МААМ-картинки

Проект «Азбука профессий» в подготовительной группе

Назарова Марина Владимировна
Проект «Азбука профессий» в подготовительной группе

Информационная карта проекта

«"Азбука профессий

П/н Раздел Содержание

1. Направленность проекта Формирование профориентации дошкольников

2. Тема Ознакомление с профессией военный

3. Автор

4. Руководитель

5. База проекта

6. Сроки долгосрочный

7. Тип проекта Педагогический

Публикация «Проект „Азбука профессий“ в подготовительной группе» размещена в разделах

8. Аннотация Проект создан и применен на базе нашего детского сада, в преддверии праздника День защитника Отечества с целью формирования у детей профориентационной компетентности с учетом активного участия всех субъектов учебно-воспитательного процесса в совместной деятельности. Проект включает в себя три этапа: диагностический, основной, контрольно-измерительный, предполагает продолжительность реализации 2 недели.

9. Ресурсы Нормативно– правовая база:

• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российско4й Федерации»;

• ФГОС ДО

• Устав ОУ;

Методическая база:

диагностические методики:

• личностный тест;

• методики обследования словаря детей;

Кадровое обеспечение:

• педагоги-воспитатели;

• методист детского сада;

• музыкальный руководитель

• хореограф

• инструктор ФИЗО

Технические и материальные ресурсы:

• наглядные материалы;

• дидактические игры;

• материалы для работы с родителями;

• компьютер, проектор;

• Музыкальный зал.

10. Цель Расширение представлений дошкольников о труде взрослых, его результатах в общественной значимости для человека

11. Задачи 1. Выявить теоретические основания проблемы проекта на основе изучения и обобщения научно-методических источников.

2. Разработать план реализации проекта по этапам.

3. Сформулировать критерии, показатели результативности реализации программы основного этапа реализации проекта.

4. Представить возможные риски при использовании комплекса мероприятий и пути их минимизации.

5. Выявить уровень знаний о профессиях у детей старшего дошкольного возраста в данном ДОУ;

6. Выявить результат реализации проекта на основе использования: методик, опросников, наблюдений.

7. Составить методические рекомендации для педагогов и родителей;

8. Разработать прогноз, перспективу реализации проекта.

9. Презентовать продукт реализации проекта.

12. Предполагаемый результат 1. Созданы благоприятные педагогические условия для формирования у детей профориентационной компетентности;

2. Выявлен уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о различных профессиях;

3. Сформулированы критерии и показатели результативности, риски;

4. Родители являются активными участниками воспитательного процесса.

14.

Оригинальность

• Данный проект содержит комплекс диагностических методик, который позволяет оценить знания дошкольника о различных профессиях, а также, исходя из направлений диагностики, определяет программу работы педагогов по формированию знаний о профессиях.

Пояснительная записка

Ознакомление дошкольников с профессиями очень актуальна на современном этапе, играет важную роль в установлении контактов со взрослым миром. Для того, чтобы ребенок осознано сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо максимально познакомить с количеством профессий, начиная с ближайшего окружения, с профессиями своих родителей и людей, хорошо им знакомым, чей труд они наблюдают изо дня в день.

Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Мы должны помочь ребенку с детства обрести целостное представление о любимой профессии, доставляющей радость ему самому и приносящую пользу детям. И наша задача, как педагогов правильно направить такие желания от игры к реальной взрослой жизни, показать малышу всю правильность выбора такой профессии.

Огромный комплекс мер разрабатывается на основе кадровой политики страны в целом, отрасли, региона, конкретного предприятия или организации, и реализуется специалистами (профориентаторами, педагогами, психологами) через различные занятия и мероприятия (экскурсии, игры, беседы и т. п.).

Наша задача, как педагогов – дошкольников, через профориентационные мероприятия сформировать допрофессиональное самоопределение воспитанников. Ранняя профориентация призвана :

- дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

- сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

Основная идея разработки и реализации проекта заключается в том, что использование разнообразных форм, методов, средств и видов деятельности социально-коммуникативной направленности позволяет развивать и стимулировать речь дошкольников, знакомить их с профессиональными обязанностями в рамках различных профессий, учит переносить действия из игровой среды в дальнейшую взрослую жизнь, формирует чувство патриотизма.

План реализации проекта

Этапы Содержание

1 этап Диагностический

Цель: выявление уровня профориентационной компетентности дошкольников.

Сбор информации для изучения психолого-педагогической литературы, подбор методик для диагностики профориентационной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

2 этап Основной

Цель: формирование профориентационной компетентности в благоприятных педагогических условиях.

На основе полученных данных, использование различных форм, методов и средств работы.

3 этап Контрольно-оценочный

Цель: Определение результатов проекта.

Подведение итогов внедрения основного этапа реализации программы, повторная диагностика уровня сформированности профориентационной компетентности детей старшего дошкольного возраста; подготовка к презентации проекта, оформление продукта проекта.

Этапы реализации проекта

Этап Содержание

1 этап Задачи:

1. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме проекта.

2. Выбрать инструментарий диагностики.

3. Использовать диагностические методики.

4. Обработать полученные результаты.

Используемые методики:

Цель: выявить уровень сформированности профориентационной компетентности.

1. Методика «Будь внимательным».

Цель: проверка знаний о различных профессиях

2. Методика «Назови одним словом».

Цель: проверка умения обобщить одним словом предметы и изображения на картинках, сгруппированные по функциональному признаку.

3. Методика «Расскажи, какой».

Цель: диагностика умений ребенка использовать при описании предметов (игрушек) слова, обозначающие существенные признаки.

4. Методика «Подумай и скажи».

Цель: выявление умения ребенка устанавливать причинно-следственную зависимость, рассуждать.

5. Методика «Найди ошибку»

Цель: проверка знаний о профессиях с помощью сюжетных картинок и заданий - ребусов.

6. Д/игра «Кто где работает?»

Цель: выявить знания детей о месте работы по картинкам - ребусам.

Показатели результативности:

• подобрана и проанализирована психолого-педагогическая литература по теме проекта;

• выявлен уровень развития профориентационной компетентности на начальном этапе реализации проекта;

• сформулированы направления деятельности для второго этапа реализации проекта.

2 этап Основной

Задачи:

1. Разработать план мероприятий, способствующих формированию профориентационной компетентности.

2. Замотивировать дошкольников к усвоению новых форм и способов сюжетно-ролевой игры, расширять словарный запас.

3. Включить в воспитательный процесс родителей дошкольников.

Шаги реализации:

• организация сюжетно-ролевых игр («На пожаре»; «В магазине», «Аптека (больница)», «Парикмахерская», «Автопарк» и т. д.).

• вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов;

• введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач;

• беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры;

• обогащение представлений детей о различных профессиях;

• использование педагогом специальных игр и упражнений, способствующих практическому закреплению знаний о профессиях дошкольниками;

Использование обучающих ситуаций:

1. Ситуации-иллюстрации.

Взрослыми разыгрываются простые сценки из жизни детей. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного применения правил на практике.

2. Ситуации-упражнения.

Ребенок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Использовать такой вид игровых обучающих ситуаций целесообразно с детьми среднего дошкольного возраста.

3. Ситуации-проблемы.

Участие дошкольников в таких ситуациях способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять своё игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребёнок находится в активной действующей позиции.

4. Ситуации-оценки.

Целесообразно начинать использовать ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

Показатели результативности:

• разработан план мероприятий, способствующих формированию профориентационной компетентности дошкольников;

• проведен комплекс мероприятий по профориентации;

• получена обратная связь о результатах проведенных мероприятий.

3 этап Задачи:

1. Выбрать инструментарий диагностики.

2. Использовать диагностические методики.

3. Обработать полученные результаты.

4. На основе полученных данных составить рекомендации для дальнейшей работы педагогов.

5. Составить отчет о проделанной работе.

Используемые методики:

1. Методика «Будь внимательным».

Цель: проверка знаний о различных профессиях.

2. Методика «Назови одним словом».

Цель: проверка умения обобщить одним словом предметы и изображения на картинках, сгруппированные по функциональному признаку.

3. Методика «Расскажи, какой».

Цель: диагностика умений ребенка использовать при описании предметов (игрушек) слова, обозначающие существенные признаки.

4. Методика «Подумай и скажи».

Цель: выявление умения ребенка устанавливать причинно-следственную зависимость, рассуждать.

5. Методика «Найди ошибку»

Цель: проверка знаний о различных профессиях с помощью сюжетных картинок и заданий - ребусов.

6. Методика «Модель трех вопросов».

Цель: формирование навыка получения информации на интересующие воспитанников темы из различных источников.

7. Д/игра «Кто где работает?»

Цель: выявить знания детей о месте работы с помощью сюжетных картинок и заданий - ребусов.

Показатели результативности:

• повышение уровня сформированности профориентационной компетентности;

• составлены рекомендации для дальнейшего развития профориентационной компетентности дошкольников;

• составлен отчет о проделанной работе.

Возможные риски и мероприятия по их минимизации

Риски Минимизация

Риск 1: Слабая заинтересованность детей и родителей. Стимулирование детей и родителей через публикации на страницах сайта ДОУ, объявления благодарности в бегущей строке и на доске почета группы.

Риск 2: Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие. Индивидуальная работа с детьми и родителями.

Риск 3: недостаточная разработанность проекта Разработку проекта осуществлять совместно со вторым воспитателем, готовым в любой момент прийти на помощь.

Критерии и показатели результативности

Критерии Показатели

Познавательный • Формирование и закрепление знаний о различных профессиях;

• Обогащение словарного запаса, овладение способами словообразования.

Эмоционально-

волевой • эмпатия и желание помочь другому;

• Умение уважительно относиться к людям военных профессий.

• Умение принимать и оказывать помощь.

Деятельностный • умение работать в группе, уважать деятельность других детей.

Продукт проекта

1. Комплекс методических рекомендации для педагогов по формированию профориентационной компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

2. Комплекс дидактических игр на формирование знаний о профессиях.

3. Комплекс сюжетно-ролевых игр на формирование у дошкольников знаний о трудовых обязанностях людей разных профессий.

4. План мероприятий, способствующих формированию профориентационной компетентности.

Прогноз и перспектива

Проект «Азбука профессий» может быть реализован в любых дошкольных образовательных учреждениях, так как тема профориентации всегда остается актуальной. В ходе реализации проекта созданы качественные условия для формирования предпосылок успешного обучения ребенка в школе (сформированности произвольности, развития речи и коммуникативной компетенции). Донесли до родителей важную мысль: старший дошкольник готовится принять новую роль – позицию школьника, имеющего круг важных обязательств и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольником положение в обществе, выражающееся в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе.

А также, можно отметить, что методики, представленные в проекте, могут быть модифицированы и адаптированы под конкретную группу детей, а также педагогами НОО.

Литература:

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. 2002 г.

2. Алябьева Е. А. «Поиграем в профессии». 2014 г.

3. День работой весел: Пословицы и поговорки о труде. «Детская литература»

4. Крухлет М. В. Дошкольник и рукотворный мир. 2003 г.

5. Нефедова К. П. Инструменты. Какие они? 2005 г.

6. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. 2005 г.

7. Степанов В. А. Профессии. Когда я вырасту. 1998 г.

8. Шорыгина Т. А. «Профессии. Какие они?». 2005 г.

9. «Сказки о профессиях».

10. Шалаева Г. П. Большая книга профессий для самых маленьких. 2005 г.

11. Жаренкова Н. З «Знакомимся с профессиями». 2014 г.

Приложение № 1

МОДЕЛЬ ТРЕХ ВОПРОСОВ

Что знаем? Что хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?

Игнат С.

Знаю, что есть профессия строитель, они строят дома. Хочу узнать о разной строительной технике.

Спросить у папы

Егор. С.

Я часто по телевизору вижу, как полицейские арестовывают преступников. А чем еще занимаются полицейские? Спрошу у папы, мамы, посмотрю в компьютере.

Илья. Т.

Знаю, что есть профессия – пожарный. Они тушат пожары в домах и в тайге. Хочу узнать, что так быстро помогает пожарным добраться до пожара? Пойдем с бабушкой в библиотеку и спросим у Елены Геннадьевны.

Данил. О.

Знаю о профессии тракториста.

Тракторист на своем тракторе пашет весной землю. Хочу узнать, что тракторист делает зимой, пахать ведь нельзя.

Спрошу у сестры

Сережа М.

Знаю, что существует профессия повара. Повара нашего сада готовят вкусную еду. Хочу узнать, кто придумывает разные блюда в развлекательном центре. Прочитаю с мамой в энциклопедии, спрошу у дедушки.

Маша Н.

Каждый день по телевизору я слышу прогноз погоды. Хочу узнать о том, кто и как узнает о погоде. Спрошу у мамы, папы и у дедушки.

Аня П.

Знаю. что учит в школе детей. Я скоро пойду в школу и хочу узнать, а что еще делает учитель в школе? Спрошу у нашей заведующей и у воспитателей.

Ксюша Н. Я знаю, что есть разные врачи, есть зубной врач.

Хочу узнать о зубном враче, какие у него инструменты и еще бывает ли так что лечат зубы без боли?

Спрошу у мамы, попрошу отвести к зубному врачу и точнее узнаю там.

Публикации по теме:

«Азбука безопасности». Долгосрочный познавательно-игровой проект в младшей разновозрастной группе«Азбука безопасности». Долгосрочный познавательно-игровой проект в младшей разновозрастной группе Выполнил: воспитатель, Гунькина В. В. Актуальность: Дети с самого раннего возраста для собственной безопасности должны чётко знать правила.

Фотоотчет тематической недели «Мир профессий» в подготовительной к школе группеФотоотчет тематической недели «Мир профессий» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет о тематической неделе "Мир профессий" в подготовительной к школе группе. Цель:.

Информационный проект «Азбука безопасности» для детей подготовительной группы детского садаИнформационный проект «Азбука безопасности» для детей подготовительной группы детского сада Гульназ Шагабутдинова. Информационный проект "Азбука безопасности" для детей подготовительной группы детского сада. Тип проекта: обучающий,.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Остров профессий. Счёт от 1 до 10. Геометрические фигуры»Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Остров профессий. Счёт от 1 до 10. Геометрические фигуры» Цель: Познакомить детей с профессиями. Закрепить знания дошкольников по математике. Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное.

Конспект занятия «Знакомство детей с необычными видами профессий» в подготовительной группеКонспект занятия «Знакомство детей с необычными видами профессий» в подготовительной группе Наименование дошкольной организации: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 34 х. Павловского Конспект.

Перспективный план кружковой работы в подготовительной к школе группе «Удивительный мир профессий» Перспективный план кружковой работы в подготовительной к школе группе. «Удивительный мир профессий». Пояснительная записка. В жизни каждого.

Проект «Азбука здоровья» для детей средней, старшей, подготовительной групп Аннотация к проекту «Азбука здоровья» «Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости.»Народная мудрость.

Проект «Азбука здорового питания» в средней группе муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 411», Кировский район 630088, г. Новосибирск.

Проект «Сюжетно-ролевые игры в первой младшей группе «Увлекательное путешествие в страну профессий» Выполнила воспитатель МБДОУ "ЦРР - д/с № 45" Безмельницына Н. В. Проект на тему: Сюжетно – ролевые игры в первой младшей группе «Увлекательное.

Проект в средней группе «Мир профессий»Проект в средней группе «Мир профессий» Сроки реализации проекта: краткосрочный с 01.04.21 по 14.04.21 Вид проекта: групповой, информационно-познавательный. Участники проектной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Азбука профессий» в подготовительной группе
Опубликовано: 20 марта 2022 в 18:24
+120Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 47.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД