ли ты свой город?», «Традиции и обычаи народов Прибайкалья», диагностика детей старшего возраста с целью выявления знаний детей о национальной культуре по средствам опроса и наблюдения.
Планируемый результат.
1. Расширение представлений детей о национальных обычаях, традициях, праздниках и творчестве народов Прибайкалья.
3. Углубление жизненного опыта и обогащения словарного запаса детей.
3. Знание правил игр народов Прибайкалья, умение в них играть.
4. Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.
Схема реализации проекта
Игровая деятельность
•Театрализация народных сказок – совместное творчество детей, воспитателей и родителей воспитанников. Изучение игр народов Прибайкалья.
•Социально – нравственное воспитание
•Изучение культуры и традиций народов Прибайкалья.
Речевое развитие
•Знакомство с фольклором народов Прибайкалья (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.)
• Художественная литература
•Изучение стихов о детском саде, семье, крае. Знакомство с поэзией народов Прибайкалья.
Изобразительная деятельность
•Изучение народного декоративно-прикладного искусства.
•Изучение традиционных народных промыслов, способов и приемов их изготовления. народной декоративной росписи, национального изобразительного искусства.
Музыка
•Народные праздники.
•Изучение песен Народов Прибайкалья.
•Песен патриотического содержания, о родном крае.
Этапы работы над проектом.
Подготовительный
1. Составление планов работы.
2. Совместное планирование деятельности.
3. Подбор методической литературы
Практический
1. Обеспечение условий для реализации проекта.
2. Разработка образовательных маршрутов для участников проекта.
3. Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (смотр конкурс центров патриотического воспитания, создание папки-ширмы для родителей).
4. Внедрение методик в воспитательно-образовательный процесс формирующих культурные межнациональные отношения.
5. Организация работы консультаций, семинаров, тренингов для педагогов по данной теме.
6. Внедрение в практику работы с детьми программу «По родному Прибайкалью».
7. «Школа пап и мам» (просвещение родителей по вопросам социокультурных и этноэкологических представлений о родном крае)
8. Разработка и накопление методических и дидактических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.
9. Осуществление контроля над реализацией проекта.
Заключительный (аналитический)
Подведение и обработка результатов по реализации проекта
Диагностика выявленных знаний детей и родителей о национальной культуре методом опроса, анкетирования и наблюдения.
Ожидаемый результат.
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
-воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
-приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
Формы работы
Познавательно-исследовательская деятельность
- Использование работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) программу «По родному Прибайкалью»
- Методики и игры с использованием интерактивной доски, презентации познавательного характера.
-Народные праздники обряды, традиции, обычаи, игры народов Прибайкалья : русские, буряты, эвенки, тафалары.
- Национальная культура коренных народов Прибайкалья и Приангарья;
Коммуникативная деятельность
-Знакомство с фольклором народов Прибайкалья : сказки, песенки, пословицы, заклички, поговорки, хороводы и т. д. ;
- самостоятельное рассказывание и обыгрывание в театрализованной деятельности детьми сказок, небылиц народов Прибайкалья;
- знакомство с играми народов Прибайкалья.
Продуктивная деятельность
-ознакомление детей с декоративной росписью, национальным изобразительным искусством народа Прибайкалья.
- выставки, участие в конкурсах.
Игровая деятельность
- Игры народов Прибайкалья : подвижные, хороводные, настольные, забавы, игры – состязания, дидактические игры.
Музыкально–художественная деятельность
Разучивание частушек, песен народов Прибайкалья, песен патриотического содержания о родном крае.
Чтение художественной литературы
Сказки и стихи народов Прибайкалья.
Загадывание загадок о сезонных явлениях природы, о предметах обихода, о труде, хлебе.
Поэзия и проза авторов Сибири.
Литература:
1. Бабунова, Е. С. Критерии и показатели воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста на идеях с средствах народной педагогики : метод. пособие \ Е. С. Бабунова. – Магнитогорск: МаГУ. 2004.
2. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 12. – C. 47-52.
3. Зязева Л. К. Мир детства в традиционной культуре. – М., 1993.
4. Карпенко Н. Н. Педагогические условия культуросообразного построения содержания образования в современной школе: Дис.. канд. пед. наук: 13.00. 01: Санкт-Петербург, 2003. – 188 c.
5. Князева О. Л., Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2008.
6. Комратова М. Г., Грибова Л. Ф. С чего начинается Родина… // Управление ДОУ – 2003. – № 6.– с. 82.
7. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Ред. Л. А. Кондрыкинская. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
8. Крылова Н. Б. Культурология образования. – М. : Нар. образование, 2000. – 269 с.
9. Кутьина Н. Б. Ребенок в XXI веке Воспитание культурой : Образовательная программа. – СПб. : Детство-Пресс, 2004. – 204 с.
10. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.
11. Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ. – 2008. – № 1.– C. 17-23.
12. Рубцова Н. И. Использование национально-регионального компонента в образовательной работе с детьми // Мир детства. – 2001. – № 4. – с. 39.