Папки-передвижки

Проект «Люби и знай свой Коми край» с детьми раннего возраста

Анжелика Гудырева
Проект «Люби и знай свой Коми край» с детьми раннего возраста

Участники проекта : дети 2-3 лет, воспитатели, родители

Актуальность проекта :

У каждого народа сеть своя «изюминка» с традициями, культурой, обычаями. Именно это и различает народ друг от друга.

Надо с уважением относиться к земле, на которой живёшь, к традициям народа. Данный проект направлен на красоту коми национальных музыкальных инструментов и их разнообразие, на богатство наших лесов –животный и растительный мир.

Публикация «Проект „Люби и знай свой Коми край“ с детьми раннего возраста» размещена в разделах

Воспитывая у детей любви к своей малой Родине мы столкнулись с тем, что коми национальных музыкальных инструментов в детских садах недостаточно, а в нашей возрастной группе их вообще нет, дети не знают диких животных.

В решение данного вопроса нам захотели помочь родители воспитанников, откликнулись и предложили свою помощь в изготовлении некоторых инструментов и других пособий.

Поэтому активная роль в проекте принадлежит нам, как педагогам. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым.

Наиболее доступной, понятной познавательной областью для детей 2 - 3 лет является стимулирование и развитие эмоциональной отзывчивости и творческой активности дошкольников через игры, в данном проекте - на коми музыкальных инструментах и дидактические игры.

Цель проекта :

Формирование системы представлений у детей раннего возраста о природе родного края через различные виды деятельности.

Задачи проекта :

Знакомство с народными музыкальными инструментами, растительным и животным миром Республики Коми.

Способствовать к самостоятельной деятельности детей через использование коми народных инструментов.

Воспитывать уважение, любовь и бережное отношение к живому.

Привлечь родителей к оснащению музыкального центра коми народными музыкальными инструментами и организации Коми уголка в группе.

Результат проекта :

Дети проявляют интерес к коми национальным музыкальным инструментам, к диким животным эмоционально отзываются на игры с ними. Создан Коми уголок в группе. Родители стали активными участниками пед. процесса.

Период реализации проекта : сентябрь -декабрь2018 г.

Риски реализации проекта :

-трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ

-участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.

I этап. Организационно-подготовительный

(сентябрь - октябрь 2018 год)

Мероприятие Срок Ответственные

-Изучение опыта работы в соц. сетях

-Подбор наглядно-иллюстративного материала.

-Подготовка видео и аудио записей для просмотра и слушания

-Оформление альбома:

«Коми национальные музыкальные инструменты»

«Коми орнаменты»

Альбом «Люби и знай свой коми край»

-Консультации для родителей:

«Музыка в жизни ребёнка»

«Как знакомить ребёнка с Коми краем?

«Роль коми народных сказок для формирования личности ребёнка»

-Оформление в приё мной стенда:

«Этнокультурное направление в детском саду»

-Изготовление коми национальных музыкальных инструментов (шур-шар)

-Изготовление игр :

«Подбери пару»

«Сложи картинку»

«Большой- маленький» и др.

-Оформление Коми уголка в группе

-Фото отчёт, оформление стенгазеты в приёмной группы

Сентябрь – октябрь

2018 г.

воспитатель

II этап. Основной (октябрь-декабрь 2018 г.)

Мероприятие Срок Ответственные

Социально-коммуникативное развитие

-Игры на коми национальных музыкальных инструментах

-Рассматривание альбомов: «Музыкальные инструменты народа коми»

«Животные Коми края» Октябрь-ноябрь г. Воспитатели

Дидактические игры:

-«Подбери пару»

-«Коми музыкальные инструменты»

-«Большой- маленький»

-«Найди пару»

-«Один- много»

-«Животные и детёныши леса»

-«Сложи картинку» Октябрь-декабрь Воспитатели

Познавательное развитие Просмотр презентации «Шур-шар» ноябрь Воспитатели

НОД «Весёлый мячик шур- шар» декабрь Воспитатели

Художественно-эстетическое -Раскраски «Коми инструменты»

-Изготовление пособия «Красная книга Республики Коми»

(нетрадиционными способами рисования» Ноябрь-март Воспитатели

Речевое -беседа «Волшебные инструменты»

-Рассматривание сюжетных картин с дикими животными. ноябрь Воспитатели

III этап. Аналитико-информационный

(октябрь – декабрь 2018 г.)

№ Мероприятие Срок Ответственные

1 Фото отчёт работы над проектом в приёмной для родителей декабрь воспитатели

2 Анализ эффективности реализации проекта декабрь воспитатели

3 Оформление опыта работы по реализации образовательной деятельности с детьми над проектом Сентябрь-декабрь воспитатели

4 Презентация проекта декабрь воспитатели

Работа с родителями:

1. Консультации :

«Приобщение детей к народным традициям»

«Музыка в жизни ребёнка»

«Как знакомить ребёнка с Коми краем?

«Роль коми народных сказок для формирования личности ребёнка»

2. Оформление в приёмной стенда «Этнокультурный компонент в детском саду»

3. Изготовление коми национальных музыкальных инструментов

4. Фото отчёт работы над проектом в приёмной.

5. Оформление Коми уголка в группе.

6. Шитьё коми костюма для куклы и других пособий.

Выводы:

Подводя итоги можно сказать, что технология проектирования дает эффективный результат в организации педагогической деятельности с детьми, которая достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определенной проблемой.

Список используемой литературы :

1. Танцуют дети Сборник с методическими рекомендациями для воспитателей и музыкальных руководителей для детских садов. Сыктывкар. Коми книжное издательство. 1992.

Интернет ресурсы:

1. https://foto11.com/komi/art/musicinstruments/idiophon.php

2. https://komiedu.ru/sistema-obrazovaniya-rk/obrazovanie/razvitie-obrazovaniya/luchshie-praktiki/rk/detail.php?ELEMENT_ID=9455

3. https://komiedu.ru/upload/iblock/7e1/nepeyvoda.pdf

Приложения :

Приложение 1

НОД по познавательному развитию

«Весёлый мячик» (шур-шар)

в группе раннего возраста №2.

Цель: Знакомство с коми национальным инструментом шур-шар.

Задачи:

Воспитывать интерес к коми инструментам.

Способствовать навыкам игры на коми национальных коми инструментах шур-шар.

Способствовать запоминанию внешнего вида инструмента, его звучания.

Материал: ИКТ презентация, инструмент шур-шар,

Ход занятия :

Дети входят в группу.

Воспитатель читает стихотворение:

Внимание, внимание,

Зову я всех ребят

Сегодня на занятие

Немного поиграть…

Посмотрите какой у меня сегодня замечательный мячик. Мне кажется, он не простой (пошуршать им, он какой? (весёлый, красивый, правильно- весёлый, называется шур-шар (дети повторяют хором и по отдельности 3-4 ребёнка)

Рассматриваем с детьми инструмент, на что похож, твёрдый или мягкий, большой или маленький.

Чтобы с мячиком играть

Надо нам его бросать

Мячик, мячик, поспеши

Что нам делать – покажи.

-Кто хочет поиграть волшебным мячиком? (ответы детей)

-Подвожу детей к столу- там несколько таких мячиков- дети играют.

Включаю ИКТ «Весёлый оркестр» (дети играют на инструментах) под звучание коми инструментов.

Шур- шар хвалит детей и хочет остаться жить в нашей группе. С детьми определяем где будет жить инструмент и помещаем его на полку с другими музыкальными инструментами.

Любуемся, радуемся. Хором и по отдельности вспоминаем название инструмента.

Приложение 2

Альбом

«Музыкальные инструменты народа Коми»

Приложение 3

Консультация для родителей

«Как знакомить ребёнка с родным Коми краем

2. Беседы-рассказы о своей работе.

Расскажите детям о своей профессии, предприятии, на котором работаете: что вы делаете, какую пользу приносит людям ваш труд, что вам нравится в вашей работе, каких нравственных качеств она требует (ответственности, внимания, умения, контактировать с другими людьми и др., что было бы, если бы вы работали плохо. Если есть возможность, проведите экскурсию с ребёнком на месте своей работы. Рассказывайте, какую продукцию производит ваше предприятие, кому и для чего она нужна, куда её отправляют. Попросите коллег по работе рассказать о своей профессии, покажите «Доску почёта» вашего предприятия.

3. Игры со строительным материалом, конструктором.

Предложите ребёнку построить дом, улицу, на котором он живёт, детскую площадку. Поиграйте в «новоселье», помогите разместить игрушки, чтобы им было комфортно. Подумайте и постройте город будущего, чтобы он был красив и удобен.

4. Игрушки.

Приучайте ребёнка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Продемонстрируйте на конкретном примере: «Как ты думаешь, сколько людей трудилось, чтобы сделать для тебя рубашку? Давай посчитаем?». Давайте возможность ребёнку сначала самому назвать профессии тех, кто делал рубашку. А затем дополните его познания.

5. Домашняя библиотека.

Хорошо, если дома у ребёнка есть своя полка с любимыми книгами, где представлены разнообразные сказки народов нашей страны, книги о людях разных профессий, о природе. Безусловно, интересны и полезны книги классиков русской детской литературы, стихи, рассказы современных писателей. Читая детям книги, объясняйте отдельные моменты, отвечайте на вопросы, просите пересказать услышанное, заучивайте полюбившиеся строчки стихотворений. Такое совместное обсуждение содержания книг полезно и для формирования у ребёнка правильных представлений об окружающей действительности, и для воспитания нравственных чувств и отношений. Посетите городскую библиотеку, обратите внимание на количество книг и условия их хранения, бережного отношения к ним.

6. Воспитывайте у ребёнка уважительно-бережное отношение к хлебу.

Расскажите о нелёгком труде хлеборобов в суровых климатических условиях Севера. Приучайте остатками хлеба кормить птиц.

7. Посещение музеев, выставок и др.

Обогащайте ребёнка впечатлениями, но очень важно не утомить ребёнка, не перенасытить его информацией, не вызвать угасание интереса. Быть в музее нужно столько, сколько это интересно ребёнку. Лучше посещать музеи в несколько этапов, в зависимости от возраста и интереса ребёнка.

8. Коллекции.

Коллекционирование расширяет, уточняет знания. Коллекционировать можно марки, значки, открытки, календарики о природе, городах, достопримечательностях РК. Для ребёнка очень важно поделиться впечатлениями, информацией, пусть он приносит свою коллекцию в детский сад и расскажет о ней другим детям.

9. История.

Детей дошкольного возраста обязательно надо знакомить с героями ВОВ, с медалями, орденами, семейными реликвиями. Чтение литературы о ВОВ, о подвигах героев, слушание песен военных лет, участие в параде 9 Мая – формирует у детей понятие, что война это не лёгкое, увлекательное действие, а общая беда, и что от них зависит будущее Родины

10. Увлекательные путешествия.

По Республике Коми можно совершать путешествия, имея под рукой глобус, карту или альбомы. Путешествовать можно всей семьёй. Рассматривая иллюстрации, рассказывая интересные факты, родители обогащают знания и представления детей о родном крае.

11. Родные в разных уголках страны.

Попросите родных рассказывать детям, чем славится их город, республика, показывать достопримечательности. Читайте детям сказки народов мира. Обратите внимание на то, что у каждого народа есть свои герои, которые боролись за добро.

12. Природа родного края.

Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком полезно отправиться с ребёнком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, собрать дары леса. Воспитывая любовь к природе родного края, важно приучать детей беречь природу, охранять её. Здесь важен пример родителей.

Рассмотрите альбомы, книги, иллюстрации о разнообразии природы: седая тундра, зелёная тайга – разноцветная наша Республика Коми. Её надо охранять, поэтому в РК есть заповедники, в них выращивают редких животных, растения. Привлекайте детей к выращиванию растений. Участвуйте в субботниках по озеленению территории д/сада, около своего дома, в городе.

13. Ролевые игры.

Участвуйте в ролевых играх детей, отражающих труд людей. Обогащайте сюжет, действия игры, диалоги – читая и рассказывая детям о труде людей, живущих в РК. Рыбаки, оленеводы, животноводы и другие профессии, характерные только для Коми края.

14. Искусство.

Рассказывая детям о людях, прославивших РК: художниках, спортсменах, композиторах и др. Мы приобщаем детей к культурному наследию Коми земли. Детей необходимо знакомить с изделиями народного промысла, фольклором, музыкой, сказками коми народа, чтобы обогащать эмоциональную сферу. Народное творчество – это неисчерпаемый источник нравственного воспитания детей.

Приложение 4

Приложение 5

Консультация для родителей "Музыка в жизни ребёнка"

Приложение 6

Консультация для родителей "Роль коми народных сказок"

для формирования личности ребенка

Произведения фольклора, отражая мировоззрение своих создателей, результаты их наблюдений над природой, поведением человека, взаимоотношениями людей, представляют интересный источник познания родного языка, народного быта и средство воспитания подрастающего поколения.

В фольклоре можно найти все для всестороннего развития детей. Он образен, а потому развивает ребенка духовно и эмоционально, будит в нем воображение, чувство красоты и гармонии, несет в себе жизнерадостность. Фольклор, как экология души способен решить многие воспитательные задачи, он открывает перед детьми притягательную силу народного слова, родного языка, воспитывает эстетический вкус. Все это дает первые ростки понимания наших корней – любви и привязанности к маме, родному дому, к родному краю.

Приобщение к фольклору, его выразительность дают возможность раскрыть для детей сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности, т. е. ввести детей в общемировую культуру, в истоках которой всегда есть народное творчество. Коми народные сказки вбирают в себя лучшие национальные традиции. Рассказывают нам о нравственных качествах человека, о красоте северной природы ярким народным языком, учат детей понимать «доброе и злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу и великодушие не только к людям, но и к природе, понимать ее состояние.

Существует необходимость более глубокого ознакомления детей с этнокультурой края. Это особенно важно в связи с возросшим интересом общества к истокам традиционной культуры, историческому прошлому своего народа, с необходимостью развития у детей способности полноценно познавать, изучать, осваивать элементы этнокультуры родного края. Недостаточное использование элементов этнокультуры в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений в значительной мере отрицательно сказывается на уровне и качестве эстетического воспитания и художественного образования детей.

Соприкосновение с народным творчеством духовно обогащают детей, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Огромную роль в развитии духовности, формирования этнокультурной компетентности детей играет народное творчество, которое является неоценимым богатством, способствуют развитию творческой личности.

Приложение 7

Консультация для родителей

«Этнокультурный компонент в детском саду»

Государственная политика в области дошкольного образования на современном этапе обусловила необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в МАДОУ: в ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание.

Большое внимание уделяется этому направлению и в нашей Республике Коми. Правительство подготовило документы, с которыми мы предлагаем Вам ознакомиться :

Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края.

Основная образовательная программа нашего детского сада предусматривает реализацию регионального компонента. Этнокультурный компонент реализуется как часть непосредственно образовательной деятельности (НОД) в познавательном и художественно-эстетическом направлении в развитии воспитанников и составляет 10% от общего количества времени, реализуется со II младшей группы.

В ФГОС ДО определены принципы дошкольного образовании, одним из которых является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития детей.

Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.

Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Основные направления деятельности МАДОУ по реализации регионального компонента:

- изучение национальных традиций и обычаев,

- воспитание любви к природе родного края и его обитателям,

- уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову,

- преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к другим.

Ознакомление детей с народной культурой и традициями Коми народа происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области: «Социально - коммуникативное развитие», «Художественное - эстетическое», "Познавательное развитие" и др. Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что мы, педагоги, хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго.

Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом.

На занятиях, в объёме Программы, основной её части, дети знакомятся с историей возникновения России и Республики Коми, достопримечательностями и выдающимися людьми нашей страны и нашей республики, обогащают знания о животном и растительном мере родного края, организуют выставки детских рисунков и поделок на тему.

В настоящее время нашими педагогами уделяется большое внимание проектной деятельности в реализации регионального компонента. Благодаря которой создаются презентации, фотоальбомы и коллекции, посредством которых ребята пополнят свои знания о малой родине и Отечестве.

Для обеспечения реализации этнокультурного направления в нашем детском саду создана эстетически привлекательная образовательно-культурная среда, направленная, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и патриотического воспитания детей. Это, прежде всего: создание мини-музеев и уголков по этнокультурному компоненту, расположенных в групповых помещениях, стенда в коридоре детского сада «Республике Коми – 95 и др.

Семья является главным источником народных традиций. Активное взаимодействие с родителями помогает собирать экспонаты для музея, фотоматериалы, проведение народных праздников с элементами регионализации, оформление развивающей среды

.

Одним из необходимых условий экологического воспитания является формирование у детей эмоционального отношения к миру природы родного края. Желательно, чтобы они радовались, огорчались, удивлялись природным объектам, чтобы мир природы сделался неотъемлемой частью мира ребёнка. Восприятие художественной литературы и фольклора - эффективное средство привлечения внимания дошкольников (сказки, легенды, потешки, поговорки, пословицы, загадки, которые легко и органично входят в жизнь ребёнка, вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, слова дети приобщаются к его красоте, чувствуют принадлежность к культуре своего народа, знакомятся и учатся любить мир).

Актуальностью воспитания детей дошкольного возраста с использованием регионального компонента становится жизненно-необходимой, приоритетной задачей в воспитании детей.

А знакомство с окружающим миром, с литературой способствует развитию образного мышления, наблюдательности, внимания, активизирует речь детей, формирует целостность картины мира.

Таким образом, в современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса, охраны и укрепления здоровья детей в МАДОУ. Мы пришли к выводу, что одним из инструментов создания таких моделей выступает интеграция. Многие специалисты определяют ее как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранения здоровья и свободного пространства детства.

Приложение 8 Раскраски

Приложение 9 Дидактические игры

Дидактическая игра «Найди пару» (Коми орнаменты)

Дидактическая игра «Парочки» (Птицы наших лесов)

Дидактическая игра «Большой-маленький»

Дидактическая игра «Один-много»

Дидактическая игра «Животные и детеныши леса»

Дидактическая игра «Подбери пару»

Дидактическая игра «Сложи картинку»

Дидактическая игра «Коми музыкальные инструменты»

Приложение 10

Шитьё коми костюма для куклы.

Изготовление родителями кукол- скруток для Коми уголка :

Изготовление и роспись матрёшек Коми орнаментом

Изготовление и роспись лошадка-каталка

Приложение 11 Оформление в группе Коми уголка :

Приложение 12 «Красная книга Республики Коми» (изготовление с детьми)

Приложение 13

Изготовление коми национальных музыкальных инструментов:

Публикации по теме:

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Люби и знай свой край родной. Нижний Новгород» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию (с использованием ИКТ) «Люби и знай свой край родной!».

Квест-игра «Люби и знай свой край» для детей 5–7 лет Цель: формирование интереса дошкольников к изучению природы родного края Задачи: обучающие: расширять представления детей о.

Стихотворение «Люби и знай свой край! Бурятия». Легенда о БайкалеСтихотворение «Люби и знай свой край! Бурятия». Легенда о Байкале Стихотворение про Байкал! Алмаз в оправе гор Хамар-Дабана, О, чудо света, сказочный Байкал! Здесь рай земной душе, в том нет обмана, Лишь.

Презентация «Образовательный маршрут «Люби и знай свой край! Самара» Тема маршрута: «Люби и знай свой край Самара» Целевая аудитория: родители и дети 4-5 лет Автор: Хоршева Юлия Александровна воспитатель МБДОУ.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» Муниципальное общеобразовательное дошкольное учреждение Агинский детский сад «Малыш» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию.

Проект по патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай» “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал” Е. Симонов.

Проект «Родной свой край люби и знай» в подготовительной к школе группе Тип проекта: информационный - познавательный Продолжительность: долгосрочный (октябрь 2018г. – январь 2019г.) Участники проекта: воспитатели,.

Сценарий праздника «Родной свой край Люби и знай!» (средний возраст) Цель: Формировать у детей представления об истории и культуре мордовского и русского народов. Задачи: Образовательные: - систематизировать.

Сценарий викторины «Люби и знай свой Пензенский край» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий викторины «Люби и знай свой Пензенский край» для детей старшего дошкольного возраста Задачи. 1. Систематизировать знания детей об истории Пензенского края, его растительном и животном мире. 2. Развивать познавательный интерес,.

Сценарий викторины по экологии «Знай и люби свой край» Викторина по экологии «Знай и люби свой край». Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Горбачева Галина Анатольевна Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Люби и знай свой Коми край» с детьми раннего возраста
Опубликовано: 25 июня 2019 в 12:39
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД