Приемы развития фантазии и воображения

Фатимет Такахо
Приемы развития фантазии и воображения

Дети знают довольно много явлений и законов природы (например, что все предметы падают вниз, что тяжелые предметы тонут, жидкости проливаются и не имеют своей формы, вода замерзает, дерево, бумага, свечка – горят). Этих знаний вполне достаточно для развития фантазии и воображения ребенка.

Большинство приемов фантазирования связано с изменением законов или явлений природы.

1. Увеличение - уменьшение.

Этот самый простой прием, он широко используется в сказках, былинах, в фантастике. Например, Золушка, Спящая красавица, Гулливер, гномы.

Увеличивать можно неограниченно от действительных размеров до бесконечно больших и уменьшать можно от действительных до нулевых, то есть до полного уничтожения.

2. Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям.

o Выбирают несколько произвольных объектов живой и неживой природы.

o Формулируют их свойства, качества, особенности или черты характера. Можно придумывать и новые свойства «из головы».

o Сформулированными свойствами и качествами наделяют человека.

3. Оживший рисунок.

Вы получили замечательный дар, всё, что вы нарисуете – оживает! Что бы вы нарисовали? Вымирающих животных? Новых животных и растений?

4. Исключение некоторых качеств человека.

Перечислите свойства и качества человека, а потом одно-два свойства исключите и посмотрите, что получилось.

- Человек не спит.

- Человек не чувствует боли.

- Человек потерял вес, обоняние.

5. Превращение человека в любой объект.

Человек превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб, в растения (в дуб, розу, баобаб, в объекты неживой природы (камень, ветер, карандаш). Это богатейший материал для новых сказок.

Но самое главное в этом приёме – это воспитание эмпатии (умения перевоплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами).

6. Антропоморфизм.

Антропоморфизм – это уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (речью, мышлением, способностью чувствовать) любых объектов – одушевлённых и неодушевленных: животных, растений, небесных тел, мифических существ.

7. Придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ.

А именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

8. Придание объектам неживой природы необычайных свойств.

Например, камень. Он светится, всегда тёплый (никогда не остывает, можно руки греть в мороз, делает воду сладкой и целебной, а сам не растворяется.

Камень впитывает болезни. Камень даёт бессмертие.

9. Изменение привычных отношений между героями сказок.

Напомним такие ситуации: щука поёт колыбельную («Открывает щука рот», «Серый волк ей верно служит», храбрый заяц, трусливый лев.

10. Новое название картине.

Ребёнку показывают много сюжетных картинок, открыток или репродукций известных художников и просят дать им новые названия. Сравните, кто назвал лучше: ребёнок или художник. Основанием для названия может быть сюжет, настроение, глубинный смысл и т. д.

11. Фантастическое объединение.

Фантастическую идею можно получить сочетанием свойств или частей двух, трех объектов. Например, рыба + человек = русалка, лошадь + человек = кентавр. Кто такие сирены? Одна и та же пара объектов может дать различные идеи в зависимости от сочетаемых качеств.

12. «Как мне повезло!»

«Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце».

«Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей».

«Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники».

13. Склеивание.

Путём мысленного «склеивания» рождено множество героев легенд и мифов (дракон, русалка, кентавр, химера и др.). Тем же путём созданы такие интересные конструкции, как амфибия, экраноплан и др.

Детям предлагается, соединяя элементы различных животных, составить из них живое существо с новыми необычными свойствами.

14. Аналогии.

Разнообразные предметы, не имеющие строго заданной формы, такие как облака, падающие тени, пятна краски, первые неумелые каракули малыша, пройдя через наше сознание, часто ассоциируются в нашем мозгу со сходными реальными предметами. Используя их, наше воображение создаёт определённые соотношения и связи.

Например, ребёнку нужно назвать как можно больше предметов, сходных с кораблём по каким – то существенным признакам. При решении этой задачи более результативен тот, кто способен систематизировать и классифицировать называемые предметы.

15. Акцентирование.

Умение подметить и выделить главное (рассказать о самых характерных особенностях Деда Мороза, Бабы Яги и т. д.).

16. Типизация.

Один из самых сложных приёмов творческого воображения, который используется в художественном творчестве (из цветной бумаги вырезать несколько снежинок и посмотреть, какая из них больше других похожа на настоящую).

17. Превращение незнакомого в знакомое.

Этот приём включает в себя четыре операции:

1) личное уподобление – отождествление себя самого с каким-либо элементом проблемной ситуации (колесо от машины, веточка дерева и т. д.);

2) прямая аналогия или поиски сходных процессов в других областях знаний;

3) символическая аналогия или использование поэтических образов и метафор для формулирования задач;

4) фантастическая аналогия, при которой проблема решается «как в волшебной сказке».

Публикации по теме:

Кружок по экологииКружок по экологии Вы слыхали о воде? Говорят она везде. В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, Паром в чайник заползает.

Уголок экспериментированияУголок экспериментирования В детском возрасте дети очень любят экспариментировать, и детки моей группы не исключение. Для этого я собрала небольшую коллекцию предметов,.

Автор публикации:
Приемы развития фантазии и воображения
Опубликовано: 4 марта 2014 в 15:31
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...
Дидактическая игра по достопримечательностям родного Белгорода
Каждый человек, который любит свой родной город и ценит его неповторимость, традиции и достопримечательности, непременно хочет поделиться его красотами с...
Продуктивный результат реализации познавательно-исследовательского группового проекта...
Уважаемые коллеги, с июня по июль 2017 года в нашей средней группе был реализован краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой проект...