Папки-передвижки

Проект «Колоколов серебряные звуки»

Татьяна Алекберова
Проект «Колоколов серебряные звуки»

Наш детский сад является республиканской стажировочной площадкой в целях приобщения детей дошкольного возраста к культуре семейских Республики Бурятия. Реализуя программу по приобщению детей к истокам народной культуры, воспитанию духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста, ведется работа над проектом «Колоколов серебряные звуки». Исследования в рамках проекта позволит подойти к изучаемой теме в интеграции в познавательной, игровой деятельности, а также в музыкальном и эстетическом воспитании.

Публикация «Проект „Колоколов серебряные звуки“» размещена в разделах

Ведь колокольчик – удивительный предмет, музыкальный инструмент, который является неотъемлемой частью народной культуры. Колокольчик – безусловно, предмет очень символичный и многогранный: это и колокольный звон – призывный и торжественный, радостный и грустный; это и красота русских полей, поросших синим колокольчиком, по которым мчится русская тройка, звеня поддужными колокольчиками; это и колокольчики просто украшающие наш быт.

Актуальность проекта

Актуальность проекта заключается в проблеме формирования у детей дошкольного возраста чувства сопричастности к истории, укладу духовной жизни семейского народа, желания быть продолжателями народных традиций.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению Д. С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие через включение в культуру.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы «Колоколов серебряные звуки», так как колокольный звон является символом русской духовности и имеет огромное значение для культурного наследия. Колокольный звон, идущий из глубин веков, имеет великую силу и помогает ощутить себя частью Отечества.

Для детей дошкольного возраста очень часто обычные вещи приобретают необыкновенный интерес и способствуют развитию познавательного интереса и активности.

Началось все с валдайских колокольчиков, которые мы приобрели для оркестра народных инструментов на занятиях по музыкальному воспитанию. Дети с удовольствие послушали легенду…

…В 1478 году по приказу царя Ивана III вечевой новгородский колокол был снят с Софийской звонницы и отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со всеми колоколами и не проповедовал больше вольницы. Но пленник так и не добрался до Москвы. На одном из Валдайских гор сани, на которых везли колокол, покатились вниз, испуганные кони понеслись вскачь, колокол сорвался с воза и, свалившись в овраг, разбился вдребезги. Бесчисленные осколки превратились в маленькие колокольчики. Местные жители подобрали их и стали отливать по их подобию свои, разнося славу о вольнице нижегородской по всему свету…

В продолжении работы мы выяснили, что большинство детей имеют представление о колокольчиках, многие ребята слышали колокольный звон, который произвел на них сильное впечатление.

По ходу проекта мы находили ответы на вопросы:

Какие виды колокольчиков бывают? В какие игры можно играть с колокольчиком? А еще для чего колокольчик в жизни необходим? Каких размеров бывают колокольчики? Что такое колокол? Как их отливают? И строение у них как у человека. И имена у некоторых колоколов есть, даже очень смешные. Узнали, чем колокольчик отличается от бубенчика. Что такое «звонница», где она устанавливается? Рассматривание колоколов на православных храмах и в древлеправославных храмах.

Тип проекта : исследовательски-познавательный, творческий.

Срок реализации проекта : среднесрочный.

Участники проекта : дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Соавторы проекта : музыкальный руководители Тетерина Екатерина Анатольевна, Лоозерова Татьяна Степановна, воспитатель Эрдынеева Гелена Олеговна

Цель проекта : формирование у детей духовно-нравственных ценностей через приобщение к культуре русского и семейского народа.

Задачи проекта :

Дети:

- сформировать знания о видах колоколов и колокольных звонах;

- познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания;

- обогащать и расширять словарный запас детей;

- учить музицировать на колокольчиках в рамках оркестра народных инструментов;

- воспитывать у детей чувство патриотизма, духовности, любви к своей малой Родине;

- развивать творческий потенциал.

Родители:

- создать в семье благоприятные условия для развития познавательного интереса ребенка с учетом опыта, приобретенного в детском саду;

- способствовать развитию совместного познавательного интереса родителей и детей;

- вызвать желание семьи участвовать в образовательном процессе ДОУ.

Ожидаемые результаты:

• В рамках реализации проекта дети имеют представление о различных видах колоколов, их создании, строении и особенностях звучания.

• Познакомились с историческим прошлым и настоящим колоколов и колокольчиков;

• Расширили знания детей о народных подвижных, музыкальных, хороводных играх с колокольчиками и научились в них играть;

• Сформировали эмоциональную отзывчивость на звуки колокольного звона;

• Обогатили и расширили словарный запас детей;

• Способствовали развитию у детей интереса к продуктивной, творческой деятельности, народному фольклору, традициям и обычаям семейского народа;

• Создали условия для взаимодействия педагогов ДОУ, узких специалистов и родителей в процессе реализации проекта.

• Продукты проектной деятельности :

1. Создание мини-музея колокольчиков.

2. Презентация «Колоколов серебряные звуки».

3. Картотека игр с колокольчиками.

4. Конспект НОД «Такие разные колокольчики». Создание буклета – назначение колокольчиков.

5. Знакомство с профессией звонаря.

6. Творческие работы детей и родителей: рисунки, поделки.

7. Работа в гончарной мастерской - изготовление глиняных колокольчиков.

8. Музыкальные занятия с колокольчиками, музицирование.

9. Экскурсии в православный храм, в древле-православный храм.

10. Видеотека виртуальных экскурсий в музеи колокольчиков г. Касимова и г. Валдая и обучающих мультфильмов из серии «Шишкин лес».

11. Аудиозаписи различных колокольных звонов, звуков колокольчиков.

12. Создание ансамбля «Колокольчики» - игра детей на колокольчиках.

13. Создание методического пособия – «Храмы Бурятии».

14. Создание макета древлеправослвного храма «Никольская церковь».

15. Создание интерактивной карты Республики Бурятия с указанием местоположения и кратких сведений о храмах г. Улан-Удэ и РБ с помощью куар-кодов.

Методы и приемы:

• Организация предметно- пространственной развивающей среды;

• Совместные игры воспитателя с детьми;

• Чтение, просмотр, прослушивание и совместное обсуждение с детьми произведений художественной литературы, презентаций, виртуальных экскурсий, музыкальных произведений;

• Продуктивная творческая деятельность;

• Коллекционирование;

• Музейная педагогика;

• Беседы и рассказывание;

• Рассматривание фотографий и иллюстраций.

Формы работы с родителями:

• Совместные выставки поделок и рисунков на тему «Колокола»;

• Экскурсии в храмы.

• Способствование развитию совместного познавательного интереса родителей и детей;

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный этап.

Цель:

- формулировка проблемы, цели и темы проекта;

- сбор информации;

- анализ литературы;

- создание перспективного плана работы проекта «Колоколов серебряные звуки»;

- определение продукта проекта;

- опрос родителей.

Сроки: 10.01.2022 – 31.03.2022г.

2. Практический этап.

Цель:

- реализация проекта, формирование у детей специфических знаний, умений, навыков.

Сроки: 01.04.2022 – 30.04.2022г.

3. Обобщающий этап.

Цель:

- подведение итогов;

-организация презентации проекта.

Сроки: 01.05.2022 -12.05.2022г.

Риски и пути преодоления рисков.

Риски:

Отсутствие интереса у детей темой проекта. Малая активность детей и родителей в участии в совместных мероприятиях в ходе реализации проекта. Недостаточное количество наглядно- демонстрационного материала, экспонатов для мини – музея.

Пути преодоления рисков:

Заинтересованность детей через НОД, беседы, дидактические, подвижные, музыкальные игры, мастер-классы, виртуальные экскурсии в краеведческие музеи городов Валдай и Касимов.

Создать дидактические, наглядно-демонстрационный материал силами педагогов и родителей, используя ресурсы интернета.

Только во взаимодействии «родители + педагоги + дети» мы сможем получить положительный результат бережного отношения детей к наследию русского и семейского народов.

Для ознакомления с русскими колоколами и колокольным звоном разработали тематический план совместной деятельности.

План работы над проектом

1. Беседы, наблюдение, рассматривание, слушание.

Рассматривая колокольчики и беседуя об их назначении и функциях, дать детям знания о применении колокольчиков :

- для домашних животных, их необычном названии – ботало;

- о применении их на морских просторах (рында,

- о том, что раньше не было пожарной охраны, а для оповещения людей о пожаре в деревнях и селах использовали пожарную колокольню,

- в школах до сих пор используют колокольчики для начала и окончания занятий,

- в часах используются колокольчики.

2. Исследовательская работа. Узнать о церковных колоколах. Закрепить знания о Царь Колоколе, Новгородском колоколе, колоколах православных церквей и старообрядческих, чем они отличаются?

Побывать с детьми на виртуальных экскурсиях в музеях колоколов города Валдая и города Касимова. Узнать, как проходит процесс изготовления колокольчиков, о том, что у колоколов, как и у людей, есть свои имена («Медведь», «Козел», «Лебедь», «Баран» и другие в зависимости от звучания) и о многом другом.

3. Практическая деятельность: сбор и изготовление колокольчиков. Дать знания о материалах, из которых сделаны колокольчики, об особенностях их звучания, применение.

4. Создание силами родителей мини-музея колокольчиков.

5. Создание картотеки дидактических игр: «Собери колокольчик», «Я слышу колокольный звон», «Где встречается колокольчик», «Я – звонарь» и другие.

6. Подвижные игры: «Жмурки с колокольчиком», «Тихо – громко», «Определи, у кого звенит колокольчик», которые способствуют развитию эмоциональности, умению определять на слух характер колокольного звона (радостный, грустный, тревожный, торжественный и другие, закреплению знаний о применении и назначении разнообразных колокольчиков.

7. Творческих работы:

- Обрывная аппликация «Новогодние колокольчики»;

- Рисование новогодних колокольчиков;

- Лепка колокольчика из пластилина;

- Лепка колокольчиков из глины и роспись их дымковскими и филимоновскими узорами, домовой росписью семейских;

- Знакомство с народной тряпичной обереговой куклой – колокольчиком, которая защищала дом от злых духов. Мастер – класс: создания куклы.

Итоговое мероприятие - квест «Звонкие колокольчики» :

Игры дидактические, музыкальные и подвижные, игра в оркестре на колокольчиках, проведение викторины «Что вы знаете о колоколах и колокольчиках, продуктивная деятельность.

Результаты проектной деятельности :

Активное участие в проекте родительской общественности.

Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей:

• дети узнали об истории колоколов на Руси, их предназначении, технологии изготовления;

• узнали о разновидностях колоколов, колокольчиков и колоколен через фотопрезентации и виртуальные экскурсии;

• углубили свои знания о разновидностях колокольного звона, о профессии звонаря на Руси;

• обогатили музыкальные представления о звучании колоколов через слушание музыкальных произведений, дидактические и подвижные игры;

полученные знания дети воплотили и закрепили в творческой деятельности: нарисовали новогодние колокольчики, колокольчики – цветы, лепили из пластилина и глины, расписывали дымковскими и семейскими узорами, делали аппликацию, участвовали в мастер-классе по созданию куклы – колокольчик.

Разработан дидактический комплекс по результатам проекта (наглядно-дидактический материал; картотека народных подвижных и хороводных игр; сценарий НОД, развлечение; папка-передвижка для родителей; коллекция мультимедиа презентаций и видеофильмов, создан мини – музей колокольчиков;

Будет обобщен опыт работы по реализации проекта и его распространению на педагогическом совете.

Публикации по теме:

«Буквы Б, б. Звуки [б ] [б’]» Орг момент. Встаньте ровно! Подарите свои улыбки друг другу и мне. Садитесь. Руки? На месте. Ноги? На месте. Спина? Прямая! Мотивация..

Дидактическая игра «Звуки леса» Цель: Создание условий для развития познавательных способностей с использованием сохранных анализаторов. Задачи Воспитательные. 1. Воспитывать.

Конспект занятия «Звуки [Л] — [Л’]» Домашнее задание 1. Назвать характеристику и артикуляцию звука «Л», «Ль». В чем их сходство и в чем их различие? 2. Вспомнить и назвать.

Фонетическая логосказка «Том и Тим». Звуки [Т]-[Т’] Цели: закрепление артикуляции звуков [Т] и [Т’]; произношение звуков изолированно, в слогах, словах и фразах; развитие навыков звукового.

Игра «От А до Я — звуки лучшие друзья»Игра «От А до Я — звуки лучшие друзья» "Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности". В. А.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе «История колоколов», с использованием ЭОРКонспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе «История колоколов», с использованием ЭОР НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе с использованием ЭОР. Тема: «История колоколов»Цель: Формирование у детей знаний.

Мастер-класс поделки из фольги «Серебряные розы»Мастер-класс поделки из фольги «Серебряные розы» Перед работой нужно предупредить детей, что фольга легко мнется и рвется, и работать нужно очень аккуратно. Рулон обычной пищевой фольги.

Проект «Краски и звуки Осени» во второй младшей группеПроект «Краски и звуки Осени» во второй младшей группе Автор проекта: Сутырина Е. И. Реализация проекта воспитателей Сутыриной. Е. И, Савиной О. А. Тип проекта: информационно-творческий. Срок.

Проект по театральной деятельности «Театра волшебные звуки» в подготовительной группеПроект по театральной деятельности «Театра волшебные звуки» в подготовительной группе Проект по театральной деятельности в подготовительной группе «Театра волшебные звуки» АКТУАЛЬНОСТЬ Интенсивное изменение нашей жизни,.

Конспект занятия «Вокруг нас звуки» Тема: Вокруг нас звуки. Цель:Погрузить детей в мир звуков, развивать интерес к ним;привлечь их внимание к звуковой (внешней)стороне речи;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Колоколов серебряные звуки»
Опубликовано: 19 июля 2022 в 12:07
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД