Лучший педагог года

Проект «Одаренные дети». Выявление и развитие предпосылок интеллектуальной одаренности у детей дошкольного возраста

Ирина Ивановская
Проект «Одаренные дети». Выявление и развитие предпосылок интеллектуальной одаренности у детей дошкольного возраста

Проект «Одаренные дети».

Выявление и развитие предпосылок интеллектуальной одаренности

у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Проект «Одаренные дети» разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с требованиями нормативных документов и будет являться основой для работы с интеллектуально одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, воспитывающимся в детском дошкольном учреждении.

Публикация «Проект „Одаренные дети“, Выявление и развитие предпосылок интеллектуальной одаренности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель: Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.

Задачи:

1. Обеспечить условия всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через интеллектуальную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми индивидуально и в группах, предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;

2. Способствовать адаптации одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитывать уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов;

3. Формировать устойчивую мотивацию, стимулировать познавательный интерес, способствовать раскрытию творческого потенциала;

Планируемые результаты:

1. Создание банка данных детей с предпосылками интеллектуальной одаренности.

2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей с предпосылками интеллектуальной одаренности.

3. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с интеллектуальной одаренностью.

4. Уверенность детей в своих способностях.

5. Снижен уровень тревожности.

Диагностический этап

подготовка пакета психолого-педагогических диагностик выявления интеллектуальной одаренности по возрастным группам;

проведение обследований детей по согласию и желанию родителей;

педагогическая диагностика;

психологическая диагностика;

специальная диагностика (углубленная);

диагностический мониторинг (анализ динамики развития).

Диагностический этап ведется в 3-х направлениях:

1) Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития)

2) Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества)

3) Работа с родителями (беседы, анкетирование)

Информационный этап

подбор литературы по тематике;

создание банка информации по работе с интеллектуально одаренными детьми;

подготовка курса лекций и бесед по проблемам одаренности;

просветительская работа со всеми участниками реализации программы.

Подготовительный этап

определение функций каждого субъекта воспитательно-образовательного процесса;

составление индивидуальной программы развития для интеллектуальной одаренности;

разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.

Развивающий этап

организация и проведение индивидуальных и групповых занятий педагогом-психологом и воспитателями (по индивидуальному плану);

организация мероприятий по социализации и адаптации одаренного ребенка в группе сверстников;

организация различных мероприятий, формирующих развивающую среду для одаренных детей.

Оценочный этап

Включает промежуточную и итоговую диагностику.

Мониторинг эффективности проведения работы с детьми.

Оценка эффективности работы педагога-психолога, воспитателей.

В программе принимают участие:

Педагог-психолог

Воспитатели

Родители

Дети

Функции специалистов воспитательно-образовательного процесса при организации работы с интеллектуально одаренными детьми

Педагог-психолог:

Диагностическая – осуществление психологической диагностики (начальной, текущей, итоговой) всех субъектов процесса. Сбор и анализ результатов педагогической диагностики.

Информационная – просвещение родителей и воспитателей по проблемам выявления, сопровождения и развития одаренности.

Коррекционная – организация мероприятий по адаптации и социализации одаренного ребенка. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений.

Развивающая – участие в развитии одаренного ребенка (индивидуальные и групповые занятия, оказание помощи воспитателям и специалистам при составлении программ индивидуального развития одаренного ребенка).

Воспитатели:

Информационная – сотрудничество с родителями (лицами, их заменяющими) с целью распространения информации по особенностям одаренного ребенка.

Развивающая – определение педагогических задач сопровождения с учетом индивидуальных особенностей одаренных детей и потребностей семьи. Разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ развития одаренного ребенка.

Родители:

Воспитание одаренного ребенка в семье, активное участие в реализации программы, выполнение рекомендаций специалистов.

Условия реализация программы:

При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

Такими условиями являются:

• наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;

• создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;

• наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по интеллектуальной одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;

• введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;

• использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,

• занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,

• участие детей в различных мероприятиях детского творчества;

• тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1этап – диагностический (октябрь 2014 г. – ноябрь 2014 г.)

2 этап – информационный (декабрь 2014 г.)

3 этап – подготовительный (декабрь 2014 г. – январь 2015 г.)

4 этап – развивающий (март 2015 г. – март 2019 г.)

5 этап – оценочный

Диагностический этап.

Задачи:

- Подготовка пакета психолого-педагогических диагностик выявления интеллектуальной одаренности по возрастным группам;

- Проведение обследований детей по согласию и желанию родителей.

- Повышение компетенции по данному вопросу участников программы.

Мероприятия:

- Проведение диагностики по выявлению предпосылок к интеллектуальной одаренности по методикам, соответствующим возрасту ребенка

Педагоги (консультации) :

- «Особенности работы с одаренными детьми».

- «Приемы и методы работы с одаренными детьми».

- «Виды одаренности».

- «Как правильно организовать работу с одаренными детьми

- Индивидуальные консультации, рекомендации.

Родители (стендовая информация, консультации) :

- «У Вас растет одаренный ребенок

- «Психологические особенности одаренных детей».

- «Особенности психосоциального развития одаренных детей».

- «Как помочь ребенку не стесняться своей уникальности».

- Разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.

- Индивидуальные консультации, рекомендации.

Информационный этап.

Задачи:

Повышение компетенции по данному вопросу участников программы.

Мероприятия:

Педагоги (консультации) :

- «Особенности работы с одаренными детьми».

- «Приемы и методы работы с одаренными детьми».

- «Виды одаренности».

- «Как правильно организовать работу с одаренными детьми

- Индивидуальные консультации, рекомендации.

Родители (стендовая информация, консультации) :

- «У Вас растет одаренный ребенок

- «Психологические особенности одаренных детей».

- «Особенности психосоциального развития одаренных детей».

- «Как помочь ребенку не стесняться своей уникальности».

- Разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.

- Индивидуальные консультации, рекомендации.

Подготовительный этап.

Задачи:

Повышение собственной профессиональной компетентности.

Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом

Составление индивидуальных и групповых маршрутов психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

Обогащение развивающей среды.

Мероприятия:

Изучение программно-методического материала по направлению работы.

Подбор программно-методического материала по направлению работы.

Разработка индивидуальной программы развития интеллектуальной одаренности.

Составление перспективного плана проведения НОД, планирование интегративных занятий, итоговых занятий.

Разработка конспектов занятий.

Наполнение развивающей среды предметами объектами и стимулами, максимально усиливающими любознательность дошкольника.

Развивающий этап. Реализация поставленных задач.

Мероприятия:

Проведение игр в соответствии с перспективным планом работы.

Использование методов:

- мозговой штурм

- синектика

- метод фокальных объектов

- морфологический метод

- метод творческих преобразований

- метод аналогии

- метод морфологического анализа

Применение в работе с детьми заданий поискового характера:

- выбор требуемой информации из предложенной;

- исправление ошибок, установление взаимосвязей и закономерностей;

- объединение (систематизация);

- сравнение;

- доказательство, опровержение;

- нахождение общего между заданными предметами и явлениями;

- составление плана деятельности;

- моделирование;

- установление причин;

- определение последствий;

- определение новых функций;

- решение противоречий;

- альтернативное применение;

- преобразование и усовершенствование предметов;

- опредмечивание изображений;

- поиск проблемы.

Консультирование педагогов по возникшим вопросам, трудностям.

Консультирование родителей по возникшим вопросам.

Участие родителей в итоговых мероприятиях.

Оценочный этап.

Мероприятия:

Диагностика и мониторинг.

Подведение итогов работы.

Презентация программы на педагогическом совете.

Стажерская площадка для специалистов города.

Публикации по теме:

Физическое воспитание, как средство выявления и развития одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада Тип проекта: исследовательский По тематике : комплексный По срокам реализации:6 месяцев Цели проекта: 1. Выявление одаренных детей. Для.

Сценарий интеллектуальной игры «Звездный час» для детей старшего дошкольного возраста Сценарий интеллектуальной игры «Звездный час» для детей старшего дошкольного возраста Цель: выявить уровень знаний у детей в различных.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальной одаренности детей старшего дошкольного возраста» Сегодня актуальность приобретает развитие творческих способностей ребенка, ведь в эти годы закладывается основа, на которую позже будут.

Консультация «Одаренные дети» Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный.

Проект Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст - качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. Дети переходят к стадиям собственно-художественного.

Сценарий интеллектуальной викторины-путешествия для детей старшего дошкольного возраста «Знай-ка» Сценарий интеллектуальной викторины-путешествия для детей старшего дошкольного возраста «ЗНАЙ-КА» Программное содержание: • Учить детей.

Выявление готовности детей дошкольного возраста к обучению грамотеВыявление готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте Выявление готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте Практическое исследование проходило в период с сентября по декабрь 2014.

Выявление и устранение предпосылок дизграфии в старшем дошкольном возрасте у детей с ОВЗ В наше время для общеобразовательной школы характерна неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Причины этого уходят в дошкольный.

Выявление одаренности в ДОУВыявление одаренности в ДОУ В нашем саду в марте месяце проходил районный семинар по теме: «Одаренные дети в ДОУ», наш садик представил работы Кольчуриной Валерии.

Выявление уровня экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста Выявление уровня экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста Для выявления уровня экологических знаний у детей среднего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Одаренные дети». Выявление и развитие предпосылок интеллектуальной одаренности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 30 сентября 2015 в 08:13
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД