МААМ-картинки

Проект «Что за чудо этот хвост?» (группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)

Лариса Юрьевна Кудисова
Проект «Что за чудо этот хвост?» (группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»

Лев Семёнович Выготский.

Актуальность: Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Чтобы сегодняшние обучающиеся были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир.

Публикация «Проект „Что за чудо этот хвост?“ (группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)» размещена в разделах

Использование проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.

Цель исследования: узнать, зачем животным нужен хвост и как они его используют.

Задачи исследования:

1. Включение обучающихся в познавательно-исследовательскую деятельность.

2. Расширение и уточнение знаний о животном мире.

3. Обогащение словаря воспитанников по лексической теме «Животные».

4. Развитие познавательных способностей.

5. Воспитание у детей интереса к процессу познания, умения работать в коллективе.

6. Оформление собранной информации в альбом.

Тип проекта : познавательно-исследовательский.

Продолжительность: краткосрочный.

Участники проекта : воспитанники, воспитатели, учитель-логопед, родители (законные представители).

Гипотеза: хвосты животным нужны не только для красоты.

Объект исследования: применение хвоста в животном мире.

Предмет исследования: хвост.

Методы исследования:

опрос;

наблюдение;

проведение д/игр, п/игр, игр-ситуаций;

работа с литературой (энциклопедии, художественная, познавательная);

работа с видеоматериалами (м/фильмы, передачи и документальные фильмы о животных);

работа в сети Интернет.

Реализация проекта :

Был проведен опрос: знают ли дети, зачем животным нужны хвосты.

В опросе принимало участие 12 детей :

- 2 ребенка сказали, что не знают;

- 7 детей сказали, что хвост нужен для красоты;

- 3 ребенка сказали, что хвост нужен, чтобы отгонять мух.

Сбор информации.

Мы наблюдали за живыми объектами в природе; искали информацию вместе с родителями (законными представителями) в Интернете, в энциклопедиях, посещали зоопарк «Лимпопо»; смотрели мультфильм «Хвосты» (В. Сутеев, разные передачи и документальные фильмы о животных; читали русскую народную сказку «Хвосты», произведение В. В. Бианки «Хвосты», веселые стихи про хвосты (А. Усачев, Л. Слуцкая, П. Трекорно); рисовали.

Учитель-логопед провела речевые дидактические игры: «Чьи хвосты, «Кто как устроен?», «Чего не хватает?».

В самостоятельной деятельности воспитанники организовывали подвижные игры: «Хитрая лиса», «Лиса в курятнике», «Бездомный заяц», «Волк во рву», «Зайцы и волк», «Кот на крыше», «Мыши в кладовой», «Гуси-гуси», «Стайка»; игры-ситуации «Наш зоопарк», «Снимаем передачу «Диалоги о животных».

И вот что нам удалось узнать…

В животном мире встречается очень много разных хвостов! Они отличаются один от другого цветом, формой, бывают длинными и короткими, голыми и пушистыми, толстыми и тонкими. Хвосты есть у рыб, земноводных, рептилий, птиц, млекопитающих. Многие животные получили свое название благодаря особенностям строения и применения хвоста. Например : акула-пилохвост, скат-хвостокол, кривохвостка, птица-лира. … Да всех разве перечислишь!

Правда, надо заметить, что используют животные их по-разному.

Хвост – опора

У дятла хвост короткий и состоит из плотных упругих перьев. Обнаружив личинок жука-короеда, дятел цепляется коготками за неровности коры и упирается в нее концами перьев хвоста. Сидя на собственном хвосте, как на табуретке, дятел без помех выковыривает из-под коры личинок, долбит дупло или производит другие “столярные” работы.

Как табуреткой пользуются своим тяжелым трехметровым хвостом крупные кенгуру.

Хвост – рука

У цепкохвостых обезьян хвост выполняет функцию пятой руки. Обвив хвостом ветку дерева, они повисают на нем, освободив лапы для другого, более полезного дела. Иногда, наоборот, цепляются за ветку лапами, а зрелые плоды срывают и подносят ко рту хвостом.

У североамериканских опоссумов длинный и цепкий хвост. Путешествуя по ветвям деревьев, опоссум цепляется хвостом за ветви и может даже повиснуть на нем. Строя гнездо, самка носит в дупло сено не по травинке, а целыми пучками, обвив их своим хвостом.

Хвост – мотор

Обитатели воды используют хвост как средство передвижения. Только рыбы, саламандры, тритоны и крокодилы машут им вправо-влево, А киты, дельфины, тюлени, бобры и каланы – вверх-вниз.

Хвост – руль и тормоз

У тушканчиков на кончике почти голого хвоста находится кисточка длинных волос. Хвост для этих крохотных бегунов - руль. На бегу тушканчики как бы опираются кисточкой хвоста о воздух и, совершают крутые повороты.

Белка отличная прыгунья, она во время длинных прыжков пользуется своим хвостом как рулем. Хвост помогает ей удержать равновесие.

У птиц хвост служит тормозом. При огромных скоростях без него не обойтись. Чаще всего тормоз применяется при посадке.

Хвост - балансир

У лемуров пушистый хвост совмещает свойства шеста и зонтика, позволяя его владельцам сохранять равновесие и легко сновать по ветвям. Они это делают лучше цирковых артистов.

Кенгуру хвост нужен для равновесия в прыжке.

Хвост - парашют

Хвост у белки действует как парашют. Спасаясь от хищницы - куницы, белка распластывает лапки, распушает хвост и бросается вниз с самой высокой ели при этом плавно приземляясь.

Неплохой парашютист и полосатый бурундук. Ему, пользуясь хвостом – парашютом, ничего не стоит спрыгнуть на землю с верхушки громадного кедра.

Хвост - защита

Ящерицы, попав в лапы к хищнику, стараются «откупиться». Напряжением специальных мышц они переламывают себе один из позвонков у основания хвоста и отбрасывают его.

Быки, коровы, лошади, зебры, ослы, антилопы, даже громадные слоны обороняются от комаров, мошек, мух, слепней и других насекомых с помощью хвоста.

Хвост – оружие нападения

Скорпиону хвост нужен в качестве оружия.

В черном море обитает интересное существо – скат - хвостокол, или морской кот. Внешне скаты похожи на большую сковородку с ручкой-хвостом. У основания хвоста растет длинный, плоский, зазубренный по краям и острый, как шпага, шип.

Хвост – легкие

Есть животные, которые дышат при помощи хвоста, например водяной скорпион. Он забирает атмосферный воздух через трубку – хвост.

Илистый прыгун часто лежит на прибрежном песке, окунув хвост в воду. Эти рыбки могут долго жить вне воды, а хвост помогает им дышать.

Хвост - одеяло

Лисы, белки, куницы, а также песцы, соболи и барсы - жители севера и высокогорий - используют свой пушистый хвост как теплое шерстяное одеяло. Песец зимой норой не пользуется. На ночь он устраивается прямо на снегу, сворачивается в клубок, лапки убирает под себя, а единственную незащищенную часть тела – нос – прикрывает своим хвостом.

Хвост – кладовая

Тушканчик - карлик, ростом с домовую мышь, за эту свою особенность так и называется — жирнохвостый. Перед тем как на всю зиму скрыться в норе, зверек усиленно питается, стараясь накопить больше подкожного жира, а поскольку размеры грызуна невелики, часть припасов он откладывает в длинном хвосте.

Очень много жира откладывается в курдюке курдючной овцы.

Хвост – украшение

Ну и конечно, самый красивый хвост – павлиний, которым его обладатель не только отпугивает врагов, но и привлекает самок.

Красивые хвосты у птицы лиры, фазанов, райской мухоловки и даже у нашего домашнего петуха.

Хвост – маяк

Высоко поднятый хвост оповещает заранее все живое о приближении скунса. Этот зверек не имеет врагов. Его химическое оружие (жидкость с неприятным запахом) – очень надежное, и он никого не боится.

Хвост у косули и у оленя серовато-рыжий сверху, с белой полоской внизу. Когда косуля-мать чувствует опасность, бросается наутёк, поворачивая белую подкладку хвоста к детям.

Хвост – средство общения

Если незнакомая собака лает на вас, но при этом энергично молотит хвостом, бояться ее не следует. Это не агрессия. Просто пес хочет познакомиться. Опасайтесь собаки, если хвост у нее поджат. Знайте, пес напуган и будет обороняться.

Когда кот дергает хвостом, это означает, что он сердится. А если у лежащего в зарослях тигра подергивается кончик хвоста, можно быть уверенным, что зверь не отдыхает, а, увидев добычу, готовится к прыжку.

По итогам исследования мы пришли к следующему результату:

практически все обучающиеся группы приняли участие в исследовательском проекте;

в проектной деятельности были использованы различные средства для получения информации;

дети узнали о том, для чего животным нужен хвост и как они его используют;

ребята с удовольствием делились своими знаниями со сверстниками и взрослыми;

собранная информация была оформлена в альбом.

Вывод: Хвостом животные пользуются по-разному. Одним он нужен для того, чтобы летать, другим защищаться или нападать, а кто-то двигается с помощью хвоста. Ясно одно, всем животным хвост очень необходим.

Список использованных источников:

1. Бианки В. В. Хвосты.

2. Русская народная сказка. Хвосты.

3. Стихи про хвосты : А. Усачев, Л. Слуцкая, П. Трекорно.

4. Сергеев Б. Зачем нужны хвосты. «Юный натуралист», 1990, №5.

5. Цехановская А. Ф., Стрелков Д. Г. Полная энциклопедия животных. – М. : «Росмэн», 2010

6. Шалаева Г. П. Детская книга энциклопедия "Большая книга о животных». – М. : АСТ, 2009

7. Я познаю мир: Удивительные животные. – М. : АСТ, Астрель, 1999.

8. Мультфильм «Хвосты». Сутеев В.

9. ТВ – передачи и документальные фильмы о животных.

10. Интернет.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Весна идёт!» Группа компенсирующей направленности 6–7 лет. Цель: Закрепить знания детей по разделам: РЭМП, обучение грамоте, ознакомление с окружающим миром. Задачи: 1. Закреплять и расширять словарь.

Конспект НОД «Как звери к зиме готовились» (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности) МКДОУ №34 г. Никольское Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы компенсирующей.

Конспект НОД «Осень» (старшая группа компенсирующей направленности) МКДОУ №34 г. Никольское Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшей группы.

Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет «Дикие животные» Цель: закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания, активизировать словарь по данной теме. Задачи: — Формировать.

Педагогический проект в группе компенсирующей направленности «Семья. Что может быть дороже!» Название проекта – «Семья - что может быть дороже!» Тип проекта – творческий, информационно-исследовательский. Возраст детей – старший дошкольный.

Проект «Мы помним! Мы гордимся!» в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР ПРОЕКТ «Мы помним! Мы гордимся!» в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР Информационная карта проекта: Организация: Муниципальное.

Проект «Я и моя семья» (старшая группа компенсирующей направленности)Проект «Я и моя семья» (старшая группа компенсирующей направленности) Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 25 «Ягодка» Проект Тема: «Я и моя семья» (старшая группа компенсирующей.

Проект «Необыкновенная страна игр» для детей старшей группы компенсирующей направленности ОНР ПАСПОРТ ПРОЕКТАВИД ПРОЕКТА:информационно -практико -ориентированный, игровой. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:долгосрочный (с 14.04.2014 г. – 28.11.2014.

Проект «Счастливое детство». Специальная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР. «Лучший способ сделать детей хорошим - это сделать их счастливыми» Оскар Уайльд. Актуальность: Наше время предъявляет к детским садам высокие.

Сценарий праздника к Дню мам «Бал Бантиков» (старшая группа компенсирующей направленности) Вед. С листьями, падают по музыку, листья Осыпает нас заря Золотым дождём Нынче праздник Нынче праздник в ноябре Праздник мам на всей земле.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Что за чудо этот хвост?» (группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)
Опубликовано: 28 сентября 2015 в 12:08
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД