Получи документы

Проект Организация предметно-развивающей среды ДОО в соответствии с ФГОС ДО

Юлия Курмаева
Проект Организация предметно-развивающей среды ДОО в соответствии с ФГОС ДО

Проект «Организация предметно-развивающей среды ДОО в соответствии с ФГОС ДО

В проекте в полном объеме представлена система работы по созданию предметно-пространственной среды в ДОУ. Моделирование отдельных компонентов развивающей среды позволяет ребенку проявлять и развивать способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями.

Публикация «Проект „Организация предметно-развивающей среды ДОО в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Актуальность: Необходимость обеспечения современного качества дошкольного образования по информационной насыщенности, осуществление полноценного развития и эмоциональное благополучие каждого ребенка, получение воспитанниками опыта широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Создание развивающего пространства и свободной деятельности детей позволяет включать ребенка в процесс исследования, а не получения готовых знаний и обеспечение вариативности дошкольной ступени образования, переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса.

Цель проекта: Создание современной предметно-развивающей среды в детском саду, которая способствует всестороннему развитию ребенка.

Этапы работы над проектом

1 этап – разработка и утверждение проекта (сентябрь-октябрь)

• Изучение современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста;

• Анализ созданных условий в учреждении по созданию предметно-развивающей среды;

• Разработка перспективного плана работы по проекту.

2 этап – реализация проекта (октябрь-май)

• Разработка и формирование игровых центров, модулей в структуре среды;

• Разработка методических материалов в соответствии с направлениями развития дошкольников;

• Оценка эффективности использования игровых образовательных центров в различных видах деятельности;

• Развитие профессиональных компетенций педагогов по вопросам организации предметно-развивающей среды;

• Анализ и корректировка содержания методических материалов.

3 этап – оценка эффективности и трансляция опыта (май)

• Анализ и обобщение материала, составление отчётов;

• Трансляция инновационной деятельности и её результатов в социальную среду;

• Оценка эффективности реализации проекта.

Пример построения предметно-развивающей среды подготовительной группы

Пространство группы желательно «разбить» на небольшие полузамкнутые микро пространства (в которых могут находиться одновременно 3-6 человек). Необходимо, чтобы дети вместе с воспитателем могли по собственному замыслу несколько раз в год менять пространственную организацию среды. Для этой цели также подойдут небольшие ширмы, деревянные или металлические каркасы и отрезы ткани, крупный модульный материал или обычные картонные коробки большого размера, окрашенные или оклеенные пленкой.

Каждый уголок в групповой комнате подчинен интересам развития ребенка и способствует реализации всех образовательных областей.

Мини-библиотека «Читай-ка» знакомит ребенка с детской художественной литературой, фотографиями детских писателей, а также рукотворными книгами и альбомами, созданными с помощью детей и их родителей. Вся литература тематически систематизирована, что помогает воспитанникам в поиске и выборе необходимой книги. Ребенок чувствует себя здесь комфортно, спокойно и уютно. В этом центре дети с удовольствием приобщаются к словесному искусству, у детей развивается художественное восприятие и эстетический вкус.

В центре «Юные актеры» представлены разнообразные виды театров: би-ба-бо, пальчиковый, теневой, настольный театры; множество масок для различных сказок. Для организации спектаклей используется удобная ширма со сменным по цвету занавесом. Театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью.

Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.

Центр экспериментирования «Познавайка» представляет разнообразный инструментарий и материалы для наблюдений и экспериментов, помогающие расширить представления детей об окружающем мире. С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в экспериментальном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов.

Центру творчества «Юный художник» отведено хорошо освещенное место. Здесь размещены необходимые материалы для детского творчества по рисованию, аппликации, лепке, ручному труду, книжки-инструкции для самостоятельной деятельности. Полки, стол и мольберт размещены таким образом, чтобы можно было легко воспользоваться материалом и самостоятельно оформить место для изобразительной деятельности. Весь размещенный материал способствует формированию творческого потенциала детей с ОВЗ, развитию интереса к изобразительной деятельности, формирует эстетическое восприятие, воображение, художественно-творческие способности, самостоятельность.

«Игровой центр» представлен современными игровыми модулями и атрибутами к разнообразным сюжетно-ролевым играм, позволяющими детям распределять игровое пространство в соответствии с сюжетом игры. Объединяя при желании воедино сразу несколько игр «Семья», «Салон красоты», «Больница», «Аптека», «Магазин», «Почта». Игровой уголок для сюжетно-ролевых игр и гендерного воспитания помогает формировать у детей с ОВЗ основы культуры общения и коммуникативные навыки. Детям предоставляется возможность отображать полученные знания о взаимоотношениях людей и переносить их в игру.

В Уголке по ПДД «Безопасность на дороге» дети имеют возможность конструировать как большие постройки, так и постройки из мелких деталей, используя в игре разные игрушки (человечки, фигурки животных, машинки, знаки ПДД, и многое другое). Атрибуты для данных игр размещены рядом, чтобы дети имели возможность комбинировать строительные сюжеты, объединяя их творчески с играми, в которых можно использовать различные виды транспорта. Так же уголок способствует познавательному развитию детей с ОВЗ, конструктивных навыков, формированию усидчивости и умению работать по схемам.

В центре «Веселые нотки» расположены различные традиционные музыкальные инструменты и изготовленные собственоручно (например, шумовые инструменты с различным звуковым эффектом, а также дидактические игры на развитие слухового внимания, логического мышления и воображения детей. Так же в группе имеется магнитофон, аудиокассеты и диски с записями сказок, голосов птиц, детских песен, шума прибоя и т. д. Подобранный материал способствует развитию слуха, восприятию музыки, и интереса к музыкальному искусству.

Центр «Мы – спортсмены» включает в себя спортивные атрибуты, картотеку подвижных и малоподвижных игр, считалок для выбора водящих, помогающие детям интересно и активно участвовать в двигательной деятельности. А также материал для расширения представлений воспитанников о различных видах зимних и летних видов спорта. Есть большие и малые мячи, обручи, кольцеброс, кегли, мешочки с песком, мишени на ковролиновой основе с набором мячиков на липучке. Здесь же мы размещаем рукотворные плакаты, спортивные газеты по организации здорового образа жизни, выполненные семьями воспитанников. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

Центр «Говорушка» представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами, а также занятий индивидуальной коррекционной работой. В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие: фонематического слуха, дыхания, воздушной струи, артикуляционной моторики, правильного звукопроизношения, словаря, мелкой моторики пальцев рук, звукового анализа и синтеза слогов и слов. Содержание определяется в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи детей с ОНР. Уголок способствует формированию положительных мотиваций к занятиям, развивает коммуникативные навыки, способствует развитию воображения и связной речи.

В патриотическом уголке «Россия – Родина Моя!» помещена символика нашей страны – герб, гимн, флаг России, портрет президента. Здесь находятся семейные альбомы на различные темы, выполненные родителями (например, «Наш семейный отдых», «Наш город Пятигорск» и др.); картотека городов России; книги о губернии, макет детского сада. Все эти пособия позволяют детям знакомиться с традициями и культурой родного края, прививают любовь к Родине.

Таким образом, целенаправленно организованная предметно - развивающая среда в группе играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Среда обогащает знаниями и новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Организация предметно-развивающей среды в группах раннего возраста по ФГОС и Сан ПиН Важной частью предметно-пространственной среды в помещении группы является книжный уголок. Этот тематический «центр книг» осуществляет роль.

Итоги работы по самообразованию «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до»Итоги работы по самообразованию «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до» Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в подготовительной к школе группе(2017-2018 уч. год).

Логопедизация предметно-развивающей среды в старшей группе для детей с ТНР в соответствии с ФГОСЛогопедизация предметно-развивающей среды в старшей группе для детей с ТНР в соответствии с ФГОС Авторы: воспитатель Юсупова О. В., учитель-логопед Викторова М. Г. Дошкольное детство – короткий, но вместе с тем очень ценный период в развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект Организация предметно-развивающей среды ДОО в соответствии с ФГОС ДО
Опубликовано: 6 апреля 2024 в 17:10
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД