Познавательный долгосрочный проект в старшей группе «Хлеб — всему голова»

Светлана Евгеньевна Мамаева
Познавательный долгосрочный проект в старшей группе «Хлеб — всему голова»

ПРОЕКТ

ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА

Вид проекта: познавательный

Продолжительность: долгосрочный

Участники: дети дошкольного возраста старшей группы, воспитатель,

логопед, хореограф, родители детей группы

Образовательные области: "Познание", "Социализация",

"Коммуникация", "Художественное творчество"

Составитель: воспитатель Мамаева С. Е.

учитель – логопед Устинова Е. В.

МАДОУ “ЦРР – детский сад №112”

г. Сыктывкар

Актуальность:

Актуальность этой темы состоит в том, что в современном мире,

стремительно изменяющихся в связи с применением новейших научных

разработок, у детей теряется понимание ценностного отношения к труду

человека, поэтому важно способствовать формированию у детей отчётливого

понимания роли человека труда в современном обществе и воспитывать

уважительное, бережное отношение к результату его деятельности.

Цель:

Формировать у старших дошкольников знания о процессе выращивания,

обработки и производства хлеба и хлебобулочных изделий в различные

исторические периоды.

Задачи:

Способствовать формированию у детей отчётливого представления о

значимости хлеба как основного продукта питания русского человека.

Воспитывать уважение и благодарность к людям создающим своим

трудом такой важный и ценный продукт.

Обогащать знания детей о профессиях, взаимосвязях между ними,

структуре трудового процесса и результате труда по выращиванию и

производству хлеба.

Расширять словарный запас детей.

Способствовать созданию эмоционально комфортной среды для

самостоятельного проявления творческой активности и обогащения личного

опыта каждого ребёнка.

Этапы реализации

Подготовительный этап:

Экскурсия в национальный музей. Тема “Как жили наши предки”.

Экскурсия в хлебный магазин.

Экскурсия на кухню детского сада.

Подбор литературы со стихами, пословицами, поговорками, загадками о хлебе.

Подбор иллюстраций с репродукциями картин.

Подбор экспонатов для музея.

Основной этап:

Сбор информации совместно с родителями по данной теме и оформление

в папки.

Создание альбомов: “Хлеб - батюшка”, “От зёрнышка до каравая”.

Оформление стенда с репродукциями картин:

- Венецианов “Рожь”

- Шишкин “Рожь”

- Ерышев “Хлебное поле”

- Машков “Снедь Московская. Хлебы”

- Яблонская “Хлеб”

- Пластов “Жатва”

Создание фонотеки музыкальных произведений по теме.

Создание видео презентации “Откуда пришел хлеб”

Создание макетов: “На мельнице”, “Путешествие колоска”.

Разучивание логоритмического упражнения “Зёрнышко”

Использование дидактических игр: “Откуда пришел хлеб”, ”Профессии”,

”Что сначала, что потом”, “Родственные слова”.

Разучивание стихотворений и пословиц по теме.

Чтение рассказов о хлебе.

Беседа логопеда “О хлебе в пословицах и поговорках”.

Непосредственно образовательная деятельность “От зёрнышка до каравая”.

Оснащение ПРС:

Внесение демонстрационного материала “Хлеб всему голова”

Внесение энциклопедической литературы

Внесение предметов для обследования (лукошко с семенами, сноп колосьев

пшеницы или ржи, серп, сито, ручные жернова)

Наполнение уголков творчества различными материалами для продуктивной

деятельности детей и создания “Мастерских”

Внесение подделок детей и родителей

Набор для исследовательской деятельности

Заключительный этап:

Создание музея хлеба. Из собранных экспонатов, подделок, альбомов,

рисунков, макетов, панно и книг оформляется экспозиция

Предполагаемый результат:

Владеть знаниями о процессе выращивания хлеба

Знать и называть профессии людей связанных с выращиванием, обработкой,

производством хлеба

Владеть обобщающим понятием “Хлебобулочные изделия”

Проявлять творческую активность в продуктивной деятельности

Результат проекта: презентация музея хлеба

Презентация музея хлеба

Дети входят в зал, их встречает воспитатель с караваем.

Воспитатель: Здравствуйте, проходите гости дорогие и почётные. На Руси

дорогих гостей по обычаю принято встречать с хлебом – солью.

У нас сегодня важное событие. Посмотрите, как необычно оформлен наш зал.

Дети: Наш зал похож на выставку.

Воспитатель: Правильно. Здесь представлены экспонаты нашего музея,

которые созданы и собраны вами, ребята, вашими родителями и сотрудниками

детского сада. Сегодня у нас открытие музея хлеба, который явился результатом

нашей с вами работы над проектом “ Хлеб всему голова”. Мы с вами побеседуем

о хлебе, поделимся своими знаниями о том, как выращивают хлеб, и сколько

труда вложено в него, как нужно к нему относиться. Каравай ставим на

почётное место на праздничном столе, а вы присаживайтесь.

Хлебушек каждый день присутствует на нашем столе. Без него не обходиться

ни завтрак, ни обед. Он сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни.

Он наш верный друг, имя, которое мы произносим с любовью и теплотой.

Его имя – это хлеб. Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе –

это богатство в доме. А часто ли мы задумываемся, когда берём хлеб в руки,

сколько лет хлебу?

Дети: Хлеб появился очень давно. И был совсем не таким как сейчас. Сначала

он был твёрдым, но потом его научились делать мягким, используя дрожжи.

На Руси хлеб пекли почти в каждом доме. К хлебу относились с уважением.

Воспитатель: С хлебом связанно много обрядов. Хлеб брали с собой,

отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по

возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с преданным

невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель

к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути.

Вот лежит каравай у меня на столе,

Чёрный хлеб на столе – нет вкусней на земле!

Воспитатель: А вы, ребята, что знаете о традициях русского народа?

Ребёнок 1: Издревле особое место за трапезой отводилось хлебу –

Божьему дару. Если хлеб случайно падал на пол, следовало его поднять,

поцеловать и попросить у него прощения. Оставшийся после обеда хлеб в

специальной коробушке ставили на лавку под образами.

Ребёнок 2: Основную роль в жизни русского народа играл ржаной, или, как

его называли, чёрный хлеб. Он был значительно дешевле, да и сытнее

пшеничного, белого хлеба. С древнейших времён выпечка хлеба на Руси

считалась делом ответственным и почётным.

Ребёнок 3: Во многих поселениях были специальные избы, приспособленные

для выпечки хлеба. В этих пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли

хлебниками. Они пользовались большим уважением.

Все рассматривают экспонат “Изба хлебника”. Воспитатель рассказывает о

том, кто изготовил этот макет.

Воспитатель: И в наши дни люди, занимающиеся выращиванием хлеба,

пользуются большим почётом и уважением. Ведь труд хлебороба важен и

значим для каждого из нас. Так как в каждом зёрнышке заложен труд многих

людей.

Дети: Мы хотим представить всем презентацию “Откуда пришел хлеб”,

которую мы подготовили в группе вместе с воспитателем.

Дети рассказывают, о том, как выращивается хлеб в наши дни, комментируя

каждое изображение на экране. (Используется мультимедийная аппаратура)

Логопед: Теперь я предлагаю вам встать в круг и представить себя маленькими

зёрнышками. (Выполняется логоритмическое упражнение “Зёрнышко” раннее

знакомое детям. Звучит музыка.)

Логопед: Из маленьких зёрнышек мы превратились в “Каравай”.

Ребёнок: Вот он – хлебушко душистый!

С хрупкой корочкой витой,

Вот он – тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нём – здоровье наше, сила.

В нём – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Логопед: Немало людей посвятили свои произведения хлебу. Это художники,

поэты, писатели.

Воспитатель: Наши ребята с родителями составили коллекцию таких

произведений.

Дети рассматривают книги, журналы, иллюстрации, альбомы и делятся

впечатлениями:

Ребёнок 1: Наша семья собрала в альбом “Хлеб - Батюшка” стихи о хлебе.

Мы все вместе его оформляли. Мне понравилось вот это стихотворение:

В каждом зёрнышке пшеницы,

Летом и зимой,

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И растёт под небом светлым,

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок!

Ребёнок 2: Мы с сестрой оформили книжку – загадку “Всё о хлебе”.

Посмотрите, какая она красивая. Я сама наклеивала картинки.

Ребёнок 3: Мы с папой в Интернете нашли много пословиц и записали их.

Больше всего мне понравилась вот эта: “Хлеб – Батюшка, Вода - Матушка”.

Логопед: Какие вы пословицы знаете ещё?

Дети называют пословицы:

- Хлеб хлебу брат.

- Худ обед, когда хлеба нет.

- Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

- Хлеб да вода – мужицкая еда.

- Хлебушко – калач дедушка.

- Без хлеба, без соли худая беседа.

- Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.

Логопед: Все эти пословицы наполнены народной мудростью и уважением

к хлебу – батюшке.

Воспитатель: Особое место среди экспонатов занимают произведения

живописи – репродукции картин русских художников. Обратите внимание

на работу художника Шишкина “Рожь”. Так и хочется пробежать по тропинке

меж золотистых колосьев. Картина художника Машкова “Снедь Московская”

вызывает желание потрогать т попробовать на вкус эти румяные калачи и

баранки. На картине художника Венецианова “На пашне. Весна” мы видим

как засевается поле. А художник Пластов нам представил процесс жатвы.

Картина художника Ерышева “Хлебное поле” знакомит нас с очень

ответственным моментом – уборкой урожая. Как вы думаете, какие чувства

хотел выразить художник, изображая труд людей в поле?

Ребёнок: Художник показал нам радость людей, потому что много хлеба.

Ребёнок: Он жалел людей, которые много работали и уставали.

Ребёнок: Художник уважал хлеборобов за их тяжёлый труд.

Ребёнок: Художник был рад, что люди не будут голодать.

Воспитатель: Вы правы. Изображая людей работающих в поле, художник

испытывал одновременно чувства гордости и грусти, радости и уважения.

Так как, раньше все полевые работы (посев, жатва, обмолот) выполнялись

вручную. Вся семья, от мала до велика, выходила в поле. Взрослые срезали

колоски, подростки собирали их в снопы, а маленькие дети собирали в корзинки

опавшие колоски. Берегли каждое зёрнышко.

Ребёнок: Не напрасно народ,

С давних пор и поныне,

Хлеб насущный зовёт

Самой первой святыней!

Воспитатель: Обратите внимание на этот экспонат. Это домашние жернова.

Как вы думаете для чего они использовались?

Дети выдвигают различные версии.

Воспитатель: Предлагаю вам попробовать поработать на нём. (Ребёнок берёт

горсть зёрнышек, насыпает их в лунку и пробует вращать ручку)

Воспитатель: Зёрна должны перетереться между тяжёлыми жерновами и

превратиться в муку.

Ребёнок: Наверно, это надо было делать долго и прикладывать много сил.

Воспитатель: Это был долгий и трудоёмкий процесс. Получив муку хозяйка

замешивала тесто. В нашем музее есть тоже изделия из теста.

Ребёнок 1: Эти удивительные пироги и пряники созданы руками детей и

взрослых. Дети “испекли” их вместе со своими родителями из солёного теста.

Дети представляют изделия: праздничный пирог “Плетёночка”, пряники

“Весёлые человечки”, композиция “Утреннее чаепитие”, ватрушки.

Ребёнок 2: А этот пирог с пирожками, словно ждут когда, хозяйка поставит их

в печь для выпечки, напоминая нам, как выглядит изделие из сырого теста.

Ребёнок 3: Посмотрите на необычный домик, сделанный из сушек и сухариков.

Ребёнок 4: Это хлебное чудо не пекли из теста, не лепили из глины, а создали

его с помощью ниток и крючка. Настоящая красота! Так и хочется попробовать!

Воспитатель: Самыми зрелищными и трудоёмкими экспонатами в нашем музее

являются макеты.

Ребёнок: Наш макет называется “На мельнице”. Мы его делали всей группой.

Ребёнок: Макет “Путешествие колоска” создали наши воспитатели.

Воспитатель: Родители потрудились над макетом “От семечка до каровая”.

Дети рассматривают макеты и обсуждают какие процессы на них

представлены.

Ребёнок: А нам очень понравилось создавать книгу, которую мы назвали

Хлеб – это Чудо”. На рисунках мы показали путь колоска от поля до стола.

Теперь мы точно знаем, откуда пришел хлеб.

Воспитатель: На Руси было принято по окончанию всех полевых работ

праздновать сбор урожая. Какой же праздник без песни. (Звучит фонограмма песни “Хлеб всему голова”)

Золотые слова забывать мы не вправе:

Хлеб всему голова в поле, в доме, в державе!

Воспитатель: Что для вас значит хлеб, и как надо к нему относиться?

Дети делятся впечатлениями.

Воспитатель: Хлеб – это продукт тяжёлого человеческого труда. Уважайте его,

цените. Берегите хлеб. Относитесь к нему с теплом и добротой.

Дети: Мы хотим всех порадовать танцем “Колоски”.

Ребёнок: Рожь, пшеница, в век из века

Щедро кормят человека.

Плюшки с маком, кекс сметанный,

Чёрный с тмином, пеклеванный,

Калачи, батоны, халы…

Хлеб для маленьких и старых.

Для Ванюшек и Наташ.

Добрый хлеб – кормилец наш!

Воспитатель: Для чего мы создали музей? Вы хотите продолжать собирать и

создавать экспонаты для музея хлеба? (ответы детей)

Так пусть же девизом нашего музея будут слова:

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Публикации по теме:

Проект «Хлеб — всему голова»Проект «Хлеб — всему голова» Активное участие принимали родители в проекте "Хлеб всему голова": были проведены встреч и с мамами, папами, профессии которых связанны.

Участвуем в районной Ярмарке педтехнологий — делимся опытом! (2)Участвуем в районной Ярмарке педтехнологий — делимся опытом! (2) Участвуем в районной Ярмарке педтехнологий -делимся опытом!Продолжаю свой репортаж с Ярмарки педтехнологии Орехово-Зуевского района Интерес.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Познавательный долгосрочный проект в старшей группе «Хлеб — всему голова»
Опубликовано: 20 марта 2013 в 22:45
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....