Проект по художественно-эстетическому развитию в средней группе «В мире дымковской игрушки»

Татьяна Михайлова
Проект по художественно-эстетическому развитию в средней группе «В мире дымковской игрушки»

Введение

Дымковская игрушка — уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядных дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства.

О дымковской игрушке немало написано и в общих трудах по народному искусству, и специальных статей и очерков, и популярных книг. Однако нельзя сказать, что все об этом промысле известно и мы хорошо знаем весь путь его развития. И уж тем более неизвестен он детям, только познающим тонкости искусств и ремесел. Поставив перед собой задачу ввести детей в мир дымковской игрушки, мы открываем для них новое, прекрасное, родное.

Актуальность

 Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.

Что заботило, радовало, тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, какие были, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

А обратиться к нашим истокам помогает - народное творчество: колыбельные песни, сказки, народные игры, праздники, частушки и декоративно-прикладное искусство- все это близко и интересно детям.

Паспорт проектной работы

1Группа

Средняя

2

Воспитатель

Михайлова Татьяна Витальевна, Орлова Нина Романовна

3

Название проекта«В мире дымковской игрушки»

4

Руководитель проекта

Михайлова Татьяна Витальевна

5

Образовательная область, в рамках которой проводятся работы по проекту

Художественное творчество

6

Состав проектной группы

Михайлова Татьяна Витальевна, воспитатель

Орлова Нина Романовна, воспитатель

7

Тип проекта

По тематике: информационно-творческий

По составу участников: коллективный

По срокам: средней продолжительности (месяц)

8

Цель проекта:Ознакомление детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства

9

Задачи проекта:

1) Дать детям представление о видах народного декоративно-прикладного искусства

2) Дать расширенные представления о дымковской игрушке, ее назначении в прошлом и настоящем, ее специфике и образной выразительности

3) Организовать деятельность детей в оснащенных материалами и оборудованием центрах активности по предложенной теме

4) Формировать представления о ремесле игрушечных дел мастеров

5) Формировать знание о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера при изготовлении народной игрушки

6) Развивать ИЗО навыки детей

7) Создать мини-музей «Дымковская игрушка», оформить отдельный уголок по народному искусству в группе, используя работы детей и родителей

8) Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство цвета и ритма, формы и пропорций.

9) Воспитывать любовь к родной стране, патриотические чувства, чувство гордости за народных умельцев

10) Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус

10

Конечный результат

Выставка детских поделок «Дымковские расписные»

Модель 3-х вопросов

Что знаю?

Что хочу знать?

Как узнать?

Это похоже на игрушку

Что это за игрушка?

Спросить у воспитателя

Наверно, детская

Кто ее делал?

Рассмотреть картинки

Легко сломать

Почему так называется?

Спросить у мамы

Неинтересная, ничего не гнется, не шевелится

Как ее так раскрасили?

Надо поробовать на листочке

У нас дома таких нет

Из чего она сделана?

Надо посмотреть, как ее делают

Есть кони, куклы

Почему нет машинок, самолетиков?

Спросить у воспитателя

Она для красоты

Как с ней играли? Она же сломается

Надо попробовать с ней поиграть

Ее делали, чтобы продать

Сколько лет этим игрушкам?

Надо спросить у взрослых

У меня другие игрушки, они катаются, светятся

Почему раньше детям не покупали игрушки, а сами делали?

Надо узнать у воспитателя

Планирование деятельности, направленной на реализацию проекта

Предварительная работа1) Выбор темы проекта и планирование его содержания с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей

2) Оснащение уголков группы материалами по теме проекта

3) Планирование НОД в рамках проекта и календарное планирование

4) Привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей среды группы к проекту)

Непосредственно образовательная деятельность1) Познание (ознакомление с окружающим): «Многоцветье дымки», «Один день из жизни народного умельца»

Цель: дать представления о дымковской игрушке, особенностях ее изготовления, специфике росписи, о палитре дымки, особенностях элементов геометрического узора; дать представление о жизни мастеров, изготавливающих дымковские игрушки, о специфике их труда.

2) Художественное творчество (рисование): «Дымковские узоры», «Всадники», «Уточка с утятами», «Барыня и крестьянка»

Цель: познакомить детей с особенностями дымковского узора; учить выполнять элементы дымковского узора, подбирая нужную палитру красок; учить пользоваться кистью и печаткой-тычком, изготовленным совместно с родителями.

3) Художественное творчество (лепка): «Уточка», «Дымковский конь»,

Цель: учить детей лепить из пластилина с помощью схемы фигурки уточки и дымковского коня, продолжать учить пользоваться стекой, доской для лепки; учить использовать приемы вытягивания и примазывания

4) Художественное творчество (аппликация): «Царство Дымково» (коллективная композиция, «Веселая карусель»

Цель: создать с детьми сюжетные композиции, используя образы дымковских игрушек («В деревне», «В городе», «На ярмарке», «Карусели» и др.)

Центры активности, уголки

Театральный уголок

Настольный театр «Царство Дымково»

Книжный уголок

1)Иллюстрации по дымковской игрушке

2) Книга «Дымковская игрушка»

3) Картотека загадок, прибауток, стихотворений о дымке

Искусство1) Раскраски с образцом раскрашивания для самостоятельного творчества

2) Заготовки всех поделок и схемы для самостоятельного творчества (лепка, аппликация, ручной труд)

3) Бросовый материал — открытки, для самостоятельного вырезания и изготовления аппликации

Игры

Настольно-печатные игры «Русские узоры», «Собери игрушку» (разрезные картинки); «Поиграй-ка: мир народного творчества», «Учись, играя: народные промыслы»

Взаимодействие с семьей

1) Привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей среды группы к проекту)

2) Приглашение к участию в конкурсе родительских поделок из бросового и природного материала «Дымковские расписные» с последующим оформлением мини-музея в группе

3) Приглашение родителей к оформлению выставки «Дымковские расписные» из детских поделок

Ожидаемые результаты:

1) Дети будут знать:

*традиции и обычаи русского народа;

*орнаменты и узоры народных промыслов (дымковская роспись);

*народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные;

*пополнят словарный запас (традиция, обряд, гончар, промысел, ярмарка и т. д.);

*приобретут представления об общечеловеческих ценностях;

*научатся проявлять уважение к своим родителям, людям труда;

*у них будет развито чувство гордости за свою родину.

2) Родители:

*приобретут знания о народных традициях, праздниках;

*укрепят внутрисемейные связи;

*у них будет развито чувство гордости за свою родину;

*они научатся изготовлять своими руками аналоги дымковской игрушки

3) Педагоги:

*расширят знания о народных праздниках, их происхождении;

*пополнят личный репертуар народными песнями, фольклорными закличками;

*разработают проект «В мире дымковской игрушки» для последующего его использования в других группах (обмен опытом);

*разработают конспекты непосредственной образовательной деятельности, бесед для детей, консультации для родителей;

*пополнят словарный запас детей;

*будут лучше знать семьи своих воспитанников, что будет способствовать тесному сотрудничеству.

Проект по художественно-эстетическому развитию в средней группе «В мире дымковской игрушки»
Публикации по теме:

«Образ матери в искусстве»«Образ матери в искусстве» Работала над проектом "Россия -Родина моя". Старалась разнообразить работу с детьми в этом направлении. Вместе с детьми мы оформили патриотический.

«Веселые игрушки из Вятской деревушки» (круглый стол). Цель. Организовать досуг родителей совместно с детьми посредством игр«Веселые игрушки из Вятской деревушки» (круглый стол). Цель. Организовать досуг родителей совместно с детьми посредством игр Веселые игрушки из Вятской деревушки» (круглый стол). Цель. Организовать досуг родителей совместно с детьми посредством игры. Воспитывать.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Проект по художественно-эстетическому развитию в средней группе «В мире дымковской игрушки»
Опубликовано: 24 ноября 2013 в 14:54
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Физкультминутки для дошкольников
Подготовила инструктор по ФК Виниченко Ю. В. Бегут, бегут со двора. Бегут, бегут со двора ( Шагаем на месте) Гулять, гулять в луга: ( Прыжки на месте)...
Экологический мастер-класс из бросового материала «Аквариум с рыбками»
Предлагаю создать на участке оформление «Аквариум с рыбками». Для этого подойдут разноцветные полиэтиленовые пакеты, желательно, плотные и яркие. Рыбки...
Фотозарисовка «Мои роли и их значение на развитие речи детей»
В каждом воспитателе живет артист. Стоит ему только одеть костюм сказочного персонажа, и он тут же перевоплощается и разворачивает сказочное действие....
Конспект НОД во второй младшей группе по ФЭМП «Зоопарк»
Непосредственно- образовательная деятельность во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений по теме «Зоопарк»....
Конспект занятия по правилам дорожного движения для детей подготовительной группы ДОУ...
Занятие по правилам дорожного движения для детей подготовителной группы ДОУ Тема: Профессия водитель Цели: дать представление о профессии водителя;...