Лучший педагог года

Опыт работы по реализации казачьего компонента регионального содержания образования детей

Оксана Пилюгина
Опыт работы по реализации казачьего компонента регионального содержания образования детей

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в контексте реализации

казачьего компонента регионального содержания образования детей.

Подготовила: Пилюгина О. Л.,

учитель-логопед МБДОУ детского сада №49 г. Новочеркасска

"Связная речь, — подчеркивал Ф. А. Сохин, — это не просто

последовательность связанных друг с другом мыслей, которые

выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка

в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны,

Публикация «Опыт работы по реализации казачьего компонента регионального содержания образования детей» размещена в разделах

словарного запаса и грамматического строя".

Актуальность выбранной темы:

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения.

В содержании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования уделяется особое внимание речевому развитию как средству развития общения и культуры. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи.

Так же, одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи. Это обуславливает актуальность построения наиболее эффективной коррекционной работы по развитию связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

Вопросы формирования связной речи изучались Е. И. Тихеевой, А. М. Бородич, Ф. А. Сохиным, Л. С. Выгостким, А. А. Леонтьевым и др.

Проблема развития связной речи у детей с ОНР нашла свое отражение в работах В. П. Глухова, Т. Б. Филичевой, Л. Н. Ефименковой, Т. А. Ткаченко, Н. С. Жуковой и др.

Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, что указывает на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.

Для детей с общим недоразвитием речи наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

- нарушены внимание и память;

- нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;

- недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.

У детей с общим недоразвитием речи связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий.

На фоне относительно развернутой речи у детей с общим недоразвитием наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.

В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

Отмечаются аграмматизмы: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме.

особенности связной речи детей с ОНР :

- нарушение связности и последовательности изложения;

- низкая информативность;

- бедность и стереотипность лексико-грамматических средств языка;

- пропуски смысловых звеньев и ошибки;

- повторы слов, паузы по тексту;

- незаконченность смыслового выражения мысли;

- трудности в языковой реализации замысла;

- необходимость в стимулирующей помощи.

Поэтому, учитывая вышеизложенные особенности детей с ОНР, приоритетной формой своей работы я выбрала специальные занятия, которые способствуют более углубленному и качественному усвоению вариативной части программного материала

Одна из основных целей работы ДОУ - формирование начал этнографической культуры дошкольников и реализуется в рамках вариативной части образовательной программы ДОУ. Ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и педагогами, и нужно создать такую ситуацию, проблему, чтобы направить развитие речи в нужное русло.

Для развития связной речи я использую упражнения, задания, игры и виды деятельности, заложенные в содержание основной части образовательной программы ДОУ, а для реализации вариативной части программы пользуюсь разработанным и составленным творческой группой ДОУ в которую так же вхожу и я, методическим пособием «Приключение Пыхти и его друзей», познавательный материал которого представлен игровыми заданиями и является дополнением к программе «Донской подсолнушек».

Основной особенностью нашего пособия является форма, в которой оно написано – форма сказки. Это форма, которую дети воспринимают лучше остальных. Так же пособие носит игровой характер, познавательно-речевое развитие в нем проходит через игру.

Содержание нашего пособия соответствует направлениям программы «Донской подсолнушек» :

История донского казачества

Природа Дона

Здоровьесбережение

Творчество донских казаков

Пособие состоит из 9 глав-историй:

Глава 1. История первая, в которой Паша и Даша знакомятся с хомячком Пыхтей

Глава 2. История вторая, в которой Пыхтя знакомит Дашу и Пашу с животными Дона.

Глава 3. История третья, в которой Пыхтя знакомит Дашу и Пашу с растениями Дона.

Глава 4. История четвертая, в которой Пыхтя знакомит Дашу и Пашу с народными приметами.

Глава 5. История пятая, в которой Пыхтя знакомит Дашу и Пашу с реками Дона.

Глава 6. История шестая, в которой Даша и Паша играю в казачьи игры.

Глава 7. История седьмая, в которой Даша и Паша знакомятся с одеждой казаков.

Глава 8. История восьмая, в которой Пыхтя знакомит Дашу и Пашу с дедом Щукарем.

Глава 9. История девятая, в которой дед Щукарь знакомит детей с жизнью и бытом казаков.

В соответствие с этими направлениями определилась структура пособия.

Основой каждой главы является история, в которую попадают герои. По содержанию истории они выполняют коррекционные упражнения, направленные на развитие дыхания, органов артикуляции, мелкой и общей моторики. В каждой главе имеются задания, направленные на совершенствование познавательного и речевого развития.

В содержание пособия включены различные виды работ по связной речи :

— определять и называть предметы и их характерные признаки (качества, свойства) с опорой на условные обозначения (символы);

— сравнивать предметы между собой и составлять простые и сложные предложения по опорным картинкам;

— составлять последовательный пересказ небольшого авторского текста с опорой на серию из четырех сюжетных картин, расположенных в произвольном порядке. Это задание позволяет ребенку по следам прочитанного рассказа правильно расположить картинки серии и пересказать его, активизируя полученные навыки связной речи;

— составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения предметов по последовательному картинному плану;

— правильно «читать» и отгадывать загадки сказочных героев о различных предметах по опорным карточкам и самостоятельно составлять аналогичные загадки по подобранным условным обозначениям.

Коррекционные упражнения как способы активизации связной речи, являются здоровьесберегающим технологиям и играют важную роль в развитии связной речи дошкольника.

К примеру, физкультурные минутки – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга; развивают речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы

Дыхательная гимнастика стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет от многих болезней, укрепляет защитные силы организма.

Артикуляционные упражнения - помогают своевременно овладеть правильным звукопроизношением, подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые ребенок самостоятельно освоить не может.

Упражнения на развитие мелкой моторики - усиливают согласованную деятельность речевых зон и способствуют лучшему развитию памяти и воображения ребенка, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Коррекционные упражнения представлены в стихотворной форме. Многие из них являются моими авторскими материалами.

Результаты:

• дети ознакомились и закрепили знания о казачьем быте;

• научились правильно использовать понятия о предметах казачьей жизни, их признаках и назначении;

• пополнили словарный запас через игру.

По материалам данного пособия были проведены занятия:

«В гостях у тетушки Аксиньи» (ЛТ «Посуда»)

«Нет ближе дружка, чем родная матушка» (городской конкурс)

«Как дети ходили к Пыхте за кормом для птиц» (ЛТ «Зимующие птицы», ГМО)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Обеспечение качества работы педагогов по экологическому воспитанию с использованием регионального компонента В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию.

Работаем по ФГОС. Патриотическое воспитание дошкольников посредством реализации регионального компонента «Работаем по ФГОС. Патриотическое воспитание дошкольников через реализацию регионального компонента» Автор: Мамонтова О. П. –методист СП.

Проект по реализации регионального компонента в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников «Моя Родина» Педагогический совет Проектная деятельность «Моя Родина.» «Региональный компонент» Воспитатель: Геращенко Н. Ю. апрель 2016 год.

Конспект занятия по реализации регионального компонента в условиях ДОУ. Тема: «В гости к тётушке Аксинье» Цель: создание условий для формирования представлений у детей о культуре Донского края, воспитания чувства патриотизма и причастности к.

Направления работы музыкального руководителя по реализации регионального компонентаНаправления работы музыкального руководителя по реализации регионального компонента Здравствуйте, дорогие коллеги!В настоящее время в российской системе образования проходят реформы. Основная задача модернизации образования.

Обновление содержания дошкольного образования в рамках реализации ФГОС Заявка на соискание статуса муниципальной инновационной площадки 1. Соискатель: МБДОУ «Детский сад «Ромашка» Республика Хакасия, Усть.

Перспективный план реализации регионального компонента в средней группе Сентябрь: Презентация: «Знакомство с бытом казаков» (жилище, утварь и т. д.) Цель: Познакомить детей с бытом казаков. Поддерживать интерес.

Представление педагогического опыта работы «Реализация национально — регионального компонента в детском саду» 1. Актуальность и перспективность опыта Ведущим направлением модернизации дошкольного образования является введение федерального государственного.

Проект по реализации регионального компонента «Партизанскими тропами» для детей старшего дошкольного возраста Проект «Партизанскими тропами» (с региональным компонентом) Актуальность: Существует общепринятое мнение о том, что процесс воспитания.

Вариативная часть ООП доо в условиях введения ФГОС до. Система работы ДОО по реализации регионального компонента. Вариативная часть ООП ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Система работы ДОУ по реализации регионального компонента на основе авторской программы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по реализации казачьего компонента регионального содержания образования детей
Опубликовано: 2 ноября 2016 в 16:52
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД