Проект «Матрешка». Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников методами декоративно-прикладного искусства

Валентина Костылева
Проект «Матрешка». Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников методами декоративно-прикладного искусства

Раздел 1

1.1. Актуальность

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину (задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры- забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство, этот незамутнённый источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из функций- воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.

Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества,- одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно- творческих способностей. Народное декоративно- прикладное искусство также эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение. эмоционально- положительное отношение к объектам эстетического содержания.

В процессе овладения приёмами народной лепки из глины (Гжельская керамика, Дымковская и Филимоновская игрушки, плетения из соломы и мочала, росписи по дереву и глине (Городецкая, Хохломская, вышивки, изготовления народных костюмов у детей развивается рука, координация действий руки и глаза, обогащается представление о художественной деятельности, о творчестве народных мастеров.

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный

вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, народное декоративно- прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной

культуры и искусства.

1.2. Цели и задачи проекта

Цель: нравственно- патриотическое воспитание детей средствами декоративно- прикладного искусства; развитие восприятия, образного мышления, воображения.

Задачи:

Для детей:

1. Закреплять и развивать у детей интерес к изобразительной деятельности с включением элементов народной росписи.

2. Продолжать знакомить детей с народным декоративно- прикладным искусством (городецкая и хохломсакя роспись, народной игрушкой (дымковской, филимоновской, семёновской, керамикой (Гжель).

3. Учить передавать форму, величину и цвет предмета, компо-

зицию в рисунке, цветовые сочетания в декоративном узоре.

4. Учить самостоятельно применять изобразительные умения и навыки в декоративной деятельности, используя выразительные средства народной росписи.

5. Развивать декоративное творчество детей на основе усвоения

народного искусства.

6. Формировать у детей представления о видах изобразительного искусства и народного творчества, о средствах художественной выразительности.

Проект «Матрешка». Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников методами декоративно-прикладного искусства

Для родителей:

1. Привлечение родителей к сбору материала для твор-

ческой деятельности детей, к созданию и оформлению творческой мастерской и мини- музея «Русская изба».

2. Вовлечение родителей в нравственно- патриотическое воспитание детей посредством их участия в совместной творческой деятельности.

1.3. Ожидаемые результаты

Для детей:

1. Повышение интереса к изучению истории и культуры, народного декоративно-прикладного искусства России.

2. Развитие самостоятельных навыков и умений в изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование)

с использованием элементов народного творчества.

3. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости при восприятии

произведений народного декоративно- прикладного искусства,

народных игрушек.

4. Умение выполнять работу коллективно.

5. Использование полученных знаний и умений в индивидуальных творческих работах.

Для родителей:

1. Участие родителей в совместной творческой деятельности.

2. Повышение культурного уровня, формирование устойчивого

интереса к традициям народного декоративно- прикладного искусства.

2.2 Перспективное планирование работы с родителями

Сроки

Мероприятия

1 квартал

1. Анкетирование.

2. Знакомство с целями и задачами проекта «Матрёшка».

3. Привлечение родителей к сбору материалов для детских

творческих работ.

4. Привлечение родителей к оформлению и сбору экспонатов

для мини-музея «Русская изба».

5. Чтение детьми пестушек, потешек, загадок, пословиц,

поговорок.

6. Рекомендации «Учимся с детьми видеть прекрасное».

2 квартал

1. Привлечение родителей к участию в ярмарке глиняных

игрушек.

2. Оказание помощи детям в организации выставки «Сказка

своими руками».

3. Чтение с детьми русских народных сказок о ремёслах,

труде.

4. Оказание помощи детям в оформлении панно «Филимо-

новские игрушки».

5. Привлечение родителей к организации и участию в досуге

«У самовара».

3 квартал

1. Привлечение родителей к сбору материалов для пошива

народных костюмов для соломенных кукол.

2. Оказание помощи детям в организации развлечения

«Хоровод матрёшек».

3. Привлечение родителей к организации и проведению

итогового развлечения «Здравствуй, ярмарка!».

4. Анкетирование.

5. Ознакомление родителей с итогами проекта «Матрёшка».

Публикации по теме:

Проект «Духовно-патриотическое воспитание дошкольника». Выступление на Макаренковских чтенияхПроект «Духовно-патриотическое воспитание дошкольника». Выступление на Макаренковских чтениях Выступление на макаренских педагогических чтениях. Защита презентации. Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном.

Викторина «Россия, Россия, края дорогие» для педагогов Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по- иному, много заново открываем и переоцениваем. В первую очередь.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Проект «Матрешка». Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников методами декоративно-прикладного искусства
Опубликовано: 24 декабря 2013 в 19:46
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Ждем Новый год или Адвент-календарь
Здравствуйте, дорогие коллеги и друзья! Вот и наступил декабрь. С каждым днем зима радует нас своим великолепием: пушистый снег, веселые и забавные игры на...
«Есть у нас огород» — фотоотчет
У нас в детском саду есть огород, с весны до осени мы работаем на нём. Здесь дети получают навыки выращивания растений, ухода за ними. Огород – это ещё и...
Новогодний шар из бумаги в технике оригами. Мастер-класс
Новогодний шар из бумаги в технике оригами. Мастер-класс Необходимые материалы и инструменты: • Белая бумага для принтера • Цветная бумага для...
Фотоотчет НОД по лепке с использованием природного материала «Паучки на паутинке».
Фотоотчет НОД по лепке с использованием природного материала «Паучки на паутинке». Цель: развивать умение лепить паука, передавая характерные...
Оформление музыкального зала ко Дню Матери.
День матери! В этот замечательный день наши зрители- мамочки, бабушки и даже папы! Мама – самое близкое, дорогое и родное слово для любого человека. Нам...