Познавательный проект «Мы разные, но мы вместе» по формированию толерантности у детей подготовительной группы

Елена Захарова
Познавательный проект «Мы разные, но мы вместе» по формированию толерантности у детей подготовительной группы

Автор: Воспитатель: Захарова Елена Юрьевна Мдоау д. с. «Родничок» г. Пыть-Ях ХМАО — Югра

Проект «Мы разные, но мы вместе».

Актуальность: Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Причин этому много - средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга возникают в связи с разными ценностями, культурой, языком. Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности, - еще недостаточен. Ежегодная диагностика личностных качеств детей старшего дошкольного возраста, указывает на то, что 28% воспитанников замечают у себя больше достоинств, чем недостатков; способность к эмпатии у них практически не выражена; во всех проблемах чаще обвиняют окружающих, отмечается повышенная обидчивость, агрессивность. Низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре народов разных стран.

В связи с вступлением в силу федеральных государственных требований воспитание толерантности является обязательным для любого дошкольного образовательного учреждения.

Практическая значимость.

Считаю, что реализация данного проекта повысит знания родителей в области воспитания толерантности у своих детей. А дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат группы и повлиять на повышение качества образовательного процесса.

Цель проекта: Сформировать у детей и родителей основы толерантной культуры.

Задачи:

1. Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую сопричастности детей к культуре других народов.

2. Формировать уважительное отношение, открытость, дружелюбие к сверстникам и родителям группы.

3. Познакомить с национальными традициями, культурой воспитанников группы.

4. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей.

6. Развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию.

Несмотря на социальный заказ общества, доказанную сенситивность дошкольного возраста к усвоению ценностей, на практике процесс толерантного воспитания осуществляется эпизодически и нецеленаправленно. Отсутствуют исследования, в которых представлена целостная концепция формирования толерантности старших дошкольников.

Новизной и отличительной особенностью проекта является сконструированная система формирования толерантности, в которой определены организационно - педагогические условия, пути и способы реализации проекта, состоящего из целевого (цели, задачи, принципы, подходы, направления деятельности, содержательного (основные и специфические факторы формирования толерантности, операционально-действенного (формы, методы, средства, развивающая предметно – пространственная среда воспитания, оценочно – регулятивного (уровни и критерии сформированности толерантности) компонентов.

Работа по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста будет успешной, если:

• процесс воспитания реализуется с учётом содержания понятия «толерантность детей дошкольного возраста»;

• определены критерии сформированности толерантности у дошкольников;

• разработана система, учитывающая поэтапное ознакомление детей с Родиной, гражданскими правами, обязанностями, социальными нормами, людьми разных национальностей;

• педагогический процесс по воспитанию толерантности будет проходить при участии подготовленных педагогов и родителей.

Образовательное пространство является средством приобщения дошкольников к социальной действительности при следующих условиях:

• единство созданных центров детской деятельности, развивающей среды с содержанием программы воспитания и обучения;

• взаимодополняемость всех звеньев образовательного процесса;

• признание ценности образовательного пространства всеми

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Возраст: дети 6-7 лет

Тип проекта: познавательно - творческий.

По количеству участников: коллективный.

По продолжительности: 1 год

Форма проведения итогового мероприятия проекта: Конкурсно - игровая программа с участием родителей, презентация семейных альбомов "Мы такие разные".

Продукты проекта: Семейные альбомы: "Наша национальная кухня", "Наш национальный костюм", "Наши национальные игры", "Наша национальная культура".

Основными направлениями проекта являются:

1. Формирование у детей навыков толерантного отношения к окружающему миру;

2. Формирование компетенций у родителей в области толерантного воспитания.

Проект реализуется в три этапа.

Этапы Мероприятия

Подготовительный этап.

1. Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.

2. Разработка проекта, перспективного плана мероприятий. 1. Диагностика детей по выявлению уровня сформированности толерантного отношения друг к другу

3. Анкетирование родителей

4. Оформление перспективно-тематического плана, паспорта проекта

Содержа-тельный этап.

1. Подбор материала.

2. Реализация проекта в образовательную практику.

3. Закрепление полученных знаний на практике через презентацию проекта

4. Пополнение предметно-развивающей среды демонстрационным материалом по теме.

5. Реализация запланированных мероприятий.

6. Конкурсно - игровая программа с участием родителей, презентация семейных альбомов "Мы такие разные".

Заключи-тельный этап.

1. Диагностика детей по выявлению уровня сформированности толерантного отношения друг к другу

2. Анкетирование родителей

Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, через организацию экскурсий, семейных праздников.

Реализация содержательного этапа проекта по 4 направлениям:

Предварительная работа:

Создание картотек подвижных игр и развлечений народов России и других стран. Организация уголка «Дружбы» Коробочка-копилка «Добрых дел».

Предметно - развивающая среда в группе для организации режиссерских и ролевых игр.

Подборка иллюстраций на формирование правильного поведения в различных ситуациях. Создание в группе библиотеки произведений переводной литературы разных народов, сказок, пословиц и поговорок о мире, дружбе, доброте, доме и Родине.

Дидактические игры на развитие у детей толерантности; музыкальные произведения композиторов мира; альбомы, фотографии, видеоматериал; демонстрационный и раздаточный материал по темам: «Моя семья», «Мой город», «Моя страна», «Планета людей», «Дружат дети на планете», «Мои друзья»; карты (России, мира, глобус.

Оформление интерьера помещений группы иллюстративным материалом по теме. Внесение предметов быта, предметов народно-прикладного искусства, кукол в национальных костюмах, музыкальных инструментов.

Организация фотовыставки «Широка страна моя родная»

Практическая деятельность

Народные игры России и других стран: «Сокол и лиса», «Утушка», «Скок –перескок», «Пятнашки на санках», «Барашек», «Канатохо

дец», «Перепелочка». Сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Путешествуем по России», «Путешествие за рубеж», «Башня мира», «Готовимся к празднику», «Детский сад»;

Театрализованные игры: «Друг всегда придет на помощь», «Как поссорились Солнце и Луна», «Как вести себя на улице», «Театр»

Сочинение сказок и историй детьми, создание книг, их иллюстрирование и инсценировка. Д\И «Назови ласково», «Ты мне нравишься, потому что…», «Дружить- это значит.», «Приветствие других стран», «Добрые пожелания», «Добрые новости», «Волшебная палочка добрых дел», «Подарок для друзей», «Комплименты», «Чем я могу помочь», «Я- хороший, ты- хороший», «Я хочу подружиться с…».

Психологические этюды: «Цветок дружбы», «Каким я буду, когда вырасту», «Паровозик имён, или в страну Дружбы», «Дракон ловит свой хвост», «Заячья семья», «Если нравится тебе», «Не прослушай имя своего друга», «Зеркало». Д/и «Путешествуем по сказкам», «Чей это орнамент?», «Вещи перепутались», «Чей это дом!» «Встречаем гостей», «В гостях у друзей» Беседы «Моя семья», «Зачем нужны традиции?» Рассказы детей о членах своей семьи, оформление странички альбома «Я и моя семья».

НОД: «Мы -жители планеты Земля», «Моя страна», «Мой город», «Все мы разные, но все мы вместе». Рисование по мотивам (азербайджанских, армянских, украинских) узоров, по темам; «Мы дети земли», «Я и моя семья»,

Аппликации по мотивам народных орнаментов (Украсим сапожок, рукавичку, рушник).

Оформление группового помещения и музыкального зала к праздникам и совместным досугам.

Работа с родителями

Консультация "Психологическое здоровье ребенка" Блиц-опрос для родителей: «Что вы понимаете под словом толерантность?» Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?» Консультации для родителей «Чему мы учимся друг у друга?», «Семейные традиции». Акции «Покормите птиц зимой», "Построим горку сами" Создание семейных альбомов "Наша национальная кухня", "Наш национальный костюм", "Наши национальные игры", "Наша национальная культура".

Конкурсно - игровая программа с участием родителей, презентация семейных альбомов "Мы такие разные". Оформление стенда:

«С чего начинается Родина?». Экскурсия в историко-этнографический музей-парк под открытым небом.

Ожидаемые результаты:

• В группе будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей.

• У детей постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры, социального статуса и физических возможностей.

• Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений, и что важнее всего, претворят их в жизнь.

Публикации по теме:

Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста. Актуальность: формирование культуры поведения – одна из сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.

Некоторые принципы общения с агрессивными детьми. Некоторые принципы общения с агрессивными детьми. • Помните, что запрет и повышение голоса — самые неэффективные способы преодоления.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Познавательный проект «Мы разные, но мы вместе» по формированию толерантности у детей подготовительной группы
Опубликовано: 3 декабря 2013 в 21:31
+14
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...