МААМ-картинки

Проект по адаптации детей к условиям детского сада «Ваш малыш пришел в детский сад»

наталья соколова
Проект по адаптации детей к условиям детского сада «Ваш малыш пришел в детский сад»

Актуальность проекта

Сохранение, наряду с физическим, и психологического здоровья дошкольников сегодня рассматривается как одно из требований безопасности образовательного процесса и как один из показателей качества образования. При этом в качестве показателя оптимального уровня психологического здоровья человека можно рассматривать его высокую приспособляемость к природной и социальной среде, которая обеспечивается сохранностью позитивного самочувствия, полноценным психическим развитием на всех этапах онтогенеза. Психически здоровый человек адаптирован к социуму и может успешно функционировать в нем.

Публикация «Проект по адаптации детей к условиям детского сада „Ваш малыш пришел в детский сад“» размещена в разделах

В дошкольном возрасте проблема сохранения психологического здоровья является наиболее актуальной при вхождении ребенка в образовательную среду при поступлении его в дошкольное учреждение, т. е. в процессе адаптации детей к условиям ДОУ.

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.

В связи с этим актуальным является осуществление целенаправленной организации процесса привыкания детей к новым условиям дошкольного учреждения, которое способствовало бы адекватному, безболезненному приспособлению детей к новым условиям, сохранению и укреплению их психического здоровья. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых способствовала бы эффективному повышению адаптационных возможностей детей и содействовала снятию стрессового состояния.

Решение вышеупомянутого вопроса легло в основу разработки программы психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации к ДОУ.

Данная рабочая программа определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей раннего возраста (1,5 – 3 года) в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Целью проекта является создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации детей.

Основной задачей психологического сопровождения детей в период адаптации является сохранение и укрепление психического здоровья ребенка в изменившихся условиях путем оптимальной организации педагогического процесса через:

1) создание благоприятного психологического климата в группе детей;

2) формирование у ребенка положительного отношения к окружающей действительности на основе активной познавательной и игровой деятельности;

3) формирование у детей доверительных взаимоотношений с новым взрослым;

4) помощь каждому из детей в установлении контакта со сверстниками с учетом возрастных и индивидуальных возможностей;

5) помощь родителям в установлении отношений со своими детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и детьми, с сотрудниками детского сада.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей :

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Участники проекта :

Педагог-психолог

Воспитатели

Родители детей.

Сроки реализации:

октябрь – декабрь.

Этапы работы

Программа работы по сопровождению периода адаптации детей к ДОУ предполагает всестороннюю деятельность педагога-психолога в рамках каждого из направлений работы (диагностика, консультирование, просвещение) со всеми участниками образовательного процесса (дети, родители, педагоги).

Работа по проекту осуществляется поэтапно.

Этапы проекта :

I этап: подготовительный

Цель – изучение факторов риска, прогнозирование хода адаптации детей, разработка мер поддержки.

Предполагает мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов, психологическое просвещение родителей, сбор информации о детях.

• подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, игр;

• разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;

• разработка анкет для родителей;

• составление перспективного плана мероприятий проекта.

II этап: основной

Цель – обеспечение благополучного хода адаптационного процесса, благоприятного психологического климата в адаптационных группах.

Предполагает осуществление текущей диагностики хода адаптационного процесса (систематические наблюдения за поведением детей, корректировку мер их психолого-педагогической поддержки, проведение комплекса адаптационных игр, консультирование родителей и педагогов при возникновении затруднений, психологическое просвещение. Оказание помощи детям на данном этапе предполагает широкое использование индивидуальных форм взаимодействия с целью установления доверительного контакта, торможения негативных эмоциональных состояний и снятию излишнего эмоционального возбуждения.

реализация проекта в соответствии с планом.

3. Итоговый этап:

• анализ проведенной работы;

• диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;

• публикация проекта на интернет-сайте.

Формы работы с родителями:

1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

2. Родительское собрание – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.

3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;

5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

Формы работы с педагогами:

1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;

3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;

4. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.

5. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.

План проекта

период Мероприятия

Контингент

Октябрь

(по мере поступления детей) - анкета для родителей (с целью определения прогноза течения адаптации);

- систематические наблюдения за поведением детей в ходе адаптационного процесса;

- заполнение листов адаптации;

- создание информационной папки «Адаптация к ДОУ : рекомендации психолога»

- создание памятки «Как подготовить ребенка к детскому саду»;

- консультирование по текущим вопросам хода адаптационного процесса;

Серия игровых приёмов направленных на знакомство детей с группой, с новыми взрослыми, со сверстниками;

- консультация для воспитателей на тему: «Степени адаптации»;

1. Игры, направленные на знакомство:

«Дай ручку», «Ласковое имя», Давайте поздороваемся».

2. Игры для снятия эмоционального и мышечного напряжения:

Игра «Поймай жучка», «Карусель», «Поезд», «Догоню» и т. д.

3. Потешка «Божья коровка».

4. Упражнение «Где у жучка ножки?»

5. Релаксация.

- «Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ (для воспитателей);

- Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста (перечень);

- Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка»;

массажи: «Грибной дождь»,«Ежик» и т. д. Родители

педагог-психолог

педагог-психолог

педагог-психолог

педагог-психолог

педагог - психолог

педагог – психолог, воспитатель.

ноябрь - индивидуальные консультации для родителей детей с признаками дезадаптации к ДОУ;

наблюдение за эмоциональным состоянием детей, их включенности в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения;

- заполнение листов адаптации;

- консультирование по текущим вопросам хода адаптационного процесса;

- выступление на родительском собрании на тему: «Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Игры и игровые упражнения:

- Пальчиковый спектакль «Репка»;

- Тестопластика по подгруппам «Божья коровка»;

- Совместное занятие с родителями «Дом дружбы»;

. Игра «Топ-топ»

Игра «Дождик и солнышко»

Потешка «по ровненькой дорожке»

Релаксация

Игра «Мячики»

Игра «Мой веселый звонкий мяч».

Игра «Прятки с мячом»

Потешка «Друг веселый, мячик мой»

Релаксация «Мячики отдыхают»;

- Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик»; массаж БАТ «Считалка для мышки»; пальчиковая игра «Пальчики» педагог-психолог

воспитатели

педагог-психолог

педагог-психолог

Педагог-психолог

воспитатели

Дкабрь наблюдение за эмоциональным состоянием детей, их включенности в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения;

- заполнение листов адаптации (вновь прибывшие);

- консультирование по текущим вопросам хода адаптационного процесса;

Игры и игровые упражнения:

Игра «Мыльные пузыри»

1. Приветствие.

2. Игра «Поймай пузырь».

3. Песенка «Ладушки - ладошки»

4. Игра «Надувайся пузырь»

5. Релаксация «Пузырьки»

6. Игра «Полетаем на пузыре»

- Занятие «Непослушные мышата»

Потешка «Скачут мышки, шалунишки»

Игра «Мышки и часы»

Упражнение «Это- папа – мышь…»

Релаксация «Мышки отдыхают»;

- Игровая деятельность: «Ладонь на ладонь»; «Пропавший малыш»; массаж «Мишка»

Педагог-психолог

Воспитатели

Игра «Зайка»

Чтение стихотворения «Мы слепили снежный ком»

Потешка «Зайка серенький сидит»

Игра «Лиса и заяц»

Игра «Найди морковку»

Потешка «Еле-еле, завертелись карусели»

Рифмовка «В нашей группе»

Чтение стихотворения «Ель»

Игра «Заморозь»

Потешка «Пальчики у нас попляшут»Потешка «Прыгай, прыгай веселей»;

- Новогодний праздник «Вгости к Дед Морозу!»

Педагог-психолог

Воспитатели

Ожидаемый результат:

• Благоприятный адаптационный период детей.

• Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.

• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

• Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

• Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

Публикации по теме:

Консультация «Адаптация детей к условиям детского сада» Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Обладая высокой пластичностью функций.

Адаптация детей к условиям детского сада Адаптация детей к условиям детского сада. Адаптация – это процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Каждому человеку.

Консультация для родителей «Игра как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада» «ИГРЫ С ПЕСКОМ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА» Адаптация детей младшего дошкольного возраста.

Оптимизация эмоционального состояния детей в период адаптации к условиям детского сада. В помощь педагогам-психологам Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день достаточно широко представлена.

Особенности адаптации ребёнка к условиям детского сада Особым событием в жизни малыша 1.5- 3 лет является знакомство с детским садом. Новая ситуация социального развития ребёнка положительно.

Отчет «Адаптация детей к условиям детского сада» Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное.

Отчет о периоде адаптации детей к условиям детского садаОтчет о периоде адаптации детей к условиям детского сада Под адаптацией принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Социальная адаптация - приспособление.

Педагогический проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада «Детский сад без слёз» (1 слайд) Педагогический проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада Разработали:.

Проект по адаптации детей 2–3 лет к условиям детского сада Проект по адаптации детей 2 – 3 лет к условиям детского сада Автор проекта: воспитатель Котомина Мария Николаевна Детский сад – новый.

Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Первые шаги в детский сад» Составитель: Нарсеева Наталья Ивановна воспитатель МАДОУ №17. Вид проекта: Групповой социальный, краткосрочный Тип проекта: Информационно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по адаптации детей к условиям детского сада «Ваш малыш пришел в детский сад»
Опубликовано: 19 декабря 2015 в 20:21
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД