Илькевич Оксана Николаевна
Применение метода эйдетики для развития памяти детей старшего дошкольного возраста
Современный мир переполнен гаджетами,мессенджерами, где бесконечный поток готовой информации: примитивные электронные игры и развлечения не предполагают наличие у ребенка высокого интеллектуального и творческого уровня, а являются только инструментом для достижения игрового уровня методом однотипных, повторяющихся действий. Длительность роликов в интернете очень короткая, есть множество ссылок, происходит быстрая смена картинок. а посты под видео вообще появляются практически ежесекундно. В результате формируется тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое, что ведет к фрагментарному восприятию, а не картины в целом.
Публикация «Применение метода эйдетики для развития памяти детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Эйдетика. Эйдетические игры и занятия
- Темочки
И я для себя нашла способ работы с детьми, при котором повышается мотивация и учебная деятельность, концентрация внимания, увеличивается оперативный объем долговременной памяти. Это метод эйдетики. Ещё в древние времена, человек, который обладал зрительной памятью, привлекал к себе внимание мыслителей и ученых тех времен. И уже в те далекие времена, люди задумывались, как развить такую способность. В античных манускриптах есть упоминание и описание простейших упражнений, которые положили начало эйдетике [ 10 ].
Следует отметить, что существует асимметрия полушарий головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, а правое отвечает за эмоции. И главная задача эйдетики научить оба полушария взаимодействовать одновременно, для восприятия мира всеми органами чувств [ 7 ].
Повышенный интерес к данному направлению повысился в начале ХХ века в Западной Европе. Первое подробное описание эйдетики содержатся в работах сербского учёного Виктора Урбанчича (1907 год). В 20-е гг. воплощать его идеи продолжил немецкий психолог и философ Эрик Йенш.
В России, в 20-30-е гг., ученые с большим интересом и вниманием изучали эйдетические идеи марбургской психологической школы, подвергали их проверке.
Самыми значимыми специалистами в вопросах эйдетики были П. П. Блонский, Л. С. Выготский и А. Р. Лурия. Однако в СССР эйдетика не прижилась, она не соответствовала облику «советского человека», так как предполагала раскрытие потенциала личности. Но всетаки, пусть и небольшой промежуток времени, эйдетика оказала свое влияние на развитие отечественной психологии и науки. В современном мире эйдетика представляет большой научный интерес, так как ее учения соответствуют современным стандартам развития интеллекта детей [ 10 ].
В настоящее время эйдетика напрямую связана с именем И. Ю. Матюгина — доктора педагогических наук и психолога Татьяны Никитиной. Матюгин в своих трудах изложил главные принципы метода, подробно описал инструментарий и применяемые техники [17]. Никитина собрала и обобщила эффективные способы развития памяти у детей [20].
Я адаптировала эту методику в соответствии с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста, разработала комплекс упражнений и рекомендаций по их применению.
Метод эйдетики, в котором используются яркие, короткие, фрагментарные образы, как раз и помогает запоминать и идеально подходит современным детям. В настоящее время эйдетический метод развития памяти все чаще внедряется в учреждения дошкольного образования. Педагогам известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая, но и ее надолго не хватает. И если вместе с игрой использовать яркие наглядные образы, то процесс пойдет проще и гораздо быстрее [15 ].
Повышенный интерес к изучению эйдетики возник в последнее десятилетие. И с каждым годом методика становится все более востребована как педагогами, так и психологами. Это связано с особенностями современных детей, которые больше задействуют зрительные и слуховые анализаторы
При проведении занятий с использованием эйдетики мы формируем эйдетический образ (яркий, красочный, который сохраняется в памяти долгое время, чаще бывает зрительным или слуховым, при этом развивается образно-ассоциативное мышление, повышается работоспособность, снимается психологический барьер.
Тема: применение метода эйдетики для развития памяти детей старшего дошкольного возраста.
В своей работе я использовала основные упражнения и приемы эйдетики :
Цепной метод : построение цепочек-ассоциаций;
Акровербальный метод-использование специальных фраз, рифмовок с закодированными словами, цифрами, фразами;
Мнемотехника: пиктограммы, заместители, символы, схемы;
Метод зрительной прорисовки. Суть данного метода заключается в зрительном соединении символов с настоящим изображением, которое является видимым на данный момент;
Метод мысленной прорисовки. Символы и слова не просто ассоциируются с предметами, а мысленно прорисовываются их контуры. Данный метод соединяет воображаемые слова с реальными предметами;
Метод ассоциаций : зрительные, вкусовые, слуховые, тактильные;
Метод соощущений : одновременное получение импульсов, происходящих от различных анализаторов;
Система Shedd : метод составления специальной фразы (для запоминания цифр) [ 20 ];
Метод трансформации (дорисовывание);
Актуальность темы опыта:
В Республике Беларусь на законодательном уровне утверждены номативно-правовые документы об образовании:
-Кодекс об образовании Республики Беларусь, в котором отражены образовательные стандарты качества образования детей, среди которых ведущая роль отводится интеллектуальной и познавательной сфере детей дошкольного возраста [ 1 ];
-Учебная программа дошкольного образования, в которой делается акцент на развитие познавательных процессов, усвоения программы дошкольного образования[ 2 ];
- Постановление министерства образования Республики Беларусь № 137 «Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования»
В соответствии с образовательным стандартом ребенок 6-7 лет запоминает при помощи образно-зрительной памяти и на слух 5–7 объектов, при использовании приема смысловой группировки – 9 и более объектов; использует для запоминания различные приемы: создания внешних опор (подсчет, ассоциация, мнемосхема, группировка);
создания смысловых опор (классификация, достраивание материала, структурирование, аналогия);
логического запоминания (подсчет, смысловое соотнесение, смысловая группировка); наглядного моделирования (использование пиктограмм при запоминании слов, зарисовка эпизодов при запоминании сказок, рассказов); владеет произвольной регуляцией внимания и процессов памяти (вспоминает желаемое, проговаривает про себя и вслух план действий);
рассказывает и детально описывает образы всех видов памяти (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные и эмоциональные); применяет приемы самоконтроля при запоминании, сохранении и воспроизведении [22] .
А как этого достичь, когда большинство современных детей не читают книги, и родители не читают книги детям, нет постоянной тренировки памяти. Внимание детей неустойчивое, работоспособность и учебная мотивация низкая. Из этого следует, что педагоги должны адаптировать, доработать методы и приемы развития памяти под современных детей. Очень многие методики без адаптации, не подходят детям.
Цель: развитие памяти детей старшего дошкольного возраста методом эйдетики.
Критериями и показателями достижения цели считаю следующее:
-увеличения оперативного объема памяти детей дошкольного возраста;
-развитие наглядно – образного мышления;
- увеличение познавательной активности воспитанников.
Задачи:
- изучить научно-методическую, психолого-педагогическую литературу по вопросу использования метода эйдетики в программе коррекционно-развивающих занятий для детей дошкольного возраста;
- разработать комплекс упражнений, основанных на методе эйдетики и дидактический материал для коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста;
- создать банк диагностического инструментария для диагностики уровня познавательной сферы воспитанников на начало проведения коррекционно-развивающих занятий и по окончании;
- проанализировать результаты диагностики познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста в рамках исследования эффективности разработанной программы.
Ведущая идея опыта: применение метода эйдетики на занятиях ведет к увеличению объема памяти детей.
С целью наглядного анализа эффективности применения метода эйдетики в образовательном процессе воспитанников старшего дошкольного возраста было проведено исследование. Оно проводилось в два этапа: на начало занятий и по окончании эксперимента. Была проведена диагностика познавательной сферы воспитанников старшей группы № 11 на базе ГУО «Детский сад № 257 г. Минска» в количестве 30 человек (Приложение 1).
Результаты отражены на рисунке 1.
Рисунок 1. –Распределение уровней развития познавательной сферы до проведения занятий.
Было принято решение, о проведении эксперимента, при котором в группе № 11 проводились занятия с использованием методов эйдетики. Занятия проводились 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут, всего было запланировано и проведено 22 занятия (Приложение 2).
Второй этап исследования заключался в диагностике познавательной сферы воспитанников старшей группы № 11 на конец проведения занятий [21]. Полученные результаты отражены на рисунке 2.
Рисунок 2. –Распределение уровней развития познавательной сферы после проведения занятий.
На конец эксперимента в 11 группе мы наблюдаем значительную градацию по всем уровнем познавательной сферы: от низкого до высокого. По полученным результатам видно, что после проведения занятий низкий уровень снизился с 33 % до 7 %, средний уровень снизился с 56 % до 43%, а высокий уровень увеличился с 10 % до 50%
Мы наблюдаем значительную ротацию показателей в положительную сторону, что говорит о значимости таких занятий.
Следует отметить, что группа детского сада № 11 массовая, в ней находятся дети с разным уровнем развития познавательной сферы, психофизическим развитием и состоянием здоровья.
Отдельно хотелось бы отметить полученные результаты по развитию памяти у детей. Результаты диагностики по методике «Заучивания 10 слов» А. Р. Лурия представлены в виде графика на рисунке 3, в котором отражены результаты по высокому уровню, который является наиболее значимым, до и после проведения занятий.
Рисунок 3. –Распределение уровня (высокий) развития памяти до и после проведения занятий.
После проведения занятий в группе появились значимые изменения высокого уровня развития памяти : до занятий было 52%, после проведения занятий с применением метода эйдетики стало 82% полученные результаты подтверждают, что метод эйдетики является действенным способом развитие памяти и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что занятия с использованием метода эйдетики дают стабильный положительный результат в сторону увеличения познавательной активности и памяти детей старшего дошкольного возраста на всех уровнях развития познавательной сферы.
Новизна моего опыта состоит в том, что я комбинировала и усовершенствовала занятие таким образом, что у детей появилась возможность раскрыть скрытые резервы памяти, благодаря использованию ярких, наглядных образов, схем и предметов.
Мною был составлен базовый комплекс занятий, который можно использовать в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, занятия составлены таким образом, что их всегда можно модернизировать в сторону усложнения.
В настоящее время эйдетический метод развития памяти все чаще внедряется в учреждения дошкольного образования. Педагогам известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая, но и ее надолго не хватает. И если вместе с игрой использовать яркие наглядные образы, то процесс пойдет проще и гораздо быстрее.
Рекомендации по применению метода эйдетики : метод эйдетики практически не имеет «противопоказаний». Но при его использовании на развивающих занятиях, все-таки следует учитывать временные ограничения в соответствии с возрастом детей.
Психика детей дошкольного возраста и их когнитивные способности, как губка, впитывают все. И если с раннего возраста работать над развитием образно-ассоциативного мышления и зрительной памяти, будут отличные результаты.
Для удобства работы мною была разработана примерная план-схема занятий по развитию памяти у детей дошкольного возраста методами эйдетики (Рисунок 4)
БЛОКИ
Упр
Ведущая и
Рисунок 4.- Примерная план-схема занятий по развитию памяти у детей дошкольного возраста методами эйдетики
Результативность: в рамках повышения компетентности в вопросах использования метода эйдетики я была зачислена на кафедру психологии и предметных методик ГУО МГИРО стажером и прошла научную стажировку с 14.02.2022 г. - 14.05. 2022 г по теме: «Развитие образного мышления детей старшего дошкольного возраста методом эйдетики» с целью повышения уровня профессионального развития, обогащения психологической информированности в области коррекционно-развивающих занятий с применением эффективного использования метода эйдетики для детей старшего дошкольного возраста (Приложение 3).
Мною представлены обобщенными результатами стажировки на совещании при заведующем ГУО «Ясли-сад № 257 г. Минска» (29.04.2022 г., протокол № 4).
С целью профессионального развития я приняла участие :
-дистанционное обучение по темам: «Причины и профилактика отклонений в поведении детей дошкольного возраста» (25.03.2022г., «Профилактика конфликтов в ситуациях профессионального стресса» (13.04.2022г.).
-мастер-класс «Мнемотехника для детей 6-9 лет». Академия педагогов России и стран СНГ (29.04.2022г. Сертификат).
-публичное выступление в рамках проведенного виртуального круглого стола совместно с кафедрой психологии и предметных методик. Тема: «Профилактика интернет-зависимости учащихся I ступени общего среднего образования» (31.03.2022г.).
- публичное выступление с результатами исследования на V Международной научно-практической конференции «Непрерывное образование в контексте Будущего: экосистемный взгляд на педагогическую деятельность» 19 – 20 апреля 2022 г.
- совместное написание статьи «Экологические практики дошкольного образования в эпоху глобальной цифровизации» для публикации в сборнике V Международной научно-практической конференции «Непрерывное образование в контексте Будущего: экосистемный взгляд на педагогическую деятельность»
-публикация статьи «Эйдетика и эйдетизм. Механизм развития интеллекта и мышления у детей дошкольного возраста» в журнале Минская школа №4(235, апрель 2022.
В рамках работы с педагогическим составам учреждения в октябре 2021 года был проведен мастер-класс для педагогов: «Эйдетика и эйдетизм, как способ развития памяти детей».
В рамках трансляции опыта работы в мае 2022 года провела мастер-класс с педагогами-психологами дошкольных учреждений Партизанского района по теме «Развитие памяти детей. Метод эйдетики».
Все вышеизложенное доказывает, что развитие памяти детей старшего дошкольного возраста методом эйдетики действенно, это направление интересно и педагогам и психологам.
Заключение: в рамках обобщения опыта моей работы бала изучена психолого-педагогическая литература по использованию метода эйдетики, научно-методическая литература, благодаря чему были составлены коррекционно-развивающие занятия и разработан комплекс упражнений с применением метода эйдетики. Для удобства работы создан банк диагностического инструментария.
После проведения занятий у воспитанников увеличился оперативный объем памяти, повысилась познавательная активность, стало более развито наглядно-образное мышление.
После проведения анализа занятий с применением метода эйдетики и по результатам диагностики детей было доказано, что применения метода эйдетики в коррекционно-развивающих занятиях способствует развитию памяти детей старшего дошкольного возраста, разработанные занятия эффективны в развитии памяти.
Список литературы
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь; 216. – 400 с.
2. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: нац. ин-т образования; 2019. – 480 с.
3. Ашкинезер, Е. В. Развиваемся, играя: практ. пособие / Е. В. Ашкинезер. - Мозырь. Белый Ветер, 2011. – 67 с.
4. Белых В. Тренируем память перед школой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 32 с.
5. Блонский П. П. Память и мышление. - М. : ЛКИ, 2007. - 208 с.
6. Бозиева С. К., Ногерова Н. Т. Влияние дидактической игры на развитие памяти детей дошкольного возраста// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - №44
7. Булгаков О. А. Память человека и возможность ее улучшения// Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2014. - №1
8. Бьюзен Т. Усовершенствуйте свою память. - М. : Попурри, 2016. - 256 с.
9. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. - М. : Просвещение, 2001 - 247с
10. Выготский Л. С. Лекции по психологии. Психологические механизмы в детском возрасте. - М. : Говорящая книга, 2012. - 0 с.
11. Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С. Развиваем память. Для детей 4-6 лет. - М. : Олма Медиа Групп, 2014. - 96 с.
12. Земцова О. Н. Развиваем память. - СПб. : Азбука-Аттикус, Machaon, 2014. - с.
13. Зинченко П. И. Вопросы психологии памяти. - М. : Наука, 2009 - 347с
14. Илькевич О. Н. Эйдетика и эйдетизм. Механизм развития интеллекта и мышления у детей дошкольного возраста / О. Н. Илькевич / / Минская школа сегодня. – 2022. – Вып. 4 (235). – с. 61-64.
15. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры/ А. Н. Леонтьев. - М. Просвещение, 2013. - 173с.
16. Матвеев С. Феноменальная память. Методы запоминания информации. - М. : Альпина Паблишер, 2013. - 160 с.
17. Матюгин, И. Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка : Кн. для детей и их родителей / Матюгин И. Ю., Аскоченская Т. Ю., Бонк И. А. - М. : Эйдос, 1996. - 114 с.
18. Наумова О. М. Развиваем внимание и память. Развивающие задания для детей дошкольного возраста. - М. : Доброе слово, 2014. - 64 с.
19. Николаева Л. Тренировка быстрого чтения и запоминания без забывания для всех возрастов. - М. : Рипол Классик, Владис, 2011. – 384 с.
20. Никитина, Т. Б. Самоучитель по развитию памяти (техника скоростного запоминания) – М. : Международное Агентство "A.D. & T.", 2002. – 299 c.
21. Педагог-психолог в дошкольном учреждении : пособие для педагогов-психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / сост. : Е. А. Осипова, Е. В. Белинская. – Мозырь : Белый Ветер,2010. – 87, [1] с. : ил.
22. Постановление Министерства Образования Республики Беларусь № 137. - Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования; национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь; 2019.
23. Романова В. А. Сборник психологических тестов - М. : Генезис, 2013 - 374с
24. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2008. - 713с.
25. Хэнкок Дж. Как тренировать память. Не думайте о памяти - лучше используйте ее на все сто! - М. : Претекст, 2013. - 288 с.
26. Эльконин, Д. Б. Психология игры/ Д. Б. Эльконин. - М. : ВЛАДОС, 2009. - 314с.