Валентина Козлова
Проект по экологии для детей средней группы Чудо — Солнышко
«Чудо Солнышко»
Экологическое воспитание в образовании является одной из актуальных проблем современности. Ребенку с ранних лет необходимо прививать любовь к природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в мире живой и неживой природы, учить устанавливать взаимосвязи между природными компонентами. Природа дает ему огромный запас знаний, который пригодится ему в будущем, она оставляет большой след в душе ребенка, потому что своей яркостью и многообразием воздействует на все его чувства. Для ребёнка важны первые впечатления. Все новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли развиваться любознательность малыша, будет ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире зависит от взрослого.
Публикация «Проект по экологии для детей средней группы Чудо — Солнышко» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Солнце, солнышко
- Солнышко. Проекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос – это обширная тема для познавательной и исследовательской деятельности детей. Знакомство с космическими объектами вызывает у детей большой интерес и даёт возможность многостороннего развития ребёнка.
Солнце, как космический объект, наиболее доступен вниманию ребёнка, т. к. постоянно находится в поле его зрения. Солнце имеет огромное значение для нашей планеты, это самая близкая к Земле звезда. Она находится в центре Солнечной системы. Вокруг Солнца по своим орбитам движутся 8 планет. Наша планета движется по третьей орбите. Она удалена от Солнца на удобное расстояние. Климат благоприятствует жизни на планете живых организмов.
Если ребёнок будет иметь представление об этой звезде, о её значении для планеты Земля, в дальнейшем ему будет проще понять суть многих природных явлений.
Характеристика проекта:
• Тип проекта – познавательно-исследовательский
• По содержанию – детско-взрослый, внутри одной группы
• Краткосрочный – 2 недели
• Заказчик проекта – дети средней группы
Проблематизация: у детей недостаточно сформировано представление о Солнце: дети видят Солнце на небе в течение всего года: зимой реже, летом чаще. Они представляют его небольшим кругом жёлтого цвета. Солнышко светит и греет. Дети не могут увидеть взаимосвязь многих природных явлений на планете Земля с деятельностью Солнца.
Методы и средства: данный проект реализуется через оптимальное соотношение познавательной, опытно-экспериментальной и продуктивной деятельности. В работе над проектом использовались следующие методы:
• словесные (познавательные беседы, чтение сказок, стихов, загадок, пословиц, опрос взрослых)
• наглядные (просмотр фото- и видеоматериалов, иллюстраций, презентаций)
• практические (наблюдение, экспериментирование, творческая продуктивная деятельность)
Цель проекта: дать детям представления о Солнце, как об источнике жизни на планете Земля, о значении солнечного света и тепла для роста растений.
Задачи:
1. Познакомить детей с различными способами сбора информации о Солнце.
2. Развивать навыки наблюдения за Солнцем.
3. Сформировать представления детей о Солнце, познакомить с понятием «звезда».
4. Развивать у детей познавательный интерес, любознательность.
5. Способствовать активному участию родителей в совместной деятельности с ребёнком в рамках проекта.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.
Предполагаемый продукт проекта:
• Оформление тематического альбома «Наше солнышко» - дети совместно с родителями, воспитатели
• Выставка детских работ на тему «Моё солнышко» с использованием нетрадиционных техник и материалов.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап
Работа педагогов по подготовке проекта:
• Разработка проекта: постановка цели, определение актуальности и значимости проекта
• Подбор методической литературы для реализации проекта, разработка конспектов НОД, бесед, прогулок
• Подготовка материалов и оборудования для исследовательской деятельности
• Подбор художественной литературы: сказки, стихи, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, заклички
Подготовительная работа с детьми:
• Выявление уровня представлений детей о Солнце и его значении для жизни на планете Земля (диагностика)
• Чтение глав из книги Е. П. Левитан «Звёздные сказки» - «Что интересного узнала Маша про Солнышко» (стр. 2-4)
• Введение в проблему «Какое оно, наше Солнце?», выдвижение гипотез
Гипотезы: Солнце по размеру очень большое и очень горячее; долететь до него можно только на ракете, но ракета сгорит при подлёте к Солнцу. Наша планета находится от Солнца не очень далеко, но и не близко, поэтому на планете благоприятный климат. Здесь могут жить люди. Без Солнца не было бы жизни на нашей планете: оно даёт свет и тепло всему живому.
• Посадка семян овса в землю для дальнейшего наблюдения за ростом
• Посадка картофеля в землю для проведения опыта «Солнце, на помощь!»
Подготовительная работа с родителями
• Приглашение родителей к участию в проекте, знакомство родителей с задачами и содержанием проекта.
2. Основной этап:
Содержание работы с детьми во время реализации проекта:
• Наблюдения за Солнцем в группе и на прогулке (в пасмурную и ясную погоду)
• Рассматривание иллюстративного материала в энциклопедиях по теме «Космос»
• Чтение художественной литературы: рассказы, стихи, сказки. Разучивание поговорок по теме.
• Знакомство с пословицами, поговорками, закличками, загадками о Солнце
• Серия опытов и экспериментов:
1. «Почему солнца не видно?» (что ближе – Солнышко или тучка)
2. «Какую форму имеет Солнце?» (Солнце – это круг или шар)
3. «Какого размера Солнце?» (чем дальше от нас предмет, тем он меньше)
4. «Тепло – холодно»
5. «День и ночь» (как происходит смена дня и ночи на Земле)
• «Как образуется тень?» - знакомство с солнечным лучиком
• «Солнце, на помощь!» (посадка лука в разные условия, проращивание картофеля)
• Беседа о значении Солнца в жизни человека «Если Солнца вдруг не станет?»
• Просмотр видеоматериалов по теме проекта, слушание музыки.
• Продуктивная деятельность (лепка, аппликация, рисование) на тему «Моё Солнышко»
• Самостоятельная исследовательская деятельность по теме проекта
3.Заключительный этап:
• Анализ результатов проекта: проверка высказанных гипотез
• Оформление тематического альбома «Чудо Солнышко» (родители, дети, воспитатель)
• Оформление выставки детского творчества на тему «Моё солнышко»
• Презентация проекта на личной странице воспитателя на сайте детского сада
План работы над проектом
1-я неделя 1-я половина дня
Разработка проекта: постановка цели, определение актуальности
Понедельник и значимости проекта.
Подбор методической литературы для реализации проекта,
Вторник разработка конспектов НОД, бесед, прогулок.
Подготовка материалов и оборудования для исследовательской
Среда деятельности.
Подбор художественной литературы: сказки, стихи, рассказы,
загадки, пословицы, поговорки, заклички.
2-я половина дня
Чтение глав из книги Е. П. Левитана «Звёздные сказки» -
«Что интересного узнала Маша про солнышко»
Беседа по прочитанному «Как можно помочь девочке Маше побольше узнать о солнце?» (расспросить родителей, посмотреть информацию в интернете, понаблюдать за Солнцем, полистать энциклопедии по теме «Космос)
Посадка лука в разные условия (вода-свет-тепло; вода-темнота-тепло; вода-свет-холод) для проведения опыта «Значение солнца для роста растений»
Посадка картофеля в коробку из-под обуви для проведения опыта «Солнце, на помощь!»
Четверг 1-я половина дня
Наблюдение за Солнцем в группе «Здравствуй, Солнышко!»
Цель: установить, где мы видим солнышко утром, а где оно вечером (в какое окно заглядывает солнышко утро, а в какое окно оно светит вечером».
В ходе наблюдения прикрепить картинки утреннего и вечернего солнца на окна.
Вывод : Солнце «путешествует по небу в течение дня.
Наблюдение за солнцем на прогулке «Как Солнце по небу «путешествует».
Цель: установить меняет ли своё положение тень от палочки (фиксировать положение тени через каждые 30 минут).
Вывод: тень меняет своё местоположение, значит солнце «путешествует» по небу»
2-я половина дня
Чтение стихотворения
Н. Родивилина «Зачем под вечер Cолнышко торопиться сбежать…»
Дидактическая игра
«Где Солнышко»
Цель: развивать пространственную ориентировку у ребёнка, учить использовать в речи предлоги: за, над, у.
Чтение сказки «У солнышка в гостях». Беседа по прочитанному
Пятница 1-я половина дня
Слушаем музыку:
Песня «Выйди, солнышко, скорей»
Наблюдение за Солнцем на улице в пасмурную погоду.
Вопрос: почему Солнца не видно?
Эксперимент «Что ближе: Солнце или тучи?
Вывод: тучи ближе к нам, поэтому солнца не видно.
Заучивание заклички «Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко».
2-я половина дня
Беседа «Есть ли у Cолнышка дом?»
(Солнце появляется утром в одном месте, а прячется вечером в другом месте. Где же дом у Солнышка)
Домашнее задание: просмотр вместе с детьми видеоматериала – обучающий мультик для детей «Где спит Солнышко»
youtube.com
2-я неделя
Понедельник 1-я половина дня
Наблюдение за Солнцем в природе в ясную погоду (определение формы, цвета, размера Солнца):
1. Рассматривание солнца с использованием солнцезащитных очков.
Знакомство с поговоркой: «На солнце не смотри – ослепнешь!»
2. Эксперимент: Солнце – круг или шар?
Вывод: Солнце – это большой шар жёлтого цвета. При рассматривании солнца через солнцезашитные очки видна солнечная корона.
2-я половина дня
Чтение авторской сказки –
Тамара Маршалова «Сказочка про ясное солнышко»
Дидактическая игра «Придумай, что может быть жёлтым и круглым»
Цель: развивать творческие способности ребёнка.
Эксперимент: Почему солнце большое, а звёзды маленькие?»
Вывод: Чем ближе к нам предмет, тем он крупнее, а чем дальше, тем предмет меньше.
Вторник 1-я половина дня
Слушаем музыку «Ласковое Cолнышко» (песня с движением детей).
Наблюдение за солнцем на прогулке «Характерные особенности весеннего солнца»
(солнце яркое, тёплое)
Эксперименты:
1. «Тепло – холодно» (подставим солнышку лицо, ладошки; затем отвернёмся от Солнца). Что чувствуем?
2. «Солнечная батарея» (положим на Солнечное место и в тень камень и мячик. В конце прогулки проверим, нагрелись ли предметы).
3. «Солнце, на помощь» (с помощью увеличительного стекла нагреваем бумагу)
2-я половина дня
Рассматривание иллюстративного материала по теме «Солнце» в энциклопедиях для детей, рассматривание фотографий Солнца из космоса.
Домашнее задание: просмотр видеоматериалов по теме «Солнце» на выбор родителей –
1. «Живое Солнце» - видео телестудия Роскосмоса (youtube.com)
2. «Наука для детей видео» Космос/Солнце/Семён Учёный
(youtube.com)
При просмотре обратить внимание на солнечные цвета!
Среда 1-я половина дня
«Здравствуй, солнечный лучик!»
(исследовательская деятельность)
1. Как движется солнечный лучик?
2. Что такое тень?
3. Все ли предметы дают тень?
Подвижная игра «Дарит солнышко лучи»
Развлечение на улице «Здравствуй, солнечный зайчик».
1. Чтение загадки К. И. Чуковского «Солнечный зайчик»
2. Игра - эксперимент «Солнечные зайчики» (все ли предметы отражают солнечные лучи)
3. Игра «Поймай зайчика» (запуск солнечных зайчиков).
2-я половина дня
Слушаем музыку - инструментальная музыка Андрис «Земное Солнышко»
НОД «Солнце – самая близкая к нам звезда».
2-я половина дня
Домашнее задание:
1. Просмотр музыкального мультфильма «Солнышко» (youtube.com) (значение Солнца для живой природы)
2. Подготовка материала для оформления творческого альбома «Чудо-Солнышко» (рисунок, фото или картинка с текстом: небольшой рассказ, сказка, загадка, придуманные ребёнком совместно с родителями.
Четверг 1-я половина дня
Беседа «Если Солнца вдруг не станет»
Чтение стихотворения «Если Солнца вдруг не будет!
2-я половина дня
Чтение сказки К. Чуковский «Краденое солнце».
Дидактическая игра «Солнце: хорошо и плохо»
Пятница 1-я половина дня
Итоги наблюдений за посадками, выводы. Проверка высказанных гипотез.
Оформление альбома «Чудо-Солнышко» (воспитатель и дети)
Оформление выставки детского творчества «Моё Солнышко»
Оформление альбома «Чудо-Солнышко» (воспитатель и дети)
2-я половина дня
Оформление выставки детского творчества «Моё Солнышко»
Наблюдения за посадками производятся в течение 2-х недель, результаты наблюдений фиксируются в дневнике наблюдений. В конце проекта подводятся итоги, делаются выводы. (Наблюдения за посадками по конкретным дням в план не внесены).
Начиная со 2-ой недели проекта проводится работа с детьми по ОО «Художественно-эстетическое развитие» (лепка, аппликация, рисование). Детям предлагается сделать работу на тему «Моё Солнышко» в любой технике с использованием разнообразных материалов. Эти работы в дальнейшем будут использованы для оформления выставки.
Используемая литература:
1. Е. П. Левитан «Звёздные сказки» Моя самая первая книжка по астрономии.
Москва: Агенство «Суфлёр», Ростов на Дону, Феникс, 2012 год
2. Е. П. Левитан «Малышам о звёздах и планетах». Москва, «Педагогика-Пресс», 1993 г.
3. Н. А. Клушевицкая «Стихи и речевые упражнения по теме «Космос». Москва. Издательство «Гном», 2012 год
4. О. И. Донина, Л. А. Хамидуллина «Путешествие по Вселенной». Москва. Издательство «Аркти», 2009 год.
5. Энциклопедии для детей по теме «Космос»
Интернет-ресурсы:
1. Видеоматериалы youtube.com
«Солнышко» - музыкальный мультик
Обучающий мультик «Где спит Солнышко»
Видео телестудии Роскосмоса «Живое Солнце»
Наука для детей видео Космос/Солнце/Семён Учёный
2. Музыка для прослушивания:
Песни про солнышко – iplayer.fm
Инструментальная музыка «Земное Солнце» Андрис – audio mp3prima.com
3. Стихи для детей про Солнце – сайт numama.ru
4. Развивающие игры по теме «Солнышко» - сайт ped-kopilka.ru