Лучший педагог года

Проект «Мы-экспериментаторы» (старшая группа)

Нина Кротова
Проект «Мы-экспериментаторы» (старшая группа)

Пояснительная записка

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого снимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, оно способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Публикация «Проект „Мы-экспериментаторы“ (старшая группа)» размещена в разделах

Как доказал Н. Н. Поддъяков, академик Российской академии образования, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей и пронизывает все виды детской деятельности, в том числе и игровую.

Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми другими видами деятельности и, в первую очередь, с такими, как наблюдение и труд. Детское экспериментирование представляет собой различные формы выражения одной и той же мысли: позволить детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребности познания эффективным и доступным для них способом путем самостоятельного исследования мира.

Основная цель нашего проекта – дать возможность детям познать окружающий мир через систему подобранных для их возраста экспериментов и дидактических игр на закрепление полученных детьми знаний.

Достижению этой цели способствует выполнение следующих задач:

• Расширить знания детей об окружающем их мире; познакомить с особенностями родного края, со свойствами живой и неживой природы нашего региона.

• Привить детям навыки работы с оборудованием центра экспериментирования; научить использовать его по назначению.

• Способствовать воспитанию у детей здорового любопытства, интереса к окружающему их миру; воспитывать трудолюбие, усидчивость, осторожность в обращении с предметами; уважение к культуре и природе своего края.

Программа «Истоки», по которой работает наш детский сад, выделяет задачи познавательного развития для детей всех возрастов дошкольного периода.

Задачи экспериментальной деятельности детей 5-6 лет такие:

1. Продолжать развивать естественное любопытство и интерес к экспериментированию с предметами окружающего мира и познанию их свойств.

2. Формировать элементарные представления о материалах, из которых изготовлены предметы, учить обобщать их возможности, развивать умение устанавливать связи между назначением предмета и его формой, структурой, материалом из которого он сделан.

3. Поддерживать интерес детей к объектам и явлениям живой и неживой природы (растениям, животным, камням, снегу, воде, временам года).

4. Формировать навыки наблюдения за животными и растениями. Поощрять самостоятельные «открытия» детей свойств природных объектов (камни тонут в воде, песок сыплется, глина лепится, вода льется, птицы летают, весной у растений сначала появляются листочки, а потом цветы, бабочка чаще летает там, где много цветов).

5. Учить обобщать предметы по определенным признакам.

Тип проекта – долгосрочный.

Принципы работы по данному проекту :

• Реальность (соответствие проводимого эксперимента или опыта тому, что потом дети смогут пронаблюдать в жизни самостоятельно; обучение «от простого к сложному»);

• Комплексность (установление межпредметных связей с деятельностью по ознакомлению с окружающим миром, по трудовому обучению, изодеятельности и др.);

• Доступность (соответствие экспериментальной деятельности возрастным возможностям детей);

• Региональность (проведение экспериментов только с теми веществами и предметами, которые ребенок видит вокруг себя).

При проведении опытов и экспериментов важно соблюдать правила безопасности:

• Работа ведется под наблюдением взрослого.

• Все вещества эксперимента брать только ложечкой.

• Грязными руками не трогать глаза.

• Не брать руки в рот.

Конечно, ни одна проектная деятельность не обходится без взаимодействия с родителями. В данном случае это: привлечение родителей к практической помощи – пополнение центра экспериментирования необходимыми материалами (песок, формы, мензурки, колбы и т. д.); участие в экспериментальной деятельности, что способствует сплочению семьи, закреплению полученных знаний не только в детском саду, но и дома; проведение наблюдений с детьми вовремя прогулок вне детского сада.

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.

Предполагаемые результаты: дети приобретают опыт видения предметов и явлений, всматривания в них; происходит развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности; расширяется словарный запас и обогащается речевое общение на основе культурных норм.

Планирование экспериментальной деятельности

О К Т Я Б Р Ь

Тема экспериментов «Вода вокруг нас»

- Есть ли у воды вкус?

- Какого цвет вода?

- Чем пахнет вода?

- Форма воды.

- Зачем вода нужна растениям?

- Что плавает, что тонет.

- Фильтрация воды

- Какая вода в стакане?

- Лед – застывшая вода

- Ручеек.

- Круговорот воды в природе.

- Вода – растворитель

- Вода течет вверх

Н О Я Б Р Ь

Тема экспериментов «Воздух – невидимка»

- Что в пакете?

- Надувание мыльных пузырей.

- Движение воздуха

- Шарик, не упади!

- Воздух внутри нас (воздушный шарик, перышко, соломинка и вода)

- Воздух в воде

- Воздух работает

- Почему летит ракета?

- Я вижу воздух!

- Возникновение звука

- Воздух – невидимка

- Сколько весит воздух?

- Барханы в пустыне

- Воздух теплый и холодный

Д Е К А Б Р Ь

Тема экспериментов «Человек. Ощущения и чувства»

- Для чего человеку руки?

- Как передаются микробы.

- Значение ног

- Для чего человеку локоть?

- Язык-помощник

- Вкусовые зоны языка

- Умный нос

- Значение носа для речи

Я Н В А Р Ь

Тема экспериментов «Человек», «Преобразования»

- Откуда берется голос?

- Я назову, а ты покажи (зрение).

- Что видел и что запомнил.

- Слышу – не слышу

- Что звучит?

- Музыка или шум?

- Украсим куст сирени.

- Строим снежный город (на улице)

Ф Е В Р А Л Ь

Тема экспериментов «Свойства материалов»

- Стекло, его качества и свойства.

- Живое зеркало.

- Таинственные стекла

- Металл, его качества и свойства

- Опыт с фольгой.

- Резина, ее качества и свойства

- Апельсин и шарик

- Пластмасса, ее качества и свойства

- Магниты. Волшебный театр

МАРТ

Тема экспериментов «Свет и тень», «Цвет»

- Свет вокруг нас

- Свет и тень

- Волшебные лучи

- Игра теней

- Солнечные зайчики

- Крутящийся диск

- Раскрасим радугу

- Цветное молоко

- Цветные мостики

А П Р Е Л Ь

Тема экспериментов «Песок и глина»

- Почему песок хорошо сыплется?

- Ветер

- Песчаный конус

- Волшебный материал

- Посадим дерево

- Чудесное сито

- Чьи следы?

- Волшебный рисунок

- Свойства сухого песка

- Свойства мокрого песка

- На каком песке легче рисовать?

М А Й

Тема экспериментов «Природа вокруг нас»

- У кого какие детки?

- Что любят растения?

- Кто живет в воде?

- Возвращение Архимеда

- Желатиновая рыбка

- Поплавок из апельсина

- Лава – лампа в домашних условиях

- Какие бывают камни?

Публикации по теме:

Краткосрочный проект в средней группе «Экспериментаторы» Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад 12» г. Перми Паспорт проекта «Эксперементаторы» раздел Содержание раздела.

Проект «Берегите игрушки». Старшая группа. Авторы: Муллина Елена Валерьевна и Архипова Ольга Казимировна. Проблема :небрежное отношение к игрушкам. Цель: формирование бережного отношения.

Проект «Берегите воду». Старшая группаПроект «Берегите воду». Старшая группа Проект «Берегите воду». Старшая группа Время проведения: февраль 2016г. Цель: приобщить детей к рациональному использованию ресурсов воды.

Проект «Космос» (старшая группа)Проект «Космос» (старшая группа) Вид проекта: групповой Длительность проекта: краткосрочный (1 неделя) Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет, воспитатели, родители.

Проект «Космос» (старшая группа) Проект «Космос» Разрабатывая проект «Космос», в первую очередь хотелось дать знания о строении Вселенной доступным и понятным для старших.

Проект «Мир доброты и вежливости» (старшая группа) Актуальность проекта обусловлена необходимостью формирования и развития нравственных качеств и дружеских взаимоотношений между детьми. В.

Проект «Много дел у следопытов» (старшая группа). Проект группы общеразвивающей направленности для детей с 5 до 6 лет «Капелька» «Много дел у следопыта!»Подготовила воспитатель Киргинцева.

Проект «Рубашка-рубашечка» старшая «А» группа Паспорт проекта "Рубашка - рубашечка"[/b] Название проекта -«Рубашка - рубашечка» Тематическое поле (объект исследования) - История русской.

Проект «Витамины на грядке» (старшая группа)Проект «Витамины на грядке» (старшая группа) Проект "Витамины на грядке" Старшая группа Актуальность проекта. Современная жизнь насыщена всевозможными продуктами питания, полезными.

Проект «Семья» (старшая группа) ЦЕЛЬ: Обобщать знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Познакомить детей с правом на любовь и заботу родителей. Задачи: Воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Мы-экспериментаторы» (старшая группа)
Опубликовано: 14 ноября 2016 в 20:06
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД