Лучший педагог года

Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Наталья Идрисова
Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социальная реабилитация получила в последние годы большое признание. В современной науке существует значительное количество подходов к теоретическому осмыслению проблем социальной реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями. Социальная реабилитация понятие широкое и емкое. Оно включает в себя адаптацию и приспособление к самому себе, адаптацию в обществе, в окружающей среде. Понятие «социальная реабилитация» характеризуется в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивида в качестве активного субъекта общественных отношений. Непременным условием социальной реабилитации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием. Социальная реабилитация личности – это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека как подлинного субъекта общественных отношений. Процесс социальной реабилитации – это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений. Под социальной реабилитацией понимается процесс социального становления человека, который включает в себя усвоение индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Реабилитационная деятельность включает:

Публикация «Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

• Развитие духовных и физических способностей ребенка;

• Содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему;

• Обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны, как допускающие обучение лишь практическим навыкам;

• Содействие в выполнение соответствующей деятельности, при невозможности получения прогрессивного образования (при выполнении неквалифицированной помощи);

• Установление реального и более комфортного контакта с внешним миром;

• Поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а так же духовного равновесия;

• Облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни;

• Необходимость включения в процесс реабилитации и адаптации не только детей, как пациентов, но и членов его ближайшего окружения;

Социальная реабилитация осуществляется в двух направлениях:

- Социально-бытовая

- Социально-средовая

Социально-бытовая адаптация – процесс и результат приспособление инвалида в условиях ближайшего социума.

Социально-бытовое обучение – восстановление с целью обеспечения незначительной независимости. Она включает также привития навыков хозяйственно-бытовой деятельности.

Какие проблемы возникают в процессе социальной реабилитации детей-инвалидов?

Прежде всего, это социальные проблемы.

- Недостаточные формы социальной поддержки, недостаточность здравоохранения, образования, культуры, бытового обслуживания, отсутствие надлежащей архитектурной среды.

- Нарушение связей ребенка с ограниченными возможностями с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

- Ребенок, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей;

- Социальные проблемы иного порядка связаны с региональными условиями с наличием или отсутствием спецшкол, специальных реабилитационных центров, специалистов-дефектологов в местах проживания семей, где есть ребенок инвалид.

Социальные условия :

- Психологический климат семьи, семейное воспитание условия воспитания и развития ребенка

- развитие ребенка вне семьи (детский сад, школа, улица, сверстники, и т. д.)

Контакт со сверстниками, усвоение опыта, формирование мотивации – побуждения материи к участию в процессе развития.

- Психологи могут помогать детям, улучшая их психологическое состояния, тормозя нежелательные реакции, вырабатывая нормативные свойства.

- Педагог, или воспитатель, оказывая целенаправленное влияние на жизнь ребенка в семье, коллективе сверстников, школе в целом и вне ее.

- Должна быть реабилитирована собственная потенциальная активность ребенка.

Эффективность реабилитации определяется не мерой соответствия заранее заложенным эталоном «нормы», как принято в клинической практике, а становлением его способности к дальнейшей самореализации, саморазвитию. Следовательно, важен диалог и подлинное сотрудничество с ребенком.

Таким образом, мы делаем вывод:

1. Социальная реабилитация это сложный процесс продолжительный в течение всей жизни человека и взаимодействие его с обществом, т. е. его интеграции.

2. Дети с ограниченными возможностями сталкиваются со следующими проблемами :

-недостаточные формы социальной поддержки, недостаточность здравоохранения, культуры, бытового обслуживания.

-нарушение связей ребенка с ограниченными возможностями с миром, в ограничении общения с природой, недостаточности ряда культурных ценностей и образования.

-отсутствие спецшкол и реабилитационных центров, специалистов дефектологов в местах проживания семей имеющих детей с ограниченными возможностями.

-проблема неравенства возможностей.

В решении этих проблем проводится работа социальных служб направленная на реабилитацию детей с детским церебральным параличом.

Большую часть времени проводят на занятиях лечебной физической культуры.

Лечебная физическая культура – составная часть медицинской реабилитации больных, метод комплексной функциональной терапии, использующий физические упражнения как средство сохранения организма больного в деятельном состоянии, стимуляции его внутренних резервов в предупреждении и лечении болезней, вызванных вынужденной гиподинамией

Средства лечебной физической культуры – физические упражнения, массаж, закаливание, пассивная гимнастика (мануальная терапия, трудовые процессы, организация всего двигательного режима больных с ДЦП.

Практически лечебная физкультура – это, прежде всего терапия регуляторных механизмов, использующая наиболее адекватные биологические пути мобилизации собственных приспособительных, защитных и компенсаторных свойств организма для ликвидации патологического процесса. Вместе с двигательной доминантой восстанавливается и поддерживается здоровье. Активный двигательный режим и положительные эмоции служат источником энергии для самозащиты организма на всех уровнях его жизнедеятельности, как в норме, так и при патологии.

Положительный эффект, который наблюдается при использовании средств лечебной физкультуры у больных с ДЦП, является результатом оптимальной тренировки всего организма. Принципы и механизмы развития тренированности совершенно одинаковы как в норме, так и при патологии. Для получения положительного реабилитационного эффекта у детей с ДЦП необходима продолжительная и упорная работа. Задачи ЛФК в период остаточных явлений:

снижение гипертонуса приводящих мышц и мышц сгибателей, укрепление ослабленных мышц; улучшение подвижности в суставах, коррекция порочных установок ОДА;улучшение координации движений и равновесия;

стабилизация правильного положения тела, закрепление навыка самостоятельного стояния, ходьбы; расширение общей двигательной активности ребенка, тренировка возрастных двигательных навыков;

обучение вместе с воспитателями и родителями самообслуживания, усвоению основных видов бытовой деятельности с учетом умственного развития ребенка.

Для решения поставленных задач используются следующие группы упражнений:

упражнения на расслабление, ритмичное пассивное потряхивание конечностей, маховые движения, динамические упражнения;

пассивно-активные и активные упражнения из облегченных исходных положений (сидя, лежа, упражнения на мяче большого диаметра;

упражнения с предметами под музыку, переключение на новые условия деятельности, развитие выразительности движений; упражнения в различных видах ходьбы: высоко, низко, «скользко», «жестко», с подталкиванием; упражнения для головы в и. п. сидя, стоя;

принятие правильной осанки у опоры со зрительным контролем; упражнения в различных исходных положениях перед зеркалом;

упражнения для развития и тренировки основных возрастных двигательных навыков: ползание, лазание (по скамейке, бег, прыжки, (вначале на мини-батуте, метания; упражнения в движении с частой сменой исходного положения;

игровые упражнения «как я одеваюсь», «как я причесываюсь» и т. д.

Формирование движений должно производиться в строго определенной последовательности, а именно: начиная с головы, затем идут руки – туловище, руки – туловище – ноги и совместные двигательные действия. При этом движения руками и ногами должны выполняться сначала в крупных суставах (плечевом и тазобедренном, затем постепенно захватывать средние суставы (локтевой и коленный) и далее смещаться к лучезапястному и голеностопному. При наличии сопутствующих деформаций ОДА (контрактуры, укорочения конечностей, остеохондропатия, сколиозы, остеохондрозы, соматических заболеваний спектр задач расширяется с учетом имеющейся патологии.

В период остаточных явлений расширяется комплекс средств лечебной физкультуры. В программу физической реабилитации включены массаж, прикладные виды физических упражнений, трудотерапия, гидрокинезотерапия, физиотерапия (теплолечение, электрофорез, УВЧ, иппотерапия, ортопедия (ходьба в лангетах, ортопедических ботинках, космическом костюме «Адели»). Объем суточной двигательной активности детей по мере роста и развития постепенно возрастает.

Применение средств ЛФК в системе реабилитации оказалась весьма эффективным, и вызвало значительный интерес к теории и практике их использования. Дальнейший прогресс ЛФК обусловлен углублением медицинских представлений и клинико-физиологических основах метода и накопившимся опытом работы, знание которых приводят к убеждению о необходимости лечебной физической культуры.

Публикации по теме:

Знакомим с пейзажем детей и подростков с ограниченными возможностями здоровьяЗнакомим с пейзажем детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Работая с детьми и подростками с ограниченными возможностями, хочется сделать всё возможное, чтобы помочь им адаптироваться в социуме. Организуя.

Конспект занятия для детей 3–4 лет с ограниченными возможностями здоровья «Домашние животные» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 3-4 лет с ограниченными возможностями здоровья «Домашние животные» Задачи:.

Познавательная беседа «Наш край — Урал» для детей 6–7 лет с ограниченными возможностями здоровья Цель: систематизация и обобщение знаний детей о Южном Урале, как о родном крае. Задачи: 1. Расширять знания детей о разнообразии и красоте.

Консультация «Психологическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья» Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) даёт возможность посещения дошкольниками.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУПсихолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Одной из задач нашего детского сада является расширение образовательного пространства за счет включения детей с ограниченными возможностями.

Развлекательное мероприятие для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ежели вы вежливы» Цель мероприятия: создание благоприятных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья для усвоения норм и правил поведения в.

Роль праздника в социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями Соц. педагоги ГБУ СО «ВРЦ» Вартанова Ю. И. Каергужа С. А. В число основных психофизических отклонений в становлении личности детей с ограниченными.

Сопровождение в МБДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья Сопровождение в МБДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья (МБДОУ № 22 "Сказка", г. Сургут, ХМАО-Югра). Образовательная деятельность.

Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья как средство социальной адаптации Дети, поступающие в детский сад, совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию. Большинство.

Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 6 ноября 2015 в 15:00
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД