Проблема преемствености между дошкольным и школьным начальным образованием

Светлана Веселко
Проблема преемствености между дошкольным и школьным начальным образованием

Проблема преемственности не нова. Все правительственные документы, касающиеся воспитания и обучения подрастающего поколения, научно-методическая литература, выступления педагогов рассматривают преемственность между двумя звеньями образования как основное средство его непрерывности.

Что же такое преемственность?

Преемственность – как закономерность развития предполагает связь того, что достигнуто, и того, что служит дальнейшему развитию.

Преемственность обеспечивает непрерывность развития не на основе сплошного отрицания старого, а на основе аккумулирования самого существенного из пройденных стадий.

Первым шагом к решению проблемы преемственности является система непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Главная задача в осуществлении преемственности – согласованность целей дошкольного и школьного начального образования. Следующее направление в осуществлении преемственности – согласованность в содержании обучения, - выбор программ, учебных пособий, которые естественным образом переходили бы от дошкольника к младшему школьнику.

Статус государства образовательного учреждения позволяет создать условия для совершенствования содержания образования и поиска новых технологий, осуществлять принцип преемственности учебно-воспитательного процесса между детским садом и школой.

Для осуществления преемственности в нашей прогимназии №1 разработана «Программа действий по реализации преемственности по схеме: детский сад – начальная школа».

Цель программы – обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на протяжении процесса получения образования в прогимназии.

Реализация преемственности между звеньями детский сад – начальная школа обеспечивает создание системы непрерывного образования с учетом:

- сохранения самоценности каждого возрастного периода развития ребенка, его готовности к школьному обучению (на дошкольной ступени образования);

-опоры на уровень достижения дошкольного детства; сформированость умений учиться; освоение новых форм взаимодействия с окружающим миром (на начальной ступени);

- то, что вся работа с учащимися прогимназии исходит из принципа «не навреди», и направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка.

Одними из существенных результатов преемственности связей между звеньями обучения мы ставим: развитие ведущей деятельности каждого периода детства (игровой – в дошкольном; учебной – в младшем игровом возрасте). Как важного фактора в психологическом и личностном развитии ребенка и его безболезненной адаптации к последующей ступени образования.

В дошкольном возрасте особое внимание мы обращаем формированию психологической готовности к школе, развитию восприятия, воображения, художественно-творческой деятельности, работе по воспитанию нравственно-волевых качеств, самостоятельности, инициативности.

В начальной школе мы уделяем особое внимание на диагностику и целостное развитие способностей младшего школьника, формирование умения, мотивов и желания учиться; на овладение элементами творческой самореализации, на культуру речи, поведения, основы личной жизни и здорового образа жизни.

Осознавая актуальность проблемы преемственности, мы решили рассматривать её в разных аспектах:

- создание необходимых условий для непрерывного обучения;

- создание целостной системы воспитательно-образовательной работы д/с и начальной школы;

- расширение физкультурно-оздоровительной работы;

- формирование педагогического коллектива как профессионального, творчески работающего в режиме осуществления педагогических идей;

- оптимизация психолого-педагогического просвещения родителей.

Непрерывное обучение мы осуществляем с целенаправленного выбора новых и аналитического пересмотра уже имеющихся программ, а так же поиска связующих звеньев.

Проблема преемственности в содержании программы обучения детей детского сада и начальной школы возникла при анализе современных требований к уровню образования. Проблема состоит в том, что, обучаясь по традиционным программам, дети нередко теряют темпы интеллектуального развития, учебную мотивацию, творческие способности. Сегодня без занятий, способствующих развитию интеллекта уже невозможно представить процесс подготовки ребенка к школе. Детей можно и нужно учить мыслить. «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применить». Отсюда возникла необходимость выбора и создания условий для реализации новых программ, методик.

Выбор образовательной системы «Школа 2100» делает нашу идею реальной. Работа, по этой программе начатая в 1998г, позволила нам осуществить преемственность воспитания в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста, создать систему диагностики коррекционной работы, отладить единый подход в работе педагогов, медработников, перейти к личностно- ориентированному обучению, сохранить адаптационный период у детей. Что такое «Школа 2100»? Во-первых, - это образовательная программа; во-вторых, - это образовательные технологии; в-третьих, - единый комплекс учебников и пособий. Цель программы «Школа 2100» - выращивание функционально – грамотной личности, для которой главное – не набор знаний, а умение ими пользоваться, «решать самые разные жизненные задачи, оставаясь при этом человеком».

В сентябре-октябре каждого года мы планируем:

1. Диагностирование первоклассников и детей подготовительной группы психологом.

2. Составление учителями 1-х классов таблицы развития общеучебных умений.

3. Творческая встреча воспитателей детского сада, выпустившую подготовительную группу и учителей начальных классов, набравших 1-е классы.

В апреле-мае состоится очередной семинар теоретического и практического характера по теме: Психолого-педагогические основы преемственности в работе детского сада и школы по воспитанию нравственности. В программу семинара были включены следующие мероприятия:

1. Обсуждение

- нравственные качества старших дошкольников;

- формирование положительных чувств и эмоций у дошкольников;

- формы современной работы учителей и воспитателей по предупреждению пед. запущенности;

- проблемы преемственности дошкольного и начального образования;

- основы организации успешного обучения и воспитания дошкольников и младших школьников.

Кроме совместных семинаров в прогимназии №1 по проблеме преемственности в этом году проводили:

1. Экскурсии дошкольников в первый класс прогимназии №1; посещение музея, музыкального, физкультурного залов, компьютерного класса.

2. Знакомство учителей будущего 1 класса со своими воспитанниками.

3. Проведение мероприятий, организуемых школой: театр для дошкольников.

4. Совместная выставка детских работ учеников 1 класса и подготовительной группы.

5. Присутствие на торжественной линейке детей подготовительной группы.

6. Приглашение учеников начальных классов на новогодний карнавал.

7. Совместные туристические походы.

Публикации по теме:

Сотрудничество дошкольного учреждения и общеобразовательной школы в вопросах преемственности в условиях введения ФГТ и ФГОС Тема : «Сотрудничество дошкольного учреждения и общеобразовательной школы в вопросах преемственности обучения в условиях введения ФГТ и.

Образовательный проект «Преемственные связи между ДОУ, школой и родителями будущих первоклассников». Презентация Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию образовательного проекта: Преемственные связи между ДОУ,школой и родителями будущих.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Проблема преемствености между дошкольным и школьным начальным образованием
Опубликовано: 13 ноября 2013 в 10:17
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...