ГАРИЕВА НАТАЛЬЯ
Проект «Огород на подоконнике» во второй младшей группе
Паспорт проекта
Актуальность:
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Отсюда следует, что взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность ребенка, создавать условия для самостоятельного поиска информации.
Получать такую информацию самостоятельно ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе.
Публикация «Проект „Огород на подоконнике“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2022
Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.
Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать.
Чтобы приучить детей к систематическим наблюдениям, взрослому нужно помочь ребёнку осмыслить их. Посадив в землю семена, ребёнок может наблюдать, как появляется росток, семядольные листочки, основные листья и т. д.
Ребёнок, прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающей природы, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.
Тип Проекта:
По содержанию: обучающий, познавательный, исследовательский.
По числу участников: групповой (дети второй младшей группы).
По времени проведения: 3 месяца (май, июнь, июль)
Цель проекта:
Формирование познавательного интереса через выращивание и уход за овощными культурами в комнатных условиях.
Задачи проекта:
Познавательное развитие: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление. Формировать представление детей о растениях, овощах и фруктах.
Социально-коммуникативное развитие: учить бережно относится к природе. Закреплять новые знания с опорой на жизнь. Воспитывать трудолюбие желание помогать взрослым, учить детей ухаживать за растениями.
Речевое развитие: обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей; развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы. Знакомить с художественными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.
Художественно - эстетическое развитие: продолжать развивать мелкую моторику рук, навыки работы карандашом, кистью, различные приёмы лепки; закрепить основные цвета. Учить использовать в творческой деятельности, ранее приобретенные знания и навыки. Знакомить с музыкальными произведениями, связанными с тематикой проекта (хороводные игры, песни, развивать эмоциональную отзывчивость, певческие навыки, музыкальные способности.)
Проект включает в себя три этапа:
1. Подготовительный.
2. Основной (исследовательский).
3. Заключительный.
Значимость проекта для всех его участников:
Дети получают знания по уходу за растениями, формируются представления о трудовых процессах. Дети узнают и называют части растения.
Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.
Родители активно участвуют в подготовке материалов (подборка семян для посадки, в оформлении огорода на подоконнике.
Предполагаемый результат проекта:
Дети знают и применяют полученные знания по уходу за культурными огородными растениями.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный
Содержание деятельности воспитателя и детей:
- определение темы Проекта;
- формулировка цели и определение задач;
- подборка материала по теме Проекта (литература, наглядный матери-ал, дидактические, сюжетные игры, физкультминутки, фото, семена, муляжи овощей, материалы для посадки);
- составление плана основного этапа Проекта.
Работа с родителями:
- беседа с родителями о предстоящей работе;
- подготовка семян и луковиц;
Ответственные за выполнение: воспитатель, родители.
2. Основной (исследовательский)
Содержание деятельности воспитателя и детей:
• рассматривание и сравнение семян (помидор, укропа, огурец, салат, горох).
• посадка: огурец, помидор,перец, свекла, лук коллективно
• посев: салат, укроп, цветы бархатцы.
• исследовательская и практическая деятельность по изучению выращивания культурных насаждений:
- подготовка почвы;
- посадка;
- установка растений на солнце;
- полив;
- рыхление.
- оформление огорода на окне;
- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;
- знакомство с строением растений;
Дидактические игры: "Вершки и корешки", " Узнай и назови" (Овощи и фрукты, " Угадай на вкус", " Собери овощи и фрукты в разные корзинки ", " Что лишнее?", Какой сок, "«Собери из частей целое», «Волшебный мешочек», «Варим суп» «Пазлы фрукты» «Лото фрукты и овощи» «съедобное – не съедобное»
Сюжетно- ролевые игры:
1. Научим куклу Машу поливать лук на нашем огороде.
2.«Мы помощники». Варим суп Что нам понадобиться? Варим компот Что нам понадобиться?
3. Овощной магазин.
4 Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла», «Репка».
5 Театральная игра «Репка»
Беседы с детьми:
Беседа об огороде, овощах.
Беседа о том, что нужно растениям для роста.
Беседа о пользе витаминов, содержащихся в овощах.
Беседа, что растет на дереве, а, что в земле
Пальчиковая гимнастика:
1. «Огород»
2. «Мы делили апельсин»
3. «Мы капусту рубим»
4. «Морковка»
5. «Уборка урожая»
Практическая деятельность: посадка (лук, укроп, перец, томат, огурец, бархатцы)
- Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
Художественно - творческая деятельность детей.
-раскрашивание картинок "Овощи", "Фрукты"; рисование по трафаретам «Фрукты»; лепка "Угощение для зайчика"; «Яблоко» аппликация «огурцы в банке»; Пластилинография «Арбуз»
Чтение художественной литературы (русские народные сказки "Репка", "Вершки и корешки", "Пых", "Бобовое зёрнышко", стихотворения С. В. Михалкова "Овощи", стихи об овощах и фруктах, " Однажды с базара хозяйка пришла", загадки про овощи и фрукты, рассматривание иллюстраций в книгах.
Работа с родителями:
• беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»?
• памятка для родителей «Лук от всех недуг»;
3. Заключительный
Содержание деятельности воспитателя и детей:
- анализ полученных результатов;
- фотоотчет "Как мы сажаем и ухаживаем за растениями"
Предполагаемые результаты: Создав огород на окне у детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Итоговые результаты:
- Дети получили знания, что растение живое, о значении света для растений, зачем растениям нужна вода;
- Научились сравнивать овощи и фрукты по нескольким признакам;
- Приобрели новый опыт исследовательской деятельности, расширили свой кругозор и мыслительную деятельность;
- Проводимая работа позволила воспитать у детей трудолюбие, бережное отношение к растениям, дети научились работать вместе с родителями, помогать им.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте растений и результатом своего труда.
Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к природе, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.