МААМ-картинки

Проект по познавательному развитию «Занимательные эксперименты с водой»

Наталья Филюшина
Проект по познавательному развитию «Занимательные эксперименты с водой»

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад № 24 «Малыш»

ПРОЕКТ

«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОДОЙ»

Время реализации проекта : 14 сентября – 28 сентября 2022 г.

Результативность проекта : создание ЛЕПБУКА «Секреты воды».

Вашему вниманию представлен проект «Занимательные эксперименты с водой».

Публикация «Проект по познавательному развитию „Занимательные эксперименты с водой“» размещена в разделах

В рамках исследовательской работы и реализации проекта воспитанники были ознакомлены с тем, что такое вода, состояние воды, свойства воды, с помощью экспериментов определили, что вода переходит из одного состояния в другое, что вода прозрачна, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета, узнали простейшие способы очистки воды.

Снова вода… «избитая тема» - скажете вы….Так почему же вода? Поясняю… Вода известна детям с детства, но качественно оценить ее можно только на практических групповых занятиях в дошкольном учреждении. С водой можно проводить десятки и сотни экспериментов — опыты с водой не несут никакой опасности для детей. Поэтому для исследования вода в детском саду подходит идеально по всем параметрам. Очень важно научить детей, наше будущее поколение, бережному отношению к воде. Мы не можем прожить без воды. Вода - это озера, реки, океаны, моря. Кажется, что воды на земле очень много, и ее должно хватить всем. Но это не так: пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете немного. И с каждым годом такой чистой воды становится все меньше, так как люди загрязняют водоемы. Исходя из этого, важно познакомить детей дошкольного возраста со свойствами воды и необходимостью бережного к ней отношения в процессе образовательной и экспериментальной деятельности.

Далее…возраст детей. Психологические особенности детей среднего возраста. Типом мышления, характерным для ребенка среднего дошкольного возраста, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Теперь ребёнка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребёнка 4-х лет становится вопрос «почему?».

Участники проекта : дети среднего возраста, воспитатель Филюшина Н. Б., родители.

Тип проекта : краткосрочный (3-4 неделя сентября)

Вид проекта : познавательный, исследовательски-творческий.

Образовательные области: познавательное развитие, социально – коммуникативное и речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование: Комплект пробирок на крутящейся подставке, емкость для воды, пробирки для экспериментов с цветными крышками, набор полых геометрических тел, стаканчики, набор пробирок на подставке (4 шт., пипетки, ложечки, воронки, мерные стаканчики с разноцветными крышками, комплект пробирок «Гигант», стол для игр с песком и водой.

Цель проекта :

Развитие у детей интереса к познанию и практическому исследованию воды, как важнейшему источнику жизни на Земле.

Задачи проекта :

Образовательные:

Уточнить и расширить представление детей о воде, как об основном источнике жизни на Земле.

Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть и т. д.) путем организации опытно-экспериментальной деятельности;

Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.

Стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность.

Развивающие :

Развивать любознательность и познавательную активность.

Развивать наблюдательность и творческое воображение.

Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, в процессе экспериментирования.

Повысить уровень речевой активности в процессе экспериментальной деятельностью.

Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к воде.

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Повысить воспитательную компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Сотрудничество с родителями.

Привлечение родителей к проведению совместно с детьми опытов с водой в домашних условиях с последующем оформлением результатов в виде альбома по проведению опытов.

Актуальность проекта

На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологии обучения дошкольников. В условиях динамично меняющегося мира во все области жизнедеятельности человека внедряются новые технологии. Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. В перспективе молодым специалистам потребуются навыки и умения из разных технологических областей, как естественных наук, так и инженерии.

Что на данный момент может заинтересовать наших воспитанников в условиях дошкольной организации? STEM-технологии. Именно они позволят педагогам новой формации вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков. Более эффективным методом, позволяющим строить педагогический процесс на основе развивающего обучения, является детское экспериментирование.

В своей педагогической практике я решила работать именно с этим образовательным модулем «Экспериментирование с живой и неживой природой». Дошкольники любят экспериментироватьэта деятельность отвечает возрастным особенностям их мышления: наглядно-образного и наглядно-действенного. Их экспериментирование сходно с игрой, а также с манипулированием предметами, которые являются основными способами познания окружающего мира в дошкольном детстве. Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах предметов и явлений, об их взаимоотношениях с другими предметами, явлениями и со средой, в которой они находятся.

Благодаря протяжённым во времени экспериментам развивается память; в связи с необходимостью совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения активизируются мыслительные процессы. Желание рассказать об увиденном, обсудить обнаруженные закономерности и выводы развивает речь. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций. Учёные отмечают положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, развитие творческих способностей и познавательного интереса к окружающему.

В области экологического воспитания метод экспериментирования особенно важен. Одной из задач воспитания экологической культуры дошкольников является ознакомление детей с взаимосвязями, существующими в природе. Именно осознание единства природы, тесной связи всего со всем, позволит ребёнку в настоящем, а главное, в будущем правильно строить свое поведение по отношению к природе.

План реализации проекта

Организационно-подготовительный этап проекта :

Определение темы, цели, задач проекта.

Определение участников проекта.

Определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителям по проекту

Выявление у детей имеющихся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой

Подбор детских литературных произведений, видеозаписей, мультфильмов, иллюстраций о неживой природе.

Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

Составление и создание опытов, экспериментов с водой.

Подбор подвижных и речевых игр.

Подбор дидактического материала по данной теме.

Познавательно-практический этап проекта : организация исследования в рамках проекта.

1 неделя:

Раздел Содержание Задачи

1 неделя «Знакомство с водой»

Ознакомление с окружающим миром (беседы, презентации) Беседы:

«Что мы знаем о воде»

«Для чего нужна вода?»

«Всем нужна вода»

(Приложение№1)

«Что растет в воде?»

ММ презентация

«Вода»

Уточнить значение её для всего живого. Воспитывать бережное отношение к воде.

Чтение художественной литературы Рассказы:

Н. А. Рыжова «Как люди речку обидели», Т. Крюкова «Дождик», «Маленькие человечки»,

Стихотворения:

С. Олегова «Я по воде могу ходить», «Ручеек и речка», «Что может быть в прозрачной капельке воды?»,«Берегите воду»; С. Погореловский В. Минькова «Дождик»; «Ах, ты девочка чумазая», «Замарашка» Демьянов. И., «Как умывается ёжик» Григоре В.

Заучивание потешек «Водичка, водичка», Побуждать детей внимательно слушать литературное произведение, отвечать на вопросы по содержанию, делать простейшие выводы с помощью наводящих вопросов, развивать логическое мышление, речь, фантазию и воображение.

Наблюдения в природе Наблюдения за лужами, дождиком.

Наблюдение за облаками. Уточнить признаки осени. Учить выстраивать простейшие причинно-следственные связи. Пополнять и развивать словарный запас детей, речь. Развивать внимательность, сообразительность, логическое мышление.

Игровая деятельность Дидактические игры:

«Подскажи словечко»,

«Узнай по вкусу»,

«Моем наши ручки»,

«Горячо-холодно», «Мыло мыльное»,

«Какой формы?»,

«Назови ласково»

Сюжетно-ролевые игры: «Я ухаживаю за цветами»,

Подвижные игры:

«Караси и щука»

Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности, развивать речь, моторику речевого аппарата, воображение детей, творчество, пластичность движений.

Изобразительная деятельность Рисование:

«Дождик»,

«Капелька».

(Фотоприложение) Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, учить правильно располагать предметы на листе бумаги, подбирать и смешивать краски, передавать свойства воды – в разных природных явлениях.

Экспериментальная деятельность «Какого цвета вода?»

Опыт, доказывающий прозрачность (отсутствие цвета) воды; окрашивание воды в пробирках в разные цвета. Смешивание разноцветной воды.

(Фотоприложение)

«Какой формы вода?»

Опыт, доказывающий, что собственной формы у жидкой воды нет: наливание воды в сосуды различной формы).

(Приложение № 2)

«Тонет-не тонет»

Перед опытом дети сортируют предметы по материалу, из которого они сделаны, делают предположения).

(Фотоприложение) Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

Выяснить, что вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который налита.

Выяснить, что одни предметы легче, другие тяжелее воды (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

Консультация для родителей: «Экспериментирование с водой»

2 неделя:

Раздел Содержание Задачи

2 неделя «Свойства воды»

Ознакомление с окружающим миром (беседы, презентации) Беседы:

«Свойства воды»,

«Вода в жизни человека»,

«Если б не было воды»,

«Почему воду надо беречь?»

мультимедийные презентации

«Свойства воды»

Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Воспитывать бережное отношение к воде.

Чтение художественной литературы Рассказы: И. Ревю «Путешествие Капельки», Эстер Адам «Сказка о ручейке».

Стихотворения: «Разговор»; Т. Жиброва «Ручеек»; В. Минькова «Дождик»; А. Тараскин «Сколько я знаю дождей».

Загадки о воде. Побуждать детей внимательно слушать литературное произведение, отвечать на вопросы по содержанию, делать простейшие выводы с помощью наводящих вопросов, развивать логическое мышление, речь, фантазию и воображение.

Наблюдения в природе Наблюдения за лужами, дождиком, наблюдение за облаками. Уточнить признаки осени. Учить выстраивать простейшие причинно-следственные связи. Пополнять и развивать словарный запас детей, речь. Развивать внимательность, сообразительность, логическое мышление.

Игровая деятельность Дидактические игры:

«Где живет вода?», «Свойства воды»,

«Берегите воду»,

Сюжетно-ролевые игры:

«Умываем куклу Машу»,

Подвижные игры:

«Ручеек»,

«На болоте»

Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности, развивать речь, моторику речевого аппарата, воображение детей, творчество, пластичность движений.

Изобразительная деятельность Лепка:

«Рыбки»

(Фотоприложение) Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус.

Экспериментальная деятельность «Чем пахнет водичка и какой у нее вкус?»

(Приложение № 2)

Опыт с растворением в воде соли, сахара, лимонного сока. Свойство воды приобретать вкус и запах растворенных в ней веществ, при этом собственного вкуса и запаха вода не имеет

«Холодная, теплая и горячая вода»

Опыт по нахождению пар стаканчиков по температуре: одеть на них одинаковые по цвету крышки.

«Как очистить воду»

Опыт по фильтрованию воды через вату

(Фотоприложение) Определить вместе с детьми вкус и запах воды; подвести к выводу, что собственного вкуса и запаха вода не имеет, но являясь прекрасным растворителем, вода приобретает вкус и запах растворенных в ней веществ; познакомить детей с понятием «пресная вода», воспитывать бережное отношение к воде.

Продолжать знакомить со свойствами воды.

Познакомить с простейшим способом очистки воды.

Консультация для родителей: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Задание для родителей: провести один из опытов с водой (из консультации) в домашних условиях совместно с ребенком (Фотоприложение).

Предполагаемый результат:

- расширятся и углубятся знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;

- будет развит интерес и познавательные умения детей через экспериментальную деятельность;

- у родителей сформируется интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;

- будет воспитано бережное отношение к воде.

Результат проекта : создание лепбука «Секреты воды» : экспериментальная деятельность с фотографиями, совместные работы детей и их родителей (рисунки, аппликации, поделки, стихотворения, загадки, рассказы и сказки о воде.

Приложение № 1

Беседа: «Всем нужна вода!»

(В беседе встречается Капелька, это героиня, которая присутствует во всей работе по экспериментированию)

Цель: Формирование у детей представлений о воде, как жизненно необходимом ресурсе для всего живого

О чем будет наша беседа сегодня, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Она и в озере, она и в лужице

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, шуршит.

Что это?

Д: вода.

В: - Правильно. Сегодня мы с вами постараемся вспомнить, что мы знаем о воде, и узнать немало нового о ней.

- Где можно встретить Капельку, воду в природе?

Д: вода в луже, в тучке, болоте, озере, реке, море, океане.

В: - Сейчас мы послушаем запись, а вы скажите, что вы услышали, где живут Капельки.

Звучит фонограмма «Шум капель», «Шум дождя», «Шум моря».

Дети определяют, что они слышат.

В: Молодцы, ребята! Вы такие внимательные.

- Сейчас скажите мне - Кому нужна вода?

Д: животным, растениям, людям.

Игра: «Кому нужна вода?»

(На магнитной доске карточка с изображением воды, на столе – карточки растений, птиц, зверей, рыб, насекомых. Воспитатель ставит в центр картинку с изображением воды, и дети должны рассказать, кому из живых существ нужна вода).

В: Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна насекомым, птицам, животным, растениям.

В: А может ли человек жить без воды?

Д: нет

В: Все живые существа не могут прожить без воды. Вода – это жизнь.

В: А для чего нам нужна вода? Где мы ее используем?

Д: Вода нужна для приготовления пищи, ей моют посуду, пол, стирают одежду, поливают растения и т. д.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить

Без нее нам не прожить.

Приложение № 2

Опыт ««Чем пахнет водичка и какой у нее вкус?»

Оборудование: набор пробирок на подставке (4 шт., пипетки, ложечки, воронки, емкость с солью, песком, лимонным соком.

В: Сегодня мы с вами познакомимся с новым свойством воды и узнаем, есть ли у воды запах и какова она на вкус. Ребята, как вы думаете, какой у воды вкус?

Детям предлагается налить в стакан из графина немного чистой воды и попробовать ее на вкус. Предложить детям не спешить и немного подержать воду во рту, что бы как следует ее распробовать.

В: Какой же вкус у воды?

Д: «простой», «обычный»

В: А хотите узнать, может ли вода изменить свой вкус? Тогда, используя воронку, налейте во все пробирки воду так, чтобы сверху осталось немного места. В первую пробирку, насыпьте ложечку соли и размешайте, чтобы кристаллики соли растворились. Попробуйте воду на вкус. Что вы можете сказать?

Д: Вода стала соленой.

В: В следующую пробирку добавьте ложечку сахара. Какой вкус приобрела вода?

Д: стала сладкой.

В: В третью пробирку, используя пипетку, капните несколько капель лимонного сока и размешайте. При помощи ложечки попробуйте, какой стала вода.

Д: вода стала кислой.

В: Ребята, вы сейчас изменили вкус воды на соленый, сладкий и кислый. Но куда же делись кристаллики соли, сахара и почему не виден лимонный сок?

Д: все растворилось в воде.

В: Правильно, вода – прекрасный растворитель, она может растворять в себе некоторые вещества и приобретать их вкус. Так, например, вода в море растворила в себе большое количество соли, она соленая. Если вода чистая, не имеет никаких примесей – то она пресная. Именно пресная вода самая большая драгоценность нашей планеты, ведь именно она необходима для жизни всему живому.

В: А теперь попробуйте воду в четвертой пробирке, где ничего не растворяли.

Дети пробуют

В: А какую воду выбрали бы вы, если бы очень хотелось пить?

Д: воду из последней пробирки.

В: А сейчас давайте узнаем, есть ли у воды запах. Ученые, изучая запахи разных веществ, никогда не нюхают незнакомое вещество, приближая к нему нос, потому что это опасно. Есть такие вещества, которые уже своим запахом могут обжечь нос или глаза. Поэтому, чтобы узнать запах незнакомого вещества, они машут ладонью от пробирки к носу, что бы получился легкий ветерок, который переносит запах к носу, но не дает обжечь нос и глаза. Пусть и у вас войдет в привычку все незнакомые вещества нюхать осторожно, помогая себе ладонью (показ). Попробуйте понюхать так воду во всех пробирках. Чувствуете запах? Вода в наших пробирках не опасна. Чистая вода ничем не пахнет. В пробирке, где мы растворили лимонный сок, вода пахнет лимоном, а в остальных пробирках у воды нет запаха. Оказывается, вода – вещество без запаха, но если в ней растворить пахучие вещества, то она станет ими пахнуть. Так, лимонный сок придал воде аромат лимона.

В: Как вы думаете, почему соль и сахар не дали воде никакого запаха?

Д: Они ничем не пахнут.

Вывод: своего вкуса и запаха вода не имеет – она пресная. Но, растворяя в себе некоторые вещества, (например, соль, сахар, лимонный сок, вода приобретает их вкус, а в некоторых случаях еще и запах. Чистая вода – самая большая драгоценность нашей планеты, ведь без нее была бы невозможна жизнь на Земле. Воду нужно беречь: не загрязнять мусором водоемы, не лить попусту из кр –

Опыт «Какой формы вода?»

Оборудование: емкость с водой, набор полых геометрических тел, мерные стаканчики

В: Ребята, на столах у вас лежат предметы. Какой они формы?

Д: шар, куб, цилиндр

В: А есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос, я вам предлагаю провести следующий эксперимент. Будем наливать воду в разные емкости.

Дети наливают воду в полый шар.

В: Что мы наблюдаем, какая форма у воды?

Д: Как у шара, вода стала круглой.

Далее дети наливают воду в форму куб.

В: Что случилось с формой воды теперь?

Д: вода стала квадратной, как куб.

Дети переливают воду в форму цилиндр.

В: А теперь какую форму приняла вода?

Д: Вода стала как столб, вытянутая.

Вывод: Данный эксперимент нам показал, что вода не имеет собственной формы и приобретает форму того сосуда, в который она налита.

Публикации по теме:

«Вести из домашней лаборатории» опыты, эксперименты, исследования по познавательному развитию для детей второй младшей группы«Вести из домашней лаборатории» опыты, эксперименты, исследования по познавательному развитию для детей второй младшей группы «Люди, научившиеся наблюдениям и опыту, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Консультация для педагогов «Занимательные опыты и эксперименты для дошколят» ко Дню науки на МAAMКонсультация для педагогов «Занимательные опыты и эксперименты для дошколят» ко Дню науки на МAAM Китайская пословица гласит: «РАССКАЖИ - И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ – И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ ПОПРОБОВАТЬ И Я ПОЙМУ». Маленькие дети – прирожденные.

Занимательные опыты с воздухом и водой в старшей группеЗанимательные опыты с воздухом и водой в старшей группе Занимательные опыты с воздухом и водой. Цель и задачи: Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности;.

Фотоотчет «Эксперименты с водой»Фотоотчет «Эксперименты с водой» Детям младшего дошкольного возраста свойственно наглядно - образное мышление. Именно поэтому они любят эксперименты. Это способ познания.

Эксперименты и игры с водойЭксперименты и игры с водой Сегодня, 14 июня - "День игр с водой на МААМ" Мы с ребятами нашей группы "Рыбки" решили поэкспериментировать и поиграть с водичкой.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Чудеса с водой»Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Чудеса с водой» Цель: Развитие познавательной активности через экспериментально-исследовательскую деятельность Задачи: Образовательные: 1. Повторить свойства.

Эксперименты с водой «Радужное настроение»Эксперименты с водой «Радужное настроение» Сегодня у нас было интересное занятие! Мы экспериментировали. Провели несколько опытов с водой и красками, чтобы получить разноцветную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по познавательному развитию «Занимательные эксперименты с водой»
Опубликовано: 2 декабря 2023 в 21:37
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД