МААМ-картинки

Об использовании технологии сторителлинг в курсе программы «Юный эколог»

Ирина Пашкина
Об использовании технологии сторителлинг в курсе программы «Юный эколог»

Применение технологии сторителлинг в содружестве с экологическими методами в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Юный эколог»

Пашкина Ирина Сергеевна, педагог дополнительного образования

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования «Дворец творчества» (г. Красноуфимск)

Публикация «Об использовании технологии сторителлинг в курсе программы „Юный эколог“» размещена в разделах

Образовательный процесс в системе дополнительного экологического образования содержания обеспечивает «погружение» ребенка в мир живой природы через эмоционально-чувственное восприятие взаимосвязи человека с природой.

Кроме того, дополнительное экологическое образование предоставляет широкий выбор разнообразных методов и форм работы, направленных не только на приобретение конкретных экологических знаний и умений, но и на формирование мировоззренческих и нравственных основ [1].

Исходя из потребностей образовательного сообщества, в соответствии с Программой развития учреждения до 2020 года, реализуется дополнительная общеразвивающая программа туристко-краеведческой направленности «Юный эколог» (для обучающихся 6 – 9 лет).

Цель дополнительной общеразвивающей программы «Юный эколог» : формирование у обучающихся экологической культуры на основе экологических знаний и принятия личностно-значимой системы экологических ценностей.

Этапы реализации программы :

1 этап предполагает знакомство с особенностями времен года; растениями, животными и их роли в жизни человека.

2 этап предполагает формирование представлений о городе, стране, в которой живем, среде обитания живых организмов; знакомство с комнатными растениями и способами ухаживания за ними.

3 этап предполагает формирование представлений о лесе и влиянии человека на окружающую среду.

В практической части занятий уделяется внимание изготовлению творческих работ из природного и бросового материала, аппликации, лепке из пластилина и соленого теста, нетрадиционные формы рисования.

Все это ориентированного на развитие творческих способностей и экологических умений (изготовление кормушки для птиц, подбор корма, очистка воды способом фильтрации, сортировка мусора по типу, посадка растений, уход за комнатными растениями, правильная чистка зубов).

Отличительной особенностью программы является подбор специальных экологических методов и приемов формирования отношений (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина) :

- Метод экологической идентификации (с лат. idetificare - отождествлять) заключается в постановке себя на место того или иного природного объекта, погружении себя в ситуацию, в которой находится этот объект.

Метод экологической эмпатии (с греч. empatheia – сопереживание) заключается в стимулировании сопереживания личностью состояния природного объекта, сочувствия ему.

Метод экологической рефлексии (от лат. reflexio - обращение назад) стимулирование осознания личностью того, как ее поведение могло бы «выглядеть» с точки зрения тех природных объектов, «интересы» которых она затрагивает.

Методы перестройки отношений олицетворения в отношения субъектификации:

- Метод сочетания элементов очеловечивания природы с научными представлениями об изучаемых объектах и явлениях при постепенном увеличении последних. Использование игровых ситуаций, где растения жалуются, что им больно, когда их ломают.

Метод эмоционального («нравственного») противопоставления природных объектов человеку. Показать отличие человека от других природных объектов. Можно использовать прием сравнения «нравственных» качеств человека и животных. (Например, в сказках пишут, что волк злой, потому что ест зайцев). Необходимо научно объяснить факты взаимосвязей объектов природы, пользу данной связи для природы.

Метод ознакомления детей с истоками бытующих негативных антропоморфических характеристик некоторых объектов природы. Наделение некоторых представителей живой природы отрицательными характеристиками имеет свои истоки из сказок, легенд и рассказов. Многие из них неправдивы. Здесь следует ознакомить детей с данным животным, его пользой и образом жизни. После чего негативное отношение трансформируется в положительное.

Методы формирования чувства родства с природой:

Метод поиска сходства природных объектов с человеком (физическое, поведенческое сходство и т. п.).

Метод обращения к истокам. Данный метод предполагает использование информации о родственности человека и других природных объектов по происхождению.

Методы формирования эстетических отношений к природе:

- Метод обращения внимания на внешние проявления гармонии природы. Как уже ранее отмечалось, гармония природы, а, следовательно, ее красота на чувственно-наглядном уровне воспринимается посредством зрения, слуха, обоняния без осознания ее сути. Такое восприятие у дошкольников имеет решающее значение.

- Метод раскрытия внутренней гармонии природы. Развитие эстетического восприятия детьми природы идет по пути чувственно-рационального познания – проникновения во внутреннюю гармонию природы. Для педагога ставится задача показать ребенку микромир природы (например, кристаллы воды).

- Метод «сгущения» красоты природы средствами искусства (просмотр полотен художников, чтение художественной литературы, слушание музыки) [2].

Перечисленные методы реализуются в содружестве специальных экологических приемов работы с обучающимися. Одной из них является сторителлинг.

Сторителлинг (storytelling - рассказывание историй) – искусство донесения поучительной информации с помощью знаний, рассказов, историй, которые возбуждают у человека эмоции и размышления.

Основа сторителлинга – это умело выстроенная история из реальной практики или в виде притчи, мифа, который прямо или косвенно можно соотнести с обсуждаемой темой. Сторителлинг, как метод общения и выступлений, был разработан в США, сейчас этот способ воздействия на людей посредством увлекательных рассказов стал широко использоваться в бизнесе, политике, социальных сферах.

Сторителлинг можно применить рассказав притчу о лесе, историю о парке и родниках, которые нуждаются в помощи, интересную историю о деревне и окружающей ее природе.

Существуют определенные правила сторителлинга :

1. Сторителлинг должен затрагивать каждого слушателя. Обращайтесь к каждому присутствующему словом, жестом или взглядом, как бы вовлекая их в свой рассказ.

2. Необходимо использовать фразы, объединяющие вас: «представьте себе», «вы, наверняка, знаете это», «ведь вы понимаете».

3. Вводить в рассказ цитаты, поэтические фразы, метафоричные сравнения, образы.

4. Пользоваться молчанием. Порой тишина оказывает воздействие сильнее, чем любой звук. Предоставьте аудитории возможность остаться наедине со своими мыслями. Расставляйте акценты в своем выступлении и выдерживайте паузы там, где это необходимо.

5. Использовать наглядные примеры, презентации, видео- и аудио-сопровождение. Задействуйте как можно больше органов чувств у ваших слушателей, чтобы добиться максимального внимания и вовлеченности в ваш рассказ.

6. Обязательно продумайте концовку вашего выступления. Лучше всего люди запоминают начало и конец рассказов, поэтому ключевые фразы обязательно должны содержаться в начале, и они же должны завершать выступление [3].

При использовании технологии сторителлинг на занятиях по программе «Юный эколог», у детей появляются положительные эмоции, что способствует творческому самовыражению обучающихся и является хорошим психологическим условием для формирования прочных представлений об окружающем мире, для выработки умственных и практических навыков, а так же влияет на результат образовательного процесса. Результат деятельности воспитанников – творческие работы, театральные представления, а главное, - насыщенные сюжетом игры.

Желание детей развивать игровые сюжеты и решать экологические ситуации после занятий в своей деятельности и дома означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое и спровоцировало продолжение игры и будет перенесено ребёнком в реальную ситуацию.

Таким образом, на основе представлений об окружающем мире, которые дети получают через технологию сторителлинг и чередование ее с другими видами деятельности, могут быть заложены первоначальные формы осознанно правильного отношения к объектам и явлениям природы и экологически целесообразного поведения.

Литература:

1. Ахметшина JI.P. Экологическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – Казань: КГПУ, 2002. - 40 с.

2. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 224 с.

3. Сторителлинг : основные правила [Электронный ресурс] // Edumart.kz : веб-маркет образовательных услуг [сайт]. – URL : https://edumart.kz/ru/article/storitelling-osnovnye-pravila ( дата обращения : 18.10.2017).

Публикации по теме:

«Волшебница вода» — конспект занятия с использованием педагогической технологии программы «Сообщество» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной образовательной деятельности с детьми Педагогическая технология программы «Сообщество» Тема:.

Доклад «Опыт работы по реализации программы С. Н. Николаевой «Юный эколог» в детском саду» Берегите эти воды, эти земли. Даже малую былинку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя… Взаимодействие.

«В гости к бабушке». Итоговое занятие кружка «Юный эколог» во второй младшей группе Программное содержание: образовательные задачи: - закрепить знания детей о домашних птицах (курица, петух, цыплята); - закрепить знания детей.

Конспект итогового занятия по экологии в старшей группе «Юный эколог спешит на помощь» Тема: «Юный эколог спешит на помощь». Цель: показать знания детей о природе, умение применять знания на практике, в проблемной ситуации.

Мастер-класс «Биолог-эколог». Знакомство с профессиями Цель. Знакомство с профессиями, связанными с биологией. Задачи: изучить материалы о разновидностях биологических наук;.

Отчет об экскурсии в Сахалинский краеведческий музей и тематическом занятии в рамках работы кружка «Юный эколог»Отчет об экскурсии в Сахалинский краеведческий музей и тематическом занятии в рамках работы кружка «Юный эколог» Отчет об экскурсии в Сахалинский краеведческий музей и тематическом занятии в рамках работы кружка «Юный эколог» в старшей группе по теме.

Перспективный план по самообразованию «Сенсорное развитие детей второй младшей группы в системе работы «Юный эколог» Дата начала работы 20.09.2016г. Предполагаемая дата окончания работы 30.04.2017 г. Цель: Изучение особенностей сенсорного развития в системе.

Рабочая программа по кружку дополнительного образования «Юный эколог» Видео РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» Составитель: Егорова Ю. А., воспитатель Кукуйского ЦО Пояснительная.

Сценарий развлечения по экологии в подготовительной группе «Юный эколог»Сценарий развлечения по экологии в подготовительной группе «Юный эколог» Необходимые атрибуты, материал: Проектор,демонстрационный материал: комнатные цветы и дикорастущие; цветы, занесенные в красную книгу. Фотографии.

Экологический проект «Юный эколог» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 4 филиал №3 общеразвивающего вида с. Караидель муниципального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Об использовании технологии сторителлинг в курсе программы «Юный эколог»
Опубликовано: 24 ноября 2017 в 19:18
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД