Лучший педагог года

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Янишаускене
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

Актуальность. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Публикация «Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце, с детским садом, школой, в которых он вырос.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует духовно-нравственному развитию личности и патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

• развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;

• формирование чувства уважения к другим народам, их традициям;

• формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

Тип проекта: тематический

Срок проекта: долгосрочный

Участники проекта: педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители

Система и последовательность работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей:

- Семья

- Детский сад

- Родной город

- Страна, ее столица, символика

- Права и обязанности (Конституция)

- Права ребенка (конвенция)

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

Формы работы

Беседы, занятия, рассматривание семейных альбомов, иллюстраций, выставки детских работ, творческая речевая деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры, сочинение рассказов и сказок о семье, фотоконкурсы, экскурсии.

Тематическое планирование

Сентябрь

«Моя семья»

1 встреча

- Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».

- Рисование на тему «Ты и твое имя»

- Слушание и исполнение песни «К нам гости пришли» А. Александрова.

2 встреча:

- Беседа «Мой дом, моя семья»

- Рисование на тему «Я и моя семья».

- Слушание и исполнение песни В. Иванникова «Самая хорошая»

- Рассматривание фотографий «Где мы отдыхали летом»

Октябрь

«Я люблю свой детский сад и район, где я живу».

1 встреча:

- Прогулка по улице Вагнера (улица, на которой находится наш детский сад)

- Рисование на тему «Там, где я живу, красиво»

2 встреча:

- Беседа на тему «Наши добрые дела»

- Музыкально-ритмическая игра «Дружные ребята», подвижная игра «Как живешь?»

Ноябрь

«Я живу на земле Калининградской»

1 встреча:

- экскурсия по городу «Калининград»

- рисование и выставка фотографий на тему «Мой дом – моя крепость»

2 встреча:

- Просмотр видеофильма «Моя планета – Калининград. Янтарный город»

Декабрь

«Наша Родина – Россия»

1 встреча:

- беседа на тему «Москва – столица нашей Родины». Герб, флаг, гимн России.

- Знакомство с «Конвенцией о правах ребёнка»

2 встреча:

- Рассматривание произведений искусства В. Васнецова «Аленушка», «Богатыри», «Иван Царевич на сером волке»

- Рисование «Русский национальный костюм»

- Слушание: Ю. Чичков «Ромашковая Русь», М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»

- Русские народные игры

Январь

«Наши праздники»

1 встреча:

- Рождественские колядки.

- Игры, хороводы, русский фольклор

2 встреча:

- Встреча Масленицы. Народные заклички, хороводы, игра «Гори, гори, ясно!»

- Дидактическая игра «Хорошо – плохо»

Февраль

«День защитника Отечества»

1 встреча:

- рассматривание картин из серии «Защитники Родины»

- подвижные игры «Самолеты», «Чье звено скорее соберется»

2 встреча:

- участие в конкурсе музыкально-литературных композиций, посвященных ВОВ

Март

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

1 встреча:

- беседа на тему «Мама – самое прекрасное слово на земле»

- составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»

2 встреча:

- рисование «Портрет моей мамы»

- чтение стихов о маме

- пение «Мамин праздник» Ю. Гурьевой, С. Вигдорова

Апрель

«Родная природа»

1 встреча:

- беседа о природе Калининградской области, показ иллюстраций и фотографий.

- рисование пейзажей на тему «Родная природа»

- слушание музыки П. И. Чайковского из цикла «Времена года»

2 встреча:

- поход с детьми в малый ботанический сад

Май

«Этот день победы»

1 встреча:

- беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава»

- экскурсия к памятнику погибших воинов во время ВОВ

2 встреча:

- рисование на тему «Салют в честь дня Победы»

- слушание и пение фронтовых песен.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к гражданско-патриотическому воспитанию детей требует от педагога особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.

С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Ко всему прочему гражданско-патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.

Ожидаемые результаты

По итогам участия в проекте дети обогащаются знаниями, усвоенными на занятиях и в повседневной жизни по патриотическому воспитанию:

• Проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знакомятся с историей, достопримечательностями, знаменитыми людьми.

• Имеют представления о природных богатствах края.

• Проявляют интерес к стране, в которой живут.

• Выражают положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому.

Итогом проекта станет постановка литературно-музыкальной композиции, посвященной Дню Победы, которая будет представлена на конкурсе музыкально-литературных композиций, а также в стенах детского сада.

Публикации по теме:

Краткосрочный проект «Я шагаю по Москве» Уважаемые педагоги! Вашему вниманию хочу представить краткосрочный проект"Я шагаю по Москве". Этот проект посвящён Дню города Москвы. В.

Макеты в оформлении группыМакеты в оформлении группы "Вкусная полянка"совместная работа с детьми. "Наш участок" ПДД Малышкин светофор САЖАЕМ ОГОРОД В нашем детском саду проходил.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 октября 2014 в 11:01
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД