Проект «Человек и время»

Ольга Бирюкова
Проект «Человек и время»

Цель проекта:

систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда). Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.

Анлиз внешней ситуации

[/h3]

Опыт обучения показывает, что в процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Разные по значению временные понятия часто совмещены (рассвет и сумерки и др.).

Большинство детей не замечают различий в окраске небосклона в разные периоды суток, не могут установить и последовательность частей суток.

Часто дошкольники не знают дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску дл ребенка.

Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Название интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как еще не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени.

Итак, имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.

Сильные стороны:

Нормативно-правовые документы Чувашской Республики:

Закон «Об образовании»;

Президентская образовательная программа «Юность Чувашии».

Целевая программа «Образование и здоровье детей».

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. Е. Васильевой. - М. ,2012.

Лушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возроста. - М., 1974 г.

Ерофеева Т. И. Дошкольник изучает математику. – М., 2005 г.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Под ред. А. А. Столяра - М., 1988 г.

Слабые стороны:

Нет специальных разработок дидактических игр для развития знаний детей об способах измерения времени

Анализ внутренней ситуации

Социальные:

Сильные стороны: 1. У воспитателя среднее специальное образование.

2. Большой опыт работы в дошкольном образовательном учреждении.

Слабые стороны: 1. Неоднородность образования родительского коллектива влечет к непониманию проблемы. Отсюда возникают разногласия между родителями.

2. Многие родители уделяют недостаточное количество времени на дидактические игры по формированию знаний о времени с детьми.

Экономические:

Сильные стороны: 1. В дошкольном образовательном учреждении имеется литература.

2. В групповом помещении богатый материал дидактических и настольно-печатных игр, игрушек для формирований знаний о времени.

Слабые стороны: 1. У большинства родителей группы заработная плата на уровне прожиточного минимума. Следовательно, их дети не могут получать дополнительные образовательные услуги и у них нет средств покупать индивидуальные настольные и дидактические игры для своих детей.

Экологические:

Сильные стороны: 1. Рядом с дошкольным образовательным учреждением расположены:

- детская игровая площадка;

- лесная зона в районе «Байконур». Там можно организовывать подвижные игры большой подвижности, а так же сюжетные игры.

Слабые стороны: 1. Большая загазованность из-за близкого расположения автомобильной магистрали. Поэтому не достаточно часто возможны выходы за территорию детского сада.

Проблематика

Отсутствие содержания физического, умственного развития и оздоровления детей на дидактических играх по ориентации во времени не обеспечивает ребенку особый комплекс ощущений и переживаний, способствующий развитию его интереса к знаниям о временных изменениях, формированию познавательного интереса.

Задачи:

развивающие:

-развивать интерес к математике, представление о времени.

-развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории, развивать поисковую деятельность, творческую активность;

обучающие: научить определять время с помощью часов суток, часов недели, часов месяцев:

воспитывающие: расширять кругозор детей через знакомство с разными видами часов и назначением часов. Воспитывать желание «беречь» время.

МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1. Разработка цикла занятий по развитию временных представлений через игровую деятельность

2. Подборка методической литературы по данной проблеме

3. Разработка перспективного плана работы на 2 года

4. Подготовка материалов для проведения консультаций, рекомендаций для родителей.

5. Подбор игр и пособий по развитию временных представлений через игровую деятельность

6. Изготовление необходимых материалов для проведения игр

7. Анкетирование и проведение индивидуальных бесед с родителями по результатам анкетирования родителей

8. Выступление с консультациями для воспитателей и родителей.

9. Согласование проекта с руководством ДОУ

Целепологание

1) Развивать наглядно-действенное мышление, стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи различных предметов.

2) Повышение интереса ко всем видам игр и игрушек.

3) Формирование серьезного отношения родителей и детей к живому, к окружающему, в результате чего у детей воспитывается умение дружить, развиваются такие ценные качества, как доброта и сочувствие.

[

Программа реализации

1 этап – подготовительный

Мероприятия Ресурсы Ответственные Сроки

Методическая работа Подборка методической литературы по данной проблеме Библиотека Воспитатель, старший воспитатель Сентябрь, 2012 г.

Разработка анкет для родителей Библиотека Воспитатель, старший воспитатель Сентябрь, 2012 г.

Разработка проекта Библиотека Воспитатель, старший воспитатель Сентябрь, 2012 г.

Согласование проекта с руководством ДОУ Литература Воспитатель, заведующий Сентябрь, 2012 г.

Разработка перспективного плана работы на 2 года Библиотека Воспитатель Сентябрь, 2012 г.

Разработка цикла занятий по развитию у детей представления о времени через игровую деятельность Библиотека ДОУ Воспитатель Октябрь, 2012 г.

Подбор игр и пособий по развитию у детей представления о времени через игровую деятельность Библиотека Воспитатель Октябрь, ноябрь, 2012 г.

Подготовка материалов для проведения консультаций, рекомендаций для родителей Библиотека ДОУ Воспитатель, старший воспитатель Октябрь, ноябрь, 2012 г.

Разработка развернутых планов – конспектов занятий Методическая литература Воспитатель Октябрь, ноябрь, 2012г.

Работа с родителями Первичное анкетирование:

- «Развитие представлений у детей о времени».

- Выявление социального статуса семьи.

- Выявление состава семьи. Литература, подбор анкет Воспитатель, старший воспитатель Сентябрь, 2012 г.

Индивидуальные беседы с родителями по результатам анкетирования родителей Обработка анкет Воспитатель Сентябрь, 2012 г.

Индивидуальные беседы по результатам анкетирования детей Обработка анкет Воспитатель Сентябрь, 2012 г.

Изготовление необходимых материалов для проведения игр Бросовый материал Воспитатель, родители Октябрь, ноябрь, 2012 г.

Работа с детьми Первичная диагностика детей Подбор диагностических методик

Воспитатель, старший воспитатель Сентябрь, 2012 г.

2 этап – деятельный

Работа с родителями Консультации:

- «Немного о матиматике, и не только о ней».

-«Игра как социальный фактор в воспитании ребенка»

Литература Воспитатель Октябрь, 2012 г.

Индивидуальные консультации по запросам родителей Литература Воспитатель В течение года

Групповое собрание

«Какие игрушки нужны детям». Литература Воспитатель, старший воспитатель Сентябрь, 2012 г.

Индивидуальные консультации по результатам диагностики детей и понимания родителями важности проблемы Литература Воспитатель Август, сентябрь, 2012 г.

Методическая работа Оформление папок – передвижек:

- «Как выбрать игрушку»,

- «Взрослым о детской игрушке - кукле» Литература

фотоматериалы, иллюстрации Воспитатель Октябрь, ноябрь, 2012 г. ,

Январь, 2012 г.

Составление картотеки игр для по развития у детей представления о времени Библиотека Воспитатель

Декабрь, январь,2012г.

Открытый просмотр занятия по ФЭМП деятельности «Любимые игрушки», с включением игры по развитию у детей представления о времени Библиотека Воспитатель

Ноябрь, 2012 г.

Работа с педагогами Выступление с консультацией:

- «Особенности восприятия детьми дошкольного возраста времени». Литература Воспитатель

Октябрь, 2012 г.

Пополнение предм. среды Пополнение игровой зоны:

- маски животных;

- дидактические игры;

- книжки-игрушки.

Бросовый материал Воспитатель Февраль, 2012 г.

Работа с детьми По перспективному плану. Октябрь 2012г-май 2013г

3 этап – оценочный

Работа с родителями Групповое собрание «Игры в семейном кругу». Литература Воспитатель Май, 2013 г.

Индивидуальные консультации по результатам диагностики детей и понимания родителями важности проблемы. Литература Воспитатель Май, 2013 г.

Работа с педагогами Презентация проекта «Время и человек». Литература, фотоматериалы, иллюстрации Воспитатель Май, 2013 г.

Фотоотчет на сайте ДОУ по развитию у детей представления о времени «Время и человек» DVD-диск Воспитатель

Апрель, 2013г.

Работа с детьми Итоговое занятия по развитию речи «В гостях у матрешки» Нетрадиционное оборудование Воспитатель, старший воспитатель

Апрель, 2013 г.

Повторная диагностика детей Подбор диагностических методик Воспитатель, старший воспитатель Май, 2013 г.

Публикации по теме:

Методика работы по формированию временных представлений у дошкольников с ЗПР Работа по формированию временных преставлений (времена года, названия месяцев, дни недели, части суток, понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).

Проект «Дошкольник и время» Проект: «Дошкольник и время» Тип проекта: исследовательский, творческий, практико-ориентированный Возраст детей: старший дошкольный возраст.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Проект «Человек и время»
Опубликовано: 29 октября 2013 в 10:24
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...