Занимательные опыты с воздухом и водой в старшей группе

Виталия Бегдай
Занимательные опыты с воздухом и водой в старшей группе

Занимательные опыты с воздухом и водой.

Цель и задачи:

Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности;

познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды, научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов; учить рассуждать, анализировать, делать выводы; развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.

Занимательные опыты с воздухом и водой в старшей группе

Оборудование и материалы:

Столы накрытые клеёнкой.

Пустая стеклянная банка 1,0 л,

бумажные салфетки – 2 штуки,

кусочек пластилина,

чашка с водой.

Стеклянная пробирка, герметично закрытая тонкой резиновой пленкой (от воздушного шарика,

стакан с горячей водой, стакан со льдом.

2 Поллитровые банки с чистой водой, 2 сырых яйца,

поваренная соль, ложка для размешивания.

Стакан -1,0 л, стакан с горячей водой, тонкая металлическая крышка на банку,

кубики льда.

Ход занятия

1-ая часть вводная.

В группе оборудована мини-лаборатория. Для удобства последующей деятельности поставлены столы. Дети играют, занимаются свободной деятельностью. Воспитатель одевает шапочку, белый халат, начинает выставлять пробирки и колбы. Свои действия он никак не комментирует, главное- вызвать у детей интерес, добиться от них вопроса – А что вы делаете? А зачем вы одели халат? и т. п.

На что воспитатель отвечает:

- Сегодня я буду научным сотрудником, буду проводить опыты. (Дождаться реакции детей - и мы хотим, а можно я тоже буду и т. п.). Хорошо, кто хочет быть ученым? (Предлагает желающим одеть шапочки).

Ой, ребята, что же это такое (держит в руках колбу №1, загадывает загадку,

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда.

Он без запаха, без цвета.

Угадайте, что же это?

Ответы детей, (воздух).

Воспитатель: А для чего нужен воздух?

Ответы детей.

Воспитатель: Кому нужен воздух, как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель: А хотели бы вы больше узнать о воздухе?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда проходите к этому столу, где нас ждут различные предметы для его исследования. Ребята, а, что лежит на столе?

Ответы детей.

2-ая часть: опыты.

Опыт №1.

(На столе лежит:пустая стеклянная банка, бумажные салфетки, кусочек пластилина, чашка с водой).

Воспитатель: Давайте попробуем опустить в чашку с водой бумажную салфетку. Что с ней произошло?

Ответы детей.

Конечно, она намокла. А теперь при помощи пластилина закрепим точно такую же салфетку внутри банки на дне. Перевернем банку отверстием вниз и аккуратно опустим в чашку с водой на самое дно. Вода полностью закрыла банку. Аккуратно вынимаем ее из воды.

Ребята, почему же салфетка осталась сухой, как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, это потому что в ней воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть. Теперь опять таким же образом опускаем банку на дно кастрюли и медленно наклоняем ее. Что у нас происходит, как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, воздух вылетает из банки пузырем.

Какой же мы сделаем вывод?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, банка только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. Воздух невидимый.

Давайте пройдём дальше по нашей лаборатории. (Звучит шум воды, магнитофонная запись). Воспитатель читает загадку о воде.

Он и льет, и льет, и льет.

Мокрая погода.

Может, это вертолет

Сбрасывает воду?

Нет, вода из облаков.

Угадай, он кто таков? (Дождь)

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, о чём эта загадка?

Ответы детей.

Опыт №2.

(На столе лежат: поллитровые банки с чистой водой, пустая литровая банка, сырые яйца, поваренная соль, ложка для размешивания).

Воспитатель:Посмотрите на банку, в ней чистая вода, которую можно пить. Как вы думаете, что случится с яйцом, если его опустить в воду?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что произойдёт с яйцом.

Аккуратно опустим сырое яйцо в воду. Оно утонет. Возьмем вторую поллитровую банку и добавим туда 3 столовые ложки поваренной соли. Опустим в получившуюся соленую воду второе сырое яйцо.

Как вы думаете, ребята, оно будет плавать?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята,соленая вода плотнее пресной, поэтому яйцо не утонуло, вода его выталкивает. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. А теперь положим яйцо на дно литровой банки. И постепенно подливая воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, в середине раствора. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Воспитатель: Какой же мы с вами сделаем вывод?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, конечно, соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Опыт №3.

(На столе лежат: литровая банка, стакан с горячей водой для с кипячёной водой, тонкая металлическая крышка на банку, кубики льда).

Воспитатель: Ребята, в нашей лаборатории можно узнать многое о дожде. Давайте с вами пройдём к столу, где лежат кубики льда.

Как вы думаете, а откуда же берется дождь?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вот сейчас мы с вами это и проверим.

Я налью в трёхлитровую банку кипящую воду (примерно 2,5 см.). Закроем крышкой. На крышку кладем кубики льда. Теплый воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Так происходит и в природе. Крохотные капли воды, нагревшись на земле, поднимаются с земли вверх, там охлаждаются и собираются в облака. Встречаясь вместе в облаках, капли воды прижимаются друг к другу, увеличиваются, становятся тяжелыми и падают потом на землю в виде капелек дождя.

Воспитатель: вывод: Теплый воздух, поднимаясь вверх, увлекает за собой крохотные капельки воды. Высоко в небе они охлаждаются, собираются в облака.

Опыт №4. Вулкан.

Воспитатель: Ребята, мне всегда хотелось устроить настоящий вулкан и мне кажется, я знаю как это сделать. Жалко, что в нашей лаборатории этого сделать нельзя. Тогда давайте сделаем гейзер – это маленький водяной вулкан. Вот у нас есть кратер (поставить на стол макет вулкана, теперь надо сделать так, чтобы он заработал! (Насыпает в кратер пищевую соду и наливаем пищевой уксус, гейзер извергает шипучий фонтан).

Подведение итогов:

Ребята, на сегодня наша лаборатория заканчивает работу. Понравилось вам быть учёными? А что именно понравилось? Что было самым интересным? Что нового вы узнали? Мне очень понравилось работать с вами. В лаборатории работали очень хорошие сотрудники. Вы умеете договариваться, помогать друг другу. Молодцы! Спасибо за работу!

Публикации по теме:

Конспект ОД в средней группе «В гостях у Капитошки. Опыты с водой» Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие. Цель: развивать познавательную активность в процессе ознакомления с.

Конспект занятия в средней группе «Экспериментирование с воздухом и водой.» Программное содержание. Развивать познавательную активность, в процессе экспериментирование. Познакомить со свойствами воздуха и с его значением.

Нетрадиционное занятие по экспериментированию «Опыты с водой»Нетрадиционное занятие по экспериментированию «Опыты с водой» Нетрадиционное занятие по экспериментированию (опыты с водой). Авторы: Чеботарева И. Н. ; Грищенко Л. В. Экспериментальная деятельность в.

НОД по экологии в старшей группе «Опыты с водой» ЦЕЛЬ: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе.

Опытно-экспериментальная деятельность. Опыты с водой. Опытно-экспериментальная деятельность. Цель: развитие познавательно — исследовательской деятельности, знакомство детей со свойствами воды.

Опыты с водой «Заморозим воду»Опыты с водой «Заморозим воду» Интеграция образовательных областей:"Социально-коммуникативное развитие","Познавательное развитие"," Речевое развитие". Задачи: -формировать.

Опыты со снегом, льдом и водой  (фотоотчет)Опыты со снегом, льдом и водой  (фотоотчет) Здравствуйте, коллеги! Пока за окнами зима, я решила показать детям, что происходит со снегом в теплом помещении и с водой на морозе. Опыт.

Познавательно-исследовательская деятельность. Опыты с воздухом «Что там, в небе голубом?» Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Школа с углубленным изучением английского языка № 1371 Структурное подразделение.

Экспериментирование. Опыты с водой в младшей группе Опыты с водой Опыт №1 Цель опыта Содержание опыта 1 .Подвести детей к пониманию и значению для всего живого воды и воздуха. 2. Закрепление.

Экспериментальная деятельность. Опыты с водой. Цель: Способствовать развитию познавательного интереса детей,поисковой деятельности,анализа и синтеза. 1. Искажение водой предметов. Материалы:.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Занимательные опыты с воздухом и водой в старшей группе
Опубликовано: 13 мая 2016 в 19:55
+151Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 82.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Групповой консилиум для родителей «Создание психолого-медико-педагогической службы в...
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВЫЕЗДНОЙ МОБИЛЬНОЙ БРИГАДЫ ЦЕНТРА «СО-ДЕЙСТВИЕ» В УСЛОВИЯХ ДОУ» Создание психолого-медико-педагогической службы в детском саду дело...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звук [ч’]»
Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение звука [ч'] в изолированном виде, в словах и фразах; активизировать словарь детей; упражнять...
Консультация для воспитателей «Театр на фланелеграфе»
Интерес к фланелеграфу у нас, педагогов, бесспорно, большой, и желающих заняться увлекательным и полезным делом немало. Он может быть интересно...
Советы родителям «Как научить ребёнка правильно вести себя в магазине»
«Купи, купи, хоть что-нибудь купи! » – такие крики с плачем, к сожалению, часто можно услышать в магазине. Многие молодые родители сталкиваются с...
Сценарий «Хлебный праздник» для детей старшего дошкольного возраста
Вход: Звучит мелодия песни "Русские края"( муз. П. Ледоницкого, сл. Ю. Полухина. Дети заходят в зал с колосками, останавливаясь у ц. стены, образуя...