МААМ-картинки

Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям

Марина Баглачёва
Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям

Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей. Воспитание патриотических, духовно - нравственных, социально - коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, в котором они живут. "Без прошлого нет будущего"- гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей: "Ты мира не узнаешь, не зная края своего". Любовь к родному краю, знание его истории - основа духовной культуры всего общества. Как отметил Д. С. Лихачё в: " Культура как растение: у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы пост начинался именно с корней". А корни, как известно, это - малая Родина, её история, культура, быт, уклад, традиции. У каждого человека, безусловно, есть своя малая Родина, свой заветный и милый сердцу уголок, где человек родился, живёт и трудится. Но так ли много мы, а в особенности подрастающее поколение, знаем о прошлом своего края, о родословной своих семей и т. д.? Наверно, не каждый может этим похвастаться. А ведь, чтобы познать самих себя, уважать самих себя - надо знать свои истоки, знать прошлое родного края, гордиться своей причастностью к его истории. На мой взгляд, воспитание патриотизма не возможно без привития любви к малой Родине и особенно важно, чтобы любовь эта прививалась с детского возраста, чтобы дети знали: кто они, откуда их истоки, какова история земли, на которой они растут. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну. Однако, дети, начиная с раннего возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, об особенностях русских традиций, у них складывается равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Поэтому, работу по приобщению детей к русской народной культуре, необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте.

Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям» размещена в разделах

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой : русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в устном народном фольклоре (считалки, стихи, потешки, прибаутки).

Работу по приобщению дошкольников к народным традициям строю на основании следующих подходов:

- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, изобразительная, музыкальная при сохранении приоритета игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную);

- интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор;

- использование взаимодействия в системе "воспитатель-ребенок-родитель", так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности;

- осуществление воспитательной работы на основе традиций родной культуры; обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к народным традициям.

Исходя из условий выделяю четыре направления работы:

- изучение исторического прошлого России и русского народа (позволяет зажечь в детях искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, любовь к родному краю). На занятиях дети узнают откуда пошло название нашей родины; получают представление о – славянах, русичах: их облике, силе, мудрости, ловкости, выносливости, взаимной поддержке. Знакомятся с тем, где и как жили предки, вдохновляются историей нашего края. Происходит знакомство с древнерусской архитектурой по репродукциям, со строительством жилища. Знакомятся с историей народного костюма, его элементами: зипун, душегрея, кафтан, сарафан, косоворотка, рубаха, кушак, кокошник, картуз; с предметами русской избы и бытовыми устройствами наших предков. Народные приметы неразрывно связаны с земледельческим календарем, изучением окружающего мира природы.

По данному направлению в своей работе использую следующие альбомы: «Моя Родина – Россия» (природа и климат; с древних времен до наших дней; большая и малая Родина; народы, костюмы, праздники., «Традиционный русский костюм (история русского национального костюма)», «Моя малая Родина – Богучар», «Природа родного края», а также дидактические игры: «В русской избе» ( цель: знакомство детей кс русской избой, предметами быта, «Укрась одежду» ( цель: закрепить знания детей о традиционном русском костюме, Провожу беседы («Моя Родина», «Герб, флаг, гимн России» и т. д.,

- Устное народное творчество позволяет приобщать детей к нравственным общечеловеческим ценностям, использование всех видов фольклора обогащает лексикон детей, способствует пониманию нравов русского народа. Знакомлю детей с колыбельными песенками, потешками, прибаутками, приговорками, сказками. Знакомимся не только с русскими народными сказками, но и сказками народов мира. Фольклор использую так в режимных моментах, так и во всех видах детской деятельности. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к родине и защите отечества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

- Народные праздники и традиции неразрывно связаны с историей православных праздников, обычаями региона, с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом, играми в которые играли дети несколько веков назад. В работе по данному направлению знакомлю детей с традиционными русскими праздниками, народными играми. Рассказываю детям о празднике Покрова, Пасхи знакомлю с приметами этого дня. Разучиваем приметы, загадки, пословицы об осени. Беседуем о праздновании Нового Года на Руси. Рассказываю о Деде Морозе, Снегурочке. Читаем и обсуждаем русские народные сказки про них. Рассказываю о празднике Масленицы, о том, как он празднуется на Руси, масленичные приговоры, игры, знакомимся с приметами приближения весны, знакомимся с обрядами и традициями русского народа.

- Народные художественные промыслы – эта тема необходима, чтобы познакомить детей с декоративным народным искусством, развивать творческие способности. На занятиях проходит знакомство с древнерусским искусством и рассказы о традициях хохломской, городецкой, жостовской росписи, о художественном гжельском промысле, а также с народными игрушками : филимоновскими свистульками, дымковской и каргопольской игрушками, матрешками. Используются иллюстрации, альбомы из серии «Основы народного и декоративно – прикладного искусства». Именно через художественно-творческую деятельность идёт приобщение дошкольников к истокам русской народной культуре. Детям этого возраста наиболее становятся близки и понятны работы мастеров декоративной росписи, понятно искусство игрушечников. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Работу по приобщению детей к русским истокам использую не только в организованной деятельности, но также и в самостоятельной:

- организация самостоятельной творческой деятельности детей в течение пребывания ребенка в детском саду (рисование, лепка, поделки и др.) .

- организация игровой деятельности детей в течение дня (народные игры, инсценировки сказок, отгадывание загадок);

- занятия по интересам;

- организация выставок детского творчества.

Игры, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми под влиянием понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача взрослых - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление. Постоянно организуют игру «Семья» сами распределяют роли. Детям очень нравятся народные подвижные игры – «Жмурки», «Золотые ворота», «Горелки», а также словесные – «Испорченный телефон», «Краски», «Чепуха», «Колечко».

На прогулках играем в забытые детские игры. Знакомлю детей с разными видами жеребьевки (выбором водящего игры, разучиваем считалки, слова к играм. Играем в такие игры как «Ручеёк», «Горелки», «У медведя во бору», «Заинька, выходи» и т. д.

Так же в приобщении детей к истокам родной культуры велика роль семьи. Именно в семье дети получают первые представления о культуре своего народа, и одним из важных педагогических условий приобщения детей к истокам народной культуры является активное включение родителей в эту деятельность. Семья обладает особыми педагогическими возможностями, которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная и эгоистическая направленность. В своей работе я стараюсь опираться на родителей как на равноправных участников формирования детской личности. Для начала я провела групповое родительское собрание, на котором рассказала о направлениях в работе по приобщению детей к истокам народной культуры. Провела анкетирование родителей. Оно показало, что так или иначе в семье ребенка знакомят с русским устным народным творчеством : читают русские народные сказки, поют колыбельные песни, загадывают загадки, участвуют в народных празднествах и даже рассказывают о некоторых русских народных традициях.

Также родителям оформляю папки - раскладушки «Сказка как способ ознакомления дошкольников с родным краем», «Знакомим детей с родным краем», «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей», «Устное народное творчество - кладезь народной мудрости», а также по тематическим и православным праздникам.

Таким образом нужно как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины.

Публикации по теме:

«Масленицу в гости ждем!» Совместная деятельность по приобщению к народным традициям Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица). Задачи: - обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица»;.

Формирование физического здоровья детей через приобщение к народным играм В общей системе всестороннего развития человека воспитание ребенка занимает важное место. Начиная с дошкольного возраста, закладываются.

Использование светового стола с целью приобщения детей дошкольного возраста к культурным традициям русского народаИспользование светового стола с целью приобщения детей дошкольного возраста к культурным традициям русского народа Здравствуйте, уважаемые коллеги. В конце лета, я участвовала в педагогической Августовской конференции. Хочу поделиться с вами опытом работы.

Консультация «Приобщение детей к народным традициям» В настоящее время растёт интерес к осмыслению укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощённых в самобытных.

Опыт работы по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам и традициям малой Родины и казачества» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание.

Покров Пресвятой Богородицы. Приобщение детей подготовительной группы к духовным традициям. Рассказ, презентация 1. Здравствуйте, ребята. Приближается праздник покрова Пресвятой Богородицы. На протяжении многих столетий 14 октября его празднует православная.

Праздник «Рождество Христово». Приобщение детей к обычаям и традициям русского народаПраздник «Рождество Христово». Приобщение детей к обычаям и традициям русского народа Цель: приобщение детей к обычаям и традициям русского народа. Задачи: - воспитание патриотических чувств через приобщение детей к русским.

Приобщение детей к народным традициям через подвижные игры народов Поволжья посредством интеграции образовательных областей 1. Добрый день, уважаемые коллеги. Наш детский сад представляет вам опыт работы по интеграции ОО в педагогическом процессе. Мы акцентировали.

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в различных видах игровой деятельности Консультация для воспитателей «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в различных видах игровой.

Проект «Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям». Проект «Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям». Выполнила воспитатель подготовительной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям
Опубликовано: 6 февраля 2018 в 21:49
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД