Получи документы

Методика работы по формированию временных представлений у дошкольников с ЗПР

Анастасия Бондаренко
Методика работы по формированию временных представлений у дошкольников с ЗПР

Работа по формированию временных преставлений (времена года, названия месяцев, дни недели, части суток, понятия «вчера», «сегодня», «завтра») велась в ГДОУ № 64 комбинированного вида в группе для детей с ЗПР. Возраст детей – 5 – 6 лет (старшая группа). В группе 15 детей.

В начале работы мной была разработана таблица анализа сформированности временных представлений детей, куда после обследования были занесены результаты. Обследование предполагалось провести в начале учебного года, в середине и в конце.

Публикация «Методика работы по формированию временных представлений у дошкольников с ЗПР» размещена в разделах

При формировании временных представлений необходимо использовать очень много наглядного материала, т. к. мышление у детей с ЗПР в основном наглядно-образное, и чтобы в полной мере показать погодные явления, связанные с временами года, необходимо наглядно увидеть.

Так же проводились занятия-экскурсии (экскурсия в зимний парк, экскурсия в осенний парк).

Проводились комплексные занятия с участием музыкального руководителя, психолога, дефектолога («Праздник осени», «Весенняя капель»).

Так же дети регулярно смотрят мультфильмы в соответствии с лексической темой (например, тема «Золотая осень». Дети смотрят мультфильмы по рассказам В. Сутеева «Мешок яблок» и др.).

Поскольку дети с ЗПР часто не дифференцируют понятия «времени года», «частей суток», «дня недели» (например, на вопрос «Какой сегодня день недели?», дети отвечают: «Осень!», необходимо научить различать эти понятия. В работе необходимо широко использовать такие методы как : наблюдения, беседы, чтение, пересказывание сказок, стихов, рассматривание картин, фотографий, дидактические игры и упражнения, акцентировать внимание на знакомой периодичности смены времен года, дня и ночи.

Методическая система работы по формированию временных представлений в группе оказала влияние не только на развитие элементарных математических представлений, но и развитие элементов их познавательной деятельности. Занятия с детьми строились на наглядно-практической основе с использованием всех трех групп методов : словесных, наглядных и практических. Вся работа по формированию временных представлений проводилась последовательно и взаимосвязано с опорой на индивидуальные особенности каждого ребенка. Формирование временных представлений проводилось в игровой форме на фронтальных и индивидуальных занятиях с опорой на различные системы анализаторов (зрительный, слуховой, речедвигательный и т. д.). кроме названных наглядных пособий использовали фланелеграф, наборное полотно, геометрический материал, магнитную доску, словом, все то, что так или иначе целесообразно было применить при формировании временных представлений.

Все полученные знания, умения и навыки закреплялись на занятиях воспитателей по рисованию, лепке, ручному труду, а так же на музыкальных занятиях.

В начале года была разработана таблица по распределению программного материала на учебный год по формированию временных представлений, в соответствии с которой составлялся план коррекционно-воспитательной работы дефектолога.

Время проведения Содержание

Сентябрь Время года – осень (признаки). Название текущего дня недели. Часть суток – утро.

Октябрь Время года – лето, осень (признаки ранней осень, отличие от лета). Понятия «раньше – позже», «до – после». Название текущего дня недели, а так же последующего дня недели.

Экскурсия в осенний парк.

Ноябрь Время года – осень, зима. Признаки поздней осени. Дифференциация поздней и ранней осени. Время суток – утро-день, действия к ним. Дни недели – текущий, предыдущий, последующий.

Декабрь Время года – осень – зима (последовательность, понятия «раньше - позже, до – после»). Части суток - утро – вечер; день – ночь. Названия дней недели.

Январь Времена года – выстраивание последовательности – лето – осень – зима в прямом и обратном порядке. Последовательность дней недели, выходные и будние дни. Части суток.

Февраль Времена года – закрепление признаков осени, зимы, лета; составление рассказов о любимом времени года; рисование времен года. Дни недели в прямой и обратной последовательности. Экскурсия в зимний парк.

Март Установление последовательности частей суток. Рассказ о своем дне. Понятия «вчера», «сегодня», «завтра».

Апрель Время года – весна (признаки ранней весны). Закрепление понятий «вчера», «сегодня», «завтра». Части суток и действия к ним. Дни недели.

Май Время года – весна – лето (признаки ранней и поздней весны, признаки лета). Прямая и обратная последовательность времен года. Прямая и обратная последовательность дней недели.

Учитель-дефектолог Бондаренко Анастасия Ивановна

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по формированию временных представленийДидактическое пособие по формированию временных представлений Добрый день, коллеги! Хочу предложить вашему вниманию дидактическое пособие по формированию временных представлений, которое я разместила.

В уголок родителям Время и пространствоПонятие времени людьми воспринимается опосредованно, через конкретные признаки, но и они часто нестабильны, зависят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика работы по формированию временных представлений у дошкольников с ЗПР
Опубликовано: 8 апреля 2013 в 14:48
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД