Лучший педагог года

Приобщение ребенка-дошкольника к чтению (3 фото)

Екатерина Тюленова
Приобщение ребенка-дошкольника к чтению

Приобщение ребёнка-дошкольника к чтению.

Опыт работы воспитателя 1 кв. категории Тюленовой Е. Е.

«Люди перестают мыслить,

когда перестают читать» Дидро.

Воспитанию читателя-школьника посвящено немало исследований. Что же касается дошкольника, то здесь дело обстоит сложнее. Вероятно, это связано с тем, что в силу возрастных особенностей его считают не читателем, а слушателем. А ведь именно в дошкольном возрасте формируются стереотипы читателя.

Публикация «Приобщение ребенка-дошкольника к чтению» размещена в разделах

Любовь к искусству, литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы останутся с ними на долгие годы.

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.

Известно, что дошкольное детство - определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг.

В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

Итак, любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, оценивает его, а значит, является читателем. Если не заниматься воспитанием дошкольника как читателя, чтение может принести ему вред, закрепить в его сознании неадекватные стереотипы.

В ходе проведённого в начале года мониторинга с детьми второй младшей группы и бесед, направленных на выявление читательского интереса было установлено, что читают детям дома мало, заменяя чтение просмотром мультфильмов. Дети плохо знают детскую литературу. Поэтому было решено усилить работу в этой области. Работа велась по трём направлениям – работа с детьми, работа с родителями, работа с узкими специалистами.

Планируя работу с детьми, мы опирались на следующие воспитательные задачи:

• Расширение круга читательских интересов дошкольников, знакомство с высокими образцами искусства (воспитание разностороннего читателя);

• Формирование готовности к полноценному восприятию прочитанного, воспитание вдумчивого, заинтересованного читателя.

В план работы с детьми по формированию читательского интереса были включены следующие мероприятия:

звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, разыгрыванием по ролям.

- Экскурсии в библиотеку (1 раз в месяц. Тематику определяли совместно с работниками библиотеки). Основными задачами этой деятельности было познакомить детей с «хранилищем» книг, с детскими авторами. Каждая экскурсия была посвящена творчеству отдельного автора («В царстве дедушки Корнея», «Наш Пушкин», «С. В. Михалков – детям» и др.). Во время экскурсий дети познакомились с яркими представителями отечественной детской литературы, слушали записи, на которых авторы сами читают свои произведения.

- Беседы с детьми. В индивидуальной или групповой беседе детям задавались следующие вопросы: «Читают ли тебе дома родители? Как часто? Какую книгу ты слушал на этой неделе? Есть ли у тебя любимые книги? Какие? Просишь прочитать еще раз? Какие? Какие книги тебе не нравятся? Почему?». Два-три раза в неделю во время утренней беседы проводились пятиминутки «Что мы читаем?». Один-два ребенка рассказывают о том, что им вчера читали, понравились ли им книга и почему. В ходе таких пятиминуток детей учили анализировать, оценивать прочитанное, причем не только сюжет, но и героев, замысел автора, идеи. Каждый ребенок анализирует, что полезного он приобрел в ходе чтения : узнал что-то новое, захотел стать лучше, научился что-то делать и т. д.

- Творческие задания: придумать продолжение сказки; домыслить судьбу литературных героев; сочинить устное письмо герою литературного произведения и ответ на него; объединить героев разных литературных произведений в одно произведение, например, сочинить сказку, в которой героями являются Буратино, Кот в сапогах и Красная Шапочка. Проводились игры «Герои сказки в необычной обстановке», «У нас в гостях герои любимой книги». (Один ребенок объявляет себя героем литературного произведения. Остальные дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить от лица выбранного персонажа.)

- При проведении непосредственной образовательной деятельности по другим областям использовался такой прием как введение литературного героя. На разных занятиях он приходит из разных книжек. Литературный герой знакомит детей с различными темами, задает вопросы, играет с детьми.

При планировании работы с родителями мы попытались решить следующие воспитательные задачи:

• Познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников-читателей, позитивными и негативными стереотипами.

• Расширить их представления о детской литературе.

•Научить руководить воспитанием детей как читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ.

Для родителей были разработаны консультации «Растим читателя», «Возрастные особенности дошкольника-читателя», индивидуальные беседы, круглые столы на темы «Стихи и сказки С. Михалкова», «Мудрый волшебник С. Маршак», «В мире героев Н. Носова». На первом родительском собрании было проведено анкетирование родителей по выявлению читательской культуры в семье. Каждую неделю предоставлялся перечень книг, которые можно прочитать ребёнку на выходных.

Работа с узкими специалистами включала в себя использование литературных текстов при проведении непосредственной образовательной деятельности (например, пропевание потешек «Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом», «Петушок, петушок маслена головушка» и т. д.)

При проведении мониторинга и обобщающих бесед с детьми в конце года нами была отмечена положительная динамика. Дети свободно называли фамилии и имена детских авторов, могли назвать хотя бы одно-два его произведения. Было отмечено, что детям стали больше читать дома. Данную работу мы планируем продолжить на следующий год. Включить в нее знакомство с зарубежными авторами и их произведениями.

Приобщение ребенка-дошкольника к чтению
Фото №1 Приобщение ребёнка дошкольника к чтению Фото №2 Опыт работы воспитателя кв
Публикации по теме:

«Приобщаем дошкольника к чтению» — круглый стол для родителей«Приобщаем дошкольника к чтению» — круглый стол для родителей В век современных технологий, компьютерных игр и активного внедрения интернета в каждую семью, мы, педагоги, столкнулись с такой проблемой.

Презентация для воспитателей. «Вхождение ребенка в книжную культуру»Презентация для воспитателей. «Вхождение ребенка в книжную культуру» Презентация для воспитателей. «Вхождение ребенка в книжную культуру» В отечественной науке детское чтение рассматривается как важнейший.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение ребенка-дошкольника к чтению
Опубликовано: 14 октября 2013 в 19:01
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД