Приёмы развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Наталья Соколова
Приёмы развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Игра по принципу «Летает – не летает»

Педагог называет глагол, дети перечисляют предметы, которые могут это делать (можно предложить найти этот предмет среди множества картинок)

Варианты: растёт, дышит, бегает, прыгает, идёт, спит.

Можно сделать карточки-символы на глаголы.

Игра «Слова-напарники»

Педагог называет слово, а дети находят слова-напарники. Например: сирень – ваза – цветы; посадил – выросло – собрал.

Вспомни сказку

Предложить детям вспомнить сказку, в которой герои-продукты («Репка», «Колобок», «Чиполлино», «Горшок каши»).

Обсудить, какие свойства у этих героев общие. Подвести детей к тому, что они (герои) все ожившие.

Обратить внимание на то, какие дополнения к реальному образу ввёл автор для того, чтобы герои были «живые».

Выбрать признаки «оживления». Перенести их на что-либо из растений. Рассмотреть, что будет с этим растением и его окружением при оживлении этого растения.

Оживить орудия труда.

В каких сказках есть ожившие орудия труда?

Емеля (вёдра, Золушка (метла, кочерга).

Найти причину, по которой они оживали.

Увеличение – уменьшение

Вспомнить сказку, в которой герои меняют размер, чтобы спастись (Кот в сапогах).

Найти в окружающем мире то, что может быть большим и маленьким.

Как, используя этот приём, спастись от волка 7 козлятам?

Кто из домашних предметов мог бы помочь козлятам, если бы они (эти предметы) ожили?

Игра «Хорошо-плохо»

Что хорошего в том, что я заболел и не могу ходить в детский сад? Что плохого?

Что хорошего в том, что на улице сильный ветер? Что плохого?

Игра «Наоборот»

По теме семья: большой – маленький; папа – мама; старший – младший; много – один (один ребёнок – много взрослых, 1 бабушка – много внуков). Дела детей поменять с делами родителей: ребёнок готовит ужин, мама играет. Каждое предложение рассматривается с точки зрения - так бывает или нет.

Лемеле хозяйничает Квитко

Мама уходит,

Спешит в магазин.

-Лемеле, ты остаёшься один.

Мама сказала:

-Ты мне услужи:

Вымой тарелки, сестру уложи.

Дрова наколоть не забудь, мой сынок,

Поймай петуха и запри на замок.

Сестрёнка, тарелки,

Петух и дрова.

У Лемеле только одна голова!

Схватил он сестрёнку

И запер в сарай.

Сказал он сестрёнке:

-Ты здесь поиграй!

Дрова он усердно промыл кипятком,

Четыре тарелки разбил молотком.

Но долго пришлось с петухом воевать-

Ему не хотелось ложиться в кровать.

Придумать продолжение этого стихотворения. Самые интересные моменты дети могут зарисовать.

На примере чувств: добрый – злой, храбрый – трусливый…

Игра «Всё наоборот».

Ребёнок называет какую-нибудь часть тела, второй ребёнок называет, что она делает, третий ребёнок – называет дело наоборот.

После нескольких слов игра проводится наоборот – называется дело – находятся части тела. Например: рука – берёт – отбрасывает. Идёт – стоит – нога. Ногти растут – уменьшаются и т. д.

Обговорить варианты, когда одновременно происходят два противоположных дела, возникают два противоположных свойства. Например: сидишь и едешь, сидишь и летишь, больной и здоровый, маленький и большой.

Принцип предварительного действия

(сделать заранее)

Сначала – рассказ педагога о том, что с ней случилось однажды. Когда она не позаботилась о чём-то заранее. Например: стала готовить ужин, а соли нет. Стала надевать одежду, а она не глаженая. И другие примеры.

Вопрос: что в этой ситуации было хорошего, что плохого? Почему всё так произошло? Что надо было сделать, чтобы этого не было? Подвести детей к мысли, что всё надо делать заранее.

Что мы в группе делаем заранее, чтобы потом было удобно? Что было бы, если б не сделали заранее?

Хорошо или плохо делать всё сразу заранее? Например, мама приготовит обед сразу на весь месяц. Ты умоешься заранее на всю неделю. Мама включит утюг за неделю до глажки.

Почему мы моем руки перед обедом заранее, а кошка моется после еды? Что делают животные заранее?

Кто всегда делает всё заранее?

Найти символ, который у нас будет представлять этот приём (ёжик, белка, часы-будильник, кукла-бабушка могут быть символом).

Мы идём в поход. Что надо взять с собой. Если возьмём всё, что может понадобиться, будет тяжело нести. А если не возьмём? Противоречие: взять надо, потому что… не надо всё брать, потому что… получается, что брать надо и не надо одновременно. Как быть? Как можно обойтись без многих вещей? Рассмотреть ресурсы наших вещей и леса.

В каких сказках герои применяли этот приём, чтобы выйти из тяжёлой ситуации? Кот в сапогах, Наф-Наф, лиса вымазала голову тестом, чтобы оправдаться перед волком.

Игра «Кто без чего не может быть?»

Все отличия по возможности рассмотреть наглядно.

Одежда полоразличительная. Рассмотреть отличия и сходства в полоразличительной одежде.

Отметить разницу в старинной одежде и современной.

Одежда профессиональная. Полезная функция (например, одежда пожарного).

Игра на координацию движения.

Воспитатель называет какой-либо элемент одежды или часть её. Дети должны коснуться правой или левой рукой. Какой именно рукой называет воспитатель в начале игры. Когда дети поймут правила – по команде менять руку.

Метод фокальных объектов.

По методу фокальных объектов сконструировать новую нарядную или профессиональную одежду, новый вид транспорта, коляску для сестрёнки и т. п.

Принцип посредника

Что такое информация? Какая бывает информация? Зрительная, слуховая, осязательная и т. д. Обыграть наглядным экспериментом каждый вид информации, предлагая детям попробовать получить и передать любую информацию. При проведении эксперимента исключить участие остальных анализаторов, например: слушать, гладить, нюхать с закрытыми глазами.

В эксперимент включается Перевёртыш и предлагает отгадывать наоборот: слушать глазами, с закрытыми ушами (что услышишь). Смотреть руками. Нюхать глазами и т. д.

Появляются другие помощники – волшебники и становятся как бы посредниками между ребёнком и предметом.

Вопрос: как теперь будет выглядеть предмет, если между ним и ребёнком стоит Великанчик с пальчик? Какая на вкус будет соль, если её предлагает Перевёртыш? Каким будет букет цветов в вазе, если их показывает Одинакот? Что внутри куклы, если её предлагает матрёшка?

После игры воспитатель подводит итог, что узнать о чём-то можно самостоятельно, а можно через какого-то посредника. Анализируется с детьми, что лучше, что хуже.

Вопрос: всю ли информацию мы можем получать сами? Что мы не можем узнавать сами? Что мы узнаём через кого-то или чего-то? Какие предметы дома, в детском саду нам о чём-то говорят? О чём они могут говорить нам, о чём друг другу? Эмпатия.

Вопрос: Как может узнать стул, кто на нём сидит? Какое настроение сегодня у его хозяина?

Игра «Скажи, покажи через посредника»

Детям предлагается передать какую-нибудь информацию товарищу, только через посредника, можно не одного.

Принцип «Испорченного телефона». Последний, получивший информацию, говорит её вслух. Сверяют, то ли хотел сказать первый ребёнок.

То же самое, только без слов, показывая действиями.

Принцип игры «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», только индивидуально. Дети, ждущие информацию, стоят спиной. Поворачиваются по очереди. Последний ребёнок сверяет своё понятие с первоначальным.

Посредниками могут быть «дикторы», сообщающие новости, вместо «диктора» может быть кукла или любой другой предмет, который сообщает новости от своего лица, со своей точки зрения.

Можно написать «письмо» товарищу с каким-либо поручением. Варианты записи по усмотрению ребёнка. Придумать, как написать адрес, чтобы «почтальон» сразу нашёл получателя. Отнести письмо на «почту». Получатель, прочитав письмо, выполняет задание. Отправитель проверяет, правильно ли он его понял. Возможно обсуждение, почему было не понято задание, как можно было бы его по-другому «написать».

Вопрос: как можно читать, когда читать не умеешь? Кто нам читает? Получается, что мы узнаём то, что написано в книге не сами, а через кого-то, кто нам читает. Обычно такого человека называют посредник. Предложить детям самостоятельно объяснить значение (по звучанию) этого слова.

М/ф «Ёжик в тумане». Как ёжику передать приглашение лошадке на чай?

Можно предложить домашнее задание родителям: вечером дома попробовать пообщаться через посредника. Отметить все положительные и отрицательные стороны.

Придумать новую игру по морфологической таблице.

Составить с детьми морфологическую таблицу игр, в которые играют дети. При составлении продумать, как можно назвать одним словом игры, в которые играют, бегая, прыгая и т. д. Игры, в которые играют, сидя за столом. Игры с игрушками. Подумать, как это можно изобразить на таблице. Произвольно выбрав из каждого ряда составляющие, придумать игру. Обсудить правила игры. Поиграть, если получится. Если не получается играть в группе, можно добавить уже целенаправленно что-то из таблицы или добавить самим. Допускается небольшое отклонение от принятых правил, если их трудно соблюдать.

Принцип «Обратить вред в пользу»

Вспомнить с детьми сказки «Морозко», «Мальчик с пальчик», «Федорино горе», «Теремок» (в котором после того, как теремок сломали, построили новый).

Пересказывая фрагменты сказок, рассматривая иллюстрации, обратить внимание, что все эти несчастья, которые их преследовали, герои обращали в свою пользу.

Вспомнить, что было с нами в жизни, когда что-то сначала приносило вред, а потом пользу (обжёгся о спичку, зато теперь спички не берёт, не будет пожара).

Если дети не могут вспомнить, воспитатель называет начало фразы, отталкиваясь от происшествий за последнее время или случаев из жизни группы, которые всем запомнились.

В конце обсудить, что происходит, когда проигрываешь в какой-нибудь игре (перечислить). Как этот вред может пойти на пользу?

Принцип «матрёшка»

Подобрать игрушки, сделанные по принципу «матрёшки». С детьми отметить качество игрушек, их функциональные достоинства, конструкцию. Обратить внимание, что все они сделаны по одному принципу – одно вложено в другое. Вспомнить матрёшку. Найти в группе предметы, состоящие из вложенных друг в друга предметов (складные кубики, шкаф, в который всё складывается, кастрюли и т. п.). Обсудить удобство такой конструкции перед обыкновенной и удобство хранения.

Вопросы.

1. Собрались мы играть на улице. Решили вынести ведёрки и совки. Как это вынести, чтобы вёдер хватило всем, но девочки их не несли?

2. как заставить маленького ребёнка выпить горькое лекарство?

3. Человек похож на матрёшку? Что внутри у человека?

4. Что может произойти с человеком, животным, если к нему вовнутрь что-то попадёт? Кому будет плохо – тому, что попадёт или самому человеку или животному?

Например:

Раз, два, три, четыре, пять.

Кошка учится считать.

Потихоньку, понемножку

Прибавляет к мышке кошку.

Получается ответ –

Кошка есть, а мышки нет.

А мышка, прежде чем её проглотила кошка, съела сыр. Что проглотила кошка – сыр или мышку? А в сыре была дырка. Что проглотила кошка – мышку, сыр или дырку? А в дырке сидела мушка. Что проглотила кошка – мышку, сыр, дырку или мушку? А мушка, прежде чем залететь в дырку, выпила каплю воды. Что проглотила кошка…

Вопрос: как спасти мышку и оставить целой кошку? Сыр будем спасать или нет? Какая разница между сыром и мышкой? А мушку как спасать, если сыр оставляем в кошке?

Публикации по теме:

Дидактическая игра: «Кто выше летает?» «Кто выше летает?» Цели: освоение действия ориентировки в сериационных отношениях между понятиями; овоение действия моделирования сериационных.

Тест «Глагол». III класс (УМК «Гармония») Проверочная работа по теме «Глагол» (русский язык 3 класс, УМК «Гармония») 1. Глагол- это: А)самостоятельная часть речи Б)служебная часть.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Приёмы развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 марта 2014 в 16:55
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Презентация проекта «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!»,...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...